Политические образования восточных славян накануне возникновения государства
С начала I тысячелетия н.э. надерритории Восточно-Европейской равнины расселились славянские племена. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Их основным занятием было земледелие, занимались они также скотоводством и различными ремеслами. Большое количество римских монет II—IV вв. н.э., найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами - дружиной, все более явственно возвышаясь над соплеменниками. Под влиянием завоевательных походов славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку. Это были еще догосударственные образования, своеобразная политическая форма объединений эпохи «военной демократии», для которой были характерны особая роль народного собрания как высшего органа власти, участие всех взрослых мужчин-воинов в решении важнейших вопросов общественной жизни. Основой организации общества была община (вервь). Постепенно из родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) выделился правящий слой. Как правило, эти объединения становились основой возникновения государства.
В V—VI вв. в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе восточные славяне создали более десятка таких племенных союзов или княжений. Русская летопись «Повесть временных лет» указывает на существование племенных союзов (княжений) полян (вокруг Киева), родимичей (на реке Сож), вятичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск — Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменских словен (Новгород). Рядом со славянами здесь жили угро-финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты — предки современных эстонцев, латышей и литовцев.
К VII в. славянские племена переходят к более устойчивым политическим образованиям. Русские летописи, арабские авторы, германская хроника упоминают Куявию (княжение Кия, располагалось на Киевской земле), Славию (объединение северо-западных племен в районе озера Ильмень) яАртанию (ее местоположение точно не определено, одни историки отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшейся т Таманском полуострове, другие — помещают ее на Волге). Тогда же стали складываться и города-центры в каждой из земель: Киев, Новгород, Чернигов, Полоцк, Изборск, Смоленск, Туров и др. Однако окончательное оформление Древнерусского государства как раннефеодальной монархии происходит лишь во второй половине IX — начале X в., когда вокруг Киева была объединена основная масса восточнославянских земель. В этот период возникают и укрепляются государственные институты, государственные порядки превращаются в доминирующие, а княжеская власть становится наследственной.
Упрочение верховной власти у восточных славян связано с летописным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Как утверждает летопись, приглашенный на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился на новгородском княжении в 862 г. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси. Возникает одно из крупнейших государств в истории европейского средневековья, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь». О нем мы имеем уже более четкие представления, так как история его описана в русских летописях, арабских и византийских хрониках, воспета в былинах и скандинавских сагах лучше, чем предыстория, представлена археологическими памятниками. Окраины этого государства, сильно разросшегося уже к XI в., упирались на юге в степные просторы, где ему приходилось контактировать с кочевыми народами Средней и Центральной Азии, волнами накатывавшимися в приволжские и причерноморские степи. На севере Киевская Русь граничила с Балтикой и таежным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испытывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть сравнимо с влиянием южного соседа Руси — Византии.
Славянские племена, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. Возникновение у них классового общества привело к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытно-общинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу.
О термине «Русь»
Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись, — поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово «рос» («рус» и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о «законе русском», под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в X в., в известном сочинении «Об управлении империей» неоднократно говорит о росах как о народе и даже о «России» как о стране.
Существуют две основные трактовки происхождения этого термина. Одна из версий связывает его появление со скандинавской этимологией. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что термин «русь» возник в северо-западных новгородских землях. Там сохранилась богатейшая древняя топонимика, связанная с ним (Пору-сье, Русса, Старая Русса, Новая Русса, Руси но-русская дорога, Око-лорусье, Русаноно, Русовшина и т.д.). По их мнению, источник этого термина — древнескандинавский глагол «гоа» (грести). Рутси, руси (гребец) — так называли появившихся на восточнобалтийском побережье уже в V в. скандинавов местные народы: финны, карелы, саамы. Они считают, что в Новгородской земле этот термин использовался поначалу в значении войска, дружины, в подтверждение приводя фрагменты из «Повести временных лет» и сочинений византийского императора Константина Багрянородного. И только позже этот термин превратился в название территории, государства (с 911 г., договора Олега с Византией).
Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Таким образом, делается вывод об автохтонном (среднеднепровском, Полянском) происхождении термина.