Политическая жизнь в Риме в конце Республики
В то время как Помпей устраивал дела на Востоке, в самом Риме кипела ожесточенная борьба партий и котерий. В то время как рабы и низшие слои свободных боролись за освобождение от рабства, за передел земли и кассацию долгов, магнаты воевали друг с другом за верховенство в государстве. Сила магнатов заключалась в их богатстве, землях (латифундиях) и клиентах, вербуемых во всех общественных слоях. За каждым магнатом стояла целая армия его друзей, клиентов и рабов. Из своих клиентов римские магнаты — Помпей, Красс, Домиций Агено- барб, Цезарь и др. — набирали целые армии, во главе которых они сражались друг с другом за верховную власть в республике.
Состояние Помпея, вассалами которого были не только отдельные лица, но даже целые города и провинции, исчислялось десятками миллионов сестерций. Союзник Помпея Домиций Агенобарб во время войны Цезаря с Помпеем составил из своих людей — рабов, вольноотпущенников и колонов — флотилию из семи быстроходных кораблей, с которыми он предпринял осаду Массилии (navibus actuariis septem, qnas lgili et in Cosano a privatis coactas servis, libertis, colonis suis compleverat).
Значительная часть населения находилась в кли- ентстве у магнатов, рассматривая их как своих покровителей. В последнее столетие Республики считалось даже правилом, что всякий человек должен быть чьим-либо клиентом (hominem alicuius), находиться под чьим-либо покровительством (se commendare alicui). У клиентов могли быть свои клиенты, так сказать, клиенты второй степени, и таким путем создавалась иерархическая лестница клиентских зависимостей и отношений. В последние века Республики избирательные кампании как в центре, так и в провинциях собственно и сводились к вербовке клиентов и организации выборщиков. Исход выборов, принятие или отклонение законопроектов зависели от числа клиентов и умелой агитации.
Существовали даже специальные руководства для соревнующихся в соискании государственных должностей, в которых излагались методы агитации, приобретения клиентов и борьбы с противниками. Сначала, говорится в одном из таких руководств, надо агитировать среди своих друзей и клиентов, затем выйти на более широкую арену, привлекая на свою сторону возможно большее число выборщиков.
В руководстве отмечается, что дружеские связи нужно укрепить и расширить и всяческими средствами следует привлекать на свою сторону магистратов, сенаторов и всадников. Не следует пренебрегать и мелкими людьми - клиентами, вольноотпущенниками, гражданами своей трибы и даже рабами; хотя те и не участвуют в выборах, но репутация человека зависит во многом от отзывов прислуги.
Само появление кандидата на улице должно внушить избирателям уважение. «Необходимо, чтобы ты собирал около себя каждый день множество людей всякого звания, всех возрастов и общественных положений, ибо из самого множества их можно сделать заключение, какие у тебя будут в предстоящей битве силы и возможности...».
Разными средствами можно добиться расположения народа. Кандидат должен быть приветливым, стараться запомнить как можно больше людей, при встрече называть каждого по имени, напрягая свою память и пользуясь услугами номенклатора - раба, который на ухо шептал бы, как зовут встречного. Лесть порочна в повседневной жизни, но она необходима, когда ищут консульства. Кандидат должен показать себя перед избирателями щедрым, и если у него недостаточно средств, чтобы угощать всех, нужно добиваться того, чтобы друзья прославили доброту и расположение к народу будущего консула.
В качестве наиболее действительных средств привлечения на свою сторону выборщиков и друзей рекомендовались ухаживание, благотворительность (benignitas), щедрость (liberalitas), настойчивость, лесть (blanditio), а больше всего угощение и подарки. По отношению к каждой категории гражданства применялись особые методы: к магистратам - одни, к городским общинам и союзам - другие, к низшим слоям плебса (infima plebs) - третьи. С этой целью в особую категорию выделялись коллективные единицы: ремесленные корпорации, общины, союзы и землячества. Для успешной агитации необходима предварительная работа среди населения в смысле изучения состава, количества, настроения и нрава избирателей не только самого Рима, Италии, но и провинций.
«Представь себе в уме и удержи в памяти всю Италию в ее разделении по трибам; перебери все муниципии, колонии, префектуры, чтобы не осталось ни одного места в стране, в котором бы у тебя не было опоры; расспроси и выследи людей из всех округов; познакомься с ними, попроси их, надавай им всяческих уверений, похлопочи, чтобы они стояли за тебя в пределах своей местности и чтобы они были как бы кандидатами твоего дела».
Но все это имеет успех лишь в том случае, если агитация сопровождается всенародными пирами (epulae), угощениями, раздачами и празднествами.
Из истории конца Римской республики можно привести много примеров, иллюстрирующих вышеизложенную программу политической агитации. К прямому или косвенному подкупу «многочисленной толпы» избирателей прибегали все известные нам политические деятели позднереспубликанского Рима, прежде всего, конечно, магнаты. Помпей устраивал угощения и раздачи в своих садах, Красс взял на себя снабжение городского населения хлебом в течение трех месяцев, Цезарь в 60 г. получил консульство лишь после того, как подкупил голосующие центурии. Политические подкупы даже старались оправдать теоретическими доводами. Так, Марк Туллий Цицерон полагал, что в демократической республике политические подкупы, если только они не слишком грубы, не содержат в себе чего-либо предосудительного: это в порядке вещей всякого «свободного» государства2.
«Мы должны допустить, чтобы люди, которые полагают в нас всю надежду, также давали нам что- нибудь: они не могут ни защищать нас на суде, ни служить заложниками, ни принимать нас за своим столом, у них ничего нет, кроме своих голосов»
Когда собственных средств не хватало, пускались в ход общественные средства: кормление массы за счет государства, частичные или полные кассации долгов (tabulae novae), раздача добычи, празднества и игры — словом все, что впоследствии объединялось общим наименованием «политика хлеба и зрелищ». В середине I в. число получателей дешевого хлеба в одном Риме, приблизительно при миллионном населении, достигло 320 тыс. То же самое, только, конечно, в меньших масштабах, происходило в муниципиях и провинциях. В случае успеха потраченные состояния с лихвой наверстывались во время войн и управления провинциями. В провинциях же такие всемогущие магнаты, как Помпей в Испании или Цезарь в Галлии, чувствовали себя настоящими «колониальными императорами».