Политические реформы в современной России

РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В начале XXI века в России, по прошествии 15 лет реформ, отсутствует единое понимание целей и перспектив развития российского общества, но в целом Россия движется в направлении модернизации. В сфере социальных отношений наблюдается “обуржуазивание” правящей элиты, усиление крупных и средних предпринимателей; в сфере отношений между государством и обществом - формирование гражданского общества; в экономической сфере - создание рынка.

Программа реформ, от какой бы политической силы она ни исходила, основывается на определенной хозяйственной концепции. Поэтому существует множество теоретических моделей, в которых определяется последовательность шагов для перехода к новому механизму социально-экономического регулирования. Авторитетные специалисты считают, что общий подход, используемый во всех странах, вовлеченных в процесс преобразовании, включает в себя неразрывно связанные между собой следующие моменты: 1) сдвиг в отношениях собственности (приватизация); 2) комплекс мер, необходимых для стабилизации, либерализации и макрорегулирования; 3) политическая поддержка этих изменений (Я. Корнай).

В проблеме реформирования сегодняшней России острым остается вопрос о том, должна ли быть особая, российская, модель перехода к рынку или Россия пойдет курсом, общим для всех стран? Если мы признаем самобытность российских политических и государственных институтов, то мы должны поставить вопрос о существе этой самобытности. Суть российской самобытности заключается в гипертрофированной роли государства в жизни страны.

Интересно посмотреть, на то, как оцениваются политические реформы в России за рубежом. Аналитики отмечают существенный разрыв в темпах политических и экономических реформ в качестве главной особенности президентства В.В.Путина. Таков основной вывод доклада, подготовленного совместно "Экспертным институтом" и Американской торговой палатой к сегодняшней конференции, посвященной экономическим итогам прошлого года и перспективам сотрудничества России и США.

Складывается впечатление, пишут авторы доклада, что экономические реформы переместились в приоритетах правительства на второй план. Из намеченных в экономике мер, по их мнению, себе в актив правительство может записать лишь принятие второй части Налогового кодекса, да и то без "важнейшей для бизнеса главы о налоге на доходы". Из копилки очевидных достижений правительства выпало и "беспрецедентно быстрое" утверждение бездефицитного бюджета. Теперь это тоже под сомнением из-за неурегулированной проблемы платежей Парижскому клубу кредиторов. В то же время все "задумки, касающиеся изменений в политической сфере, при активном участии президента и правительства реализуются быстро и "малой кровью".

По мнению авторов доклада, такой разрыв в темпах и подходах к реформам в политике и экономике таит в себе угрозу: "набравший былую силу и власть" госаппарат будет стремиться направить свои усилия на "консервацию существующего порядка, позволяющего бюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную часть ресурсов". Наиболее ярким свидетельством такого поворота дел авторы доклада считают "возросшую активность прокуратуры и других силовых ведомств по вмешательству в хозяйственные споры" с позиций одной из сторон, а также решения исполнительной власти, направленные на сохранение неравных условий конкуренции. В результате всего этого, по мнению экспертов, в прошлом году оценки бизнесом инвестиционного климата в стране ухудшились.

По словам директора Экспертного института Евгения Ясина, сейчас власть стоит перед выбором, делать ли ей ставку на бюрократию или свободную экономику. А по мнению президента Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерса, индикатором действительных намерений российских властей станет то, как "президент Путин сможет подтвердить приверженность структурным преобразованиям". "А от Думы мы ждем как мер по дебюрократизации, так и завершения введения в действие второй главы НК", - заявил он. По его словам, американские компании заинтересованы в инвестировании не только в российский ТЭК и потребительский сектор, но и в автомобилестроение, а также "внимательно следят за развитием авиастроительной отрасли".

В настоящее время серьезно меняется роль и место России в мире. Оно во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.

Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к “допетровским временам”. Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Для современной России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. “Тюркский” и “исламский” фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода “санитарный кордон” стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на “геополитический императив”, реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве “сверхдержавы” сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным.

В связи с изменением внутриполитической и внешнеполитической ситуации в России в начале XXI века политологи отмечают ряд серьезных проблем в развитии российской государственности.

Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.

Хотя по Конституции Россия - это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с “президентской республикой”, в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России - малосамостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.

Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям прежде всего для защиты от своих политических и экономических противников (дело ЮКОСа).

Принятый в 1993 году вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать.

Это привело к тому, что оппозиция с самого принятия Конституции повела “атаку” на нее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство в парламенте не гарантирует ей право на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентские выборы в 2004 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить пост президента. Однако многие аналитики считали, что любой следующий президент, даже если им стал бы яростный сторонник парламентской республики, забыл бы о своих обещаниях, ибо существует огромный соблазн использовать неограниченную российскую президентскую власть.

Такая конституционная коллизия в условиях сильной политической оппозиции создает в России ситуацию перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Но главная проблема становления новой российской государственности состоит не в наличии этого конфликта, а в том, что разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том числе и Конституцию Российской Федерации.

В современной России для формирования правового государства необходимо, во-первых, создать соответствующее правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).

В результате десятилетия политических и экономических реформ современное российское общество выглядит социально разобщенным и прежде всего по базовым ценностям, идеи демократии для многих россиян стали в настоящее время синонимами всего плохого и поэтому не могут служить консолидирующим фактором.

Президент России недавно объявил о “пропаже” национально-государственной идеи, но пока государственная власть в России не может предложить вразумительного “общего дела”, консолидирующего российское общество.

Целый ряд проблем в становлении новой российской государственности существует в России во взаимодействии государства и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и индивида можно выделить два аспекта проблем - правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и “бросило” индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.

Другой комплекс проблем возник во взаимоотношении государства и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государство традиционно стремится сузить сферу “гражданского общества” и охватить своим контролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую самостоятельность и инициативу.

Важной проблемой становления российской государственности выступают отношения государства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса - мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы) и внешних займов.

В настоящее время Россия находится на пороге новой серии политических реформ. По заявлению президента Путина, реформа будет проведена ради адаптации государственной власти к работе в условиях объявленной террористами войны. Главным условием противодействия терроризму является единство России.

Необходимость новой серии политических реформ вызвана следующими кризисными явлениями в развитии российской государственности. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса. Этот кризис проявился в: 1) неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; 2) неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; 3) неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; 4) деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; 5) перманентных кризисах Правительства; 6) падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; 7) неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после обвала “пирамиды” внутреннего и внешнего долга России в августе 1998 г.

Сущность предложенной политической реформы:

1. Отмена прямых выборов губернаторов населением.

По предложенному сценарию, губернаторы должны избираться законодательными собраниями субъектов Федерации по представлению президента РФ. Мотивируется это тем, что корни терроризма лежат в проблемах регионов, за которые отвечают их главы.

2. Переход к модели 100%-ных пропорциональных выборов в нижнюю палату парламента (Государственную Думу РФ).

Переход к пропорциональной системе выборов в парламент при сохранении ныне действующего барьера в 7% приведёт к практически полному контролю исполнительной власти над парламентом.

3. Воссоздание Министерства РФ по национальной политике и формирование Особой федеральной комиссии по Северному Кавказу.

Планируется, что комиссии будут предоставлены широкие полномочия по координации деятельности на Северном Кавказе различных федеральных ведомств, а в отдельных случаях - координация действий силовых ведомств.

4. Укрепление системы и расширение полномочий спецслужб.

Ужесточается политика государства в отношении организаций, в частности, религиозных, которые содействуют террористам. Путин заявил, что спецслужбы будут впредь уничтожать террористов "прямо в их логове, а если потребует обстановка, и за рубежом".

К этому следует добавить, что в Думе уже лежит целый ряд законопроектов, суть которых - в более жесткой системе контроля за гражданами России и приезжими.

Предложенная реформа вызвала широкую дискуссию в РФ и за рубежом. Эти идеи встретили поддержку в кругах политической и экономической элиты России, а на Западе были подвергнуты жёсткой критике. Реакция Запада на инициативы Путина может быть объяснена следующими обстоятельствами:

1. Вызывает беспокойство не столько намерение Кремля ослабить губернаторов и усилить контроль над парламентом, сколько явно усилившиеся военные и политические амбиции России;

2. РФ может восстановить свой контроль над соседними территориями, прежде всего, с русскоязычным населением. Экспансия при этом будет мотивироваться войной с терроризмом, что ограничит для администрации США возможности критиковать Россию, поскольку Вашингтон сам широко ссылается на необходимость антитеррористической войны.

Таким образом, подведу некоторые итоги, характеризующие сущность проводимой реформы и ее основных противоречий:

1. Инициативы Путина объективно содействуют усилению власти Кремля и упорядочивают отношения между центральной властью и губернаторами, укрепляют исполнительную вертикаль власти;

2. Внедрение пропорциональной системы выборов в нижнюю палату парламента способствует формированию публичной политики и подрывает влияние региональных коррумпированных клик;

3. Укрепление вертикали власти в России невыгодно Западу (особенно ЕС), который видит в данном процессе основу для восстановления мощи РФ и, соответственно, её позиций на международной арене;

4. Централизация власти в России не может не задевать интересов Украины и не сказываться на будущих перспективах украинско-российских отношений. В этой связи, нынешняя, сверхцентрализованная конституционная система Украины более выгодна для Москвы, чем предложенная в проекте конституционной реформы президентско-парламентская модель. Главное преимущество последней - в рассредоточении властных полномочий, что сделает менее эффективной любую попытку прямого давления на украинского президента со стороны Москвы.

Список литературы

 1. Государственное право Российской Федерации: Учеб / Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юридическая литература, 2003.

2. Зеркин Д. П. Основы политологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 1996.

4. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Приор, 2004.

5. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(14.4 KiB, 87 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!