Политическая организация общества

ПЛАН

1. Понятие политики и политической организации. Соотношение политики и экономики.

2. Сущность государства, его место и роль в обществе.

3. Демократизация советского общества как необходимое условие перестройки.

Список литературы

1. Понятие политики и политической организации. Соотношение политики и экономики.

Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что ее бытие зачастую фиксируется лишь в бытии экономических, социальных и управленческих явлений и процессов. Тем не менее вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности - необходимое условие ее изучения.

Политика многолика. Она и субъективна и объективна, выступает как воля и как мысль, как проект деятельности и сама практическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и объективация их в виде структур политической власти и управления.

Понятие политики охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. Это: а) организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом; б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования; в) политическое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений; г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть.

Научный анализ политики в самом широком понимании ее содержания включает, как минимум, ее рассмотрение в трех измерениях:

1. Институциональном - как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения;

2. Нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп;

3. Процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Ни одни из вышеотмеченных элементов политики и ни одно из измерений политической жизни не исчерпывают всего ее многообразия: будь то институты или ценности, нормы, властеотношения, политические идеи или практика.

Во всем своем многообразии мир политики - это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально-классовая структура или, скажем, различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно, специфична, в отличие от социально-экономических, культурологических сфер жизни и структур. Не поняв специфики политического, легко впасть в упрощенчество и вульгаризацию при объяснении процессов деятельности партий или органов государственной власти, вплоть до их мистификации.

Для обозначения феномена политики как социальной реальности в литературе используется ряд терминов. В их числе; «политико-социальная действительность», «политическое бытие», «политическое пространство», «политическая жизнь» и другие. Не следует отождествлять их с понятиями «общественного бытия» или, скажем, «экономической жизни», характеризующими объективную, материальную основу общественных отношений.

Реальность политики состоит прежде всего в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно сообщество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти (государство) защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.

Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. Она неразрывно связана с государственной властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.

В свою очередь любые формы политической деятельности неотделимы от политических отношений, которые получают свое выражение и закрепление в определенной системе норм, регулирующих поведение людей в обществе и их отношение к государственной власти, а также в политическом сознании.

Анализ политики как социальной реальности предполагает выяснение ее объекта, границ и соответственно критериев политического. Вообще речь идет об объективной стороне политики.

Что является объектом политической деятельности и отношений? Возможно ли очертить границы действия политики? Иными словами, всякий ли вопрос общественной жизни включается в сферу влияния политических институтов? Любую ли экономическую, социальную или идеологическую проблему можно и нужно относить к числу политических проблем или, по крайней мере, связанных с политикой?

На все поставленные вопросы следует дать один ответ: отрицательный. Исторический опыт убедительно доказал, что глобальная политизация общественной жизни - свойство тоталитарных систем, сковывающих естественное, объективно необходимое развертывание различных сфер общества. В демократических системах объектом политики выступает только то существенное в жизнедеятельности людей, что связано с интеграцией социальной целостности (нации, класса, общества, государства, партии или иной социальной организации). Это прежде всего выражение, защита и реализация всеобщего интереса. Судьбы человечества как такового, любого конкретного общества как единого организма, существование и развитие данного государства, нации как органического целого с ее культурой, определенного класса как господствующей или стремящейся к господству общности партии как политической организации, той или иной социальной общности, положение и роль человека как самоценности - все это включается в рамки объектов политики, выступает политической объективностью. Следует еще раз подчеркнуть, что говоря о политике как выражении общих социальных интересов, мы тем самым отнюдь не оставляем в стороне особенные, в т. ч. индивидуальные, интересы людей. Общие интересы — не что иное, как аккумулированные воедино интересы человека, его блага, подъема его культуры, обеспечения свободного самовыражения и развития каждого члена социума.

3а целым (обществом, нацией, классом) не теряется бытие части: отдельной личности, малой группы, трудового коллектива, семьи. Но их жизнедеятельность в той мере становится объектом политики, в какой, во-первых, государство берет на себя ответственность за обеспечение надлежащих условий для жизнедеятельности каждого; во-вторых, поскольку это связано с существованием самого целого (общества, государства и т. д.), отражает и реализует потребности и интересы общественной системы. Забота о благе человека, скажем, является неотъемлемой чертой деятельности государства, провозгласившего себя приверженцем гуманистических идеалов. Это его принцип. Реализация данного принципа - необходимое условие бытия такого государства. Отсюда вытекает определение как политического любого социального вопроса, то есть вопроса, связанного с обеспечением благосостояния и свободной жизнедеятельности народа в целом, каждой его части и отдельных граждан, независимо от их национальной или какой-либо иной общественной принадлежности.

Таким образом, объект политики - социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, более иди менее согласованной, деятельности всех социальных групп и организаций, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов, или же интересов господствующих групп, объявленных общесоциальными, обязательными. Политика (деятельность, отношения, власть) объективно призвана интегрировать в определенных рамках целостность общества, а также единство его составляющих групп как необходимое условие жизнеспособности существующей общественной системы и ее прогресса. Отсюда ясно, что сфера политики включает в себя все, что обеспечивает или, наоборот, препятствует, реализации общих интересов социальных групп и сообществ, все, что связано с человеческими ценностями: свободой, социальной справедливостью, социальным процессом.

В политике и объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних.

В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, личности через соответствующие организации и непосредственно.

Возникает вопрос, при всех ли обстоятельствах, в любом ли состоянии? Конечно, нет. Те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики, когда они обретают определенные политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъективностью. Понятие «субъективность», если вспомнить Гегеля, означает определение субъекта. Соответственно понятие «политическая субъективность» есть определение политического субъекта. Политическая субъективность - продукт развития общественных групп, отдельных личностей, их организаций. Это способность больших социальных групп или иных, возникших на их основе, образований через свои организации и непосредственно осуществлять политические роли. Это качество социальных субъектов связано с интеграцией, защитой и реализацией их общих интересов, т. е. интересов, связанных с целым.

Господствующий класс является субъектом политики, поскольку он выступает «представителем социальных потребностей вообще»6. В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло. Третье сословие в эпоху буржуазной революции обрело качество политической субъективности, когда противопоставило себя монархии, феодальному классу и повело борьбу за свои права и свободы.

Итак, политический субъект становится им в процессе своего развития. Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, т. е. сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих общих интересов.

Класс как субъект политики - это большая общественная группа, характеризующаяся сплоченностью своих членов, определенным уровнем осознания собственного положения, своих общих интересов, общих целей, а также имеющая своего лидера и определенные формы функциональной организации. Это общественная группа, активно участвующая в политической жизни.

Можно было бы сформулировать, опираясь на литературные источники, некоторые критерии политической субъективности: способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности (что обеспечивается авангардом социальной группы; возможность участия в принятии решений и их реализации; воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы; суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности; наличие существенных общественных последствий действия субъекта или отказа от этих действий. Отказ от общественно значимого действия — тоже политический факт.

В общественной жизни функционируют политические субъекты различных уровней, обладающие неодинаковыми масштабами развития свойств политической субъективности. Народ (нация, союз наций) и составляющие его большие социальные группы - первичные субъекты политики. В том смысле, что народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты, а также непосредственно. Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации - вторичные (по отношению к народу, социальным группам) субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Наконец, политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества - третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации. В этом ряду терминов меньше известен широкой аудитории термин «элита». Им обозначается более или менее сплоченная группа (правящая верхушка, руководящая часть партии или иной организации, движения), обладающая преимущественными по сравнению с другими, духовными, социальными и политическими качествами. Элита осознает себя особым, доминирующим слоем данного политического сообщества и воспринимается таковым.

Названные уровни политических субъектов могут быть представлены так: 1) народ (нации), большие социальные группы, 2) государство, партии и другие общественно-политические институты и организации; 3) политические элиты, индивидуальные лидеры, отдельные члены общества.

В соответствии с отмеченными уровнями субъектов политики различают: социально-групповую политическую субъективность (национальная, классовая), а также организационную и индивидуальную. Соответственно в литературных источниках дифференцируется субъект политики (народ, группа, личность) и субъект политических решений (институт, организация, политические лидеры).

2. Сущность государства, его место и роль в обществе.

Что же такое государство? Какова его природа? Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением.

Основными элементами государства являются: территория, население, власть. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым составляющим элементом государства является население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого М. Вебер утверждает, что «государство... - это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент».

Власть в государстве имеет институционализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

С точки зрения этого подхода, государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни. К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Существует и более узкий подход к государству, где государство понимается как организация политической власти, существующая в определенной стране. Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории; 2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциональный элемент государственности; 3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуждения (армии, служб охраны порядка и безопасности); 4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри страны и в международном общении; 5) право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер; 6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций.

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием национальных отношений.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики: исполнения решений, формирования и использования кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

Цивилизация накопила немалый опыт удовлетворения социальных потребностей людей. Это использование общественных фондов потребления для бесплатного образования, дошкольного воспитания, медицинского обслуживания, льготного отдыха, широкие социальные программы, на пример, программа строительства отдельных коттеджей для рабочих в Великобритании, общегосударственные и региональные программы защищенности и трудоустройства молодежи в Италии, Испании.

3. Демократизация советского общества как необходимое условие перестройки.

На мой взгляд, данный вопрос ставить в настоящее время попросту неправомерно, поскольку перестройка как таковая уже не существует. Поэтому я постараюсь взять на себя более тяжелое бремя (нежели перепечатывание соответствующего параграфа из второй части «Введения в философию»), а поговорить о проблемах демократизации современного российского общества и государства.

Демократия должна быть реальной. То, что провозглашено в Конституции, предстоит осуществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства соблюдать и защищать их; установление о многонациональном народе России как о носителе суверенитета и единственном источнике власти; принцип действительного (а не на словах) разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также другие конституционные нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущество демократии.

Далеко еще не завершена разработка системы демократии, нужной для России, в том числе таких ее звеньев, как федерализм (территориальная форма демократии) и местное самоуправление.

Переход к демократии — не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни человека. Проблема демократии для страны — это проблема формирования такой политической системы, которая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность для замены стоящих у власти без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека. Проблема демократии — это проблема формы государственного и социального устройства общества, базирующегося на экономических и политических реалиях.

Настоящее подготовлено прошлым и ориентируется на будущее. Российская демократия не может не опираться на исторический опыт, равно как не использовать плоды современной цивилизаций с заложенными в них элементами грядущего века. Исторический опыт учит нас, что полное разрушение существовавших политических институтов и отбрасывание складывающейся веками политической культуры, какой бы она ни была, оборачивается драмой и даже трагедией для страны и ее народа. К сожалению, опасность игнорирования и исторической преемственности в политическом развитии вновь приобрела реальное очертание. Радикальные реформаторы, подобно большевикам в 1917 г., стремятся сокрушить все, чем жила страна свыше 70 лет, даже изменить полностью политический язык, искоренить «тоталитарную» терминологию. Одни из них «вычищают» «авгиевы конюшни» коммунизма, другие — русофобы. Третьи кланяются бывшей монархии, забывая, что историю не повернуть вспять.

Поскольку Конституция РФ устанавливает равноправие всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм), то естественно формирование и функционирование многообразия групп интересов экономических, а стало быть и социальных и политических. Отсюда закономерность противоречий между носителями этих интересов и конкуренции как формы их выражения в различных сферах общественной жизни. Демократия в такой социальной среде неизбежно обретает аспект отношений соревновательности политических сил с неоднозначными последствиями. Ее носителем будет индивид или групповой субъект. Формирование демократических форм жизни в русле конкурентных отношений будет идти по опыту западноевропейских и американской моделей, с теми или иными российскими коррективами. Нормы конкурентной демократии заложены в Конституции РФ.

Но социальная и политическая жизнь нынешней России не характеризуется только конкурентными отношениями между индивидами и группами. Более того, такие отношения еще мало развиты, хотя в перспективе могут стать доминирующими. Традиционно в российском обществе существовали и играли немаловажную роль общинные, коллективистские отношения. На их основе в значительной степени строилось местное самоуправление, местная демократия. Они же питали бытовую демократию. Россиянам от природы, отмечал Н. Бердяев, присущ стихийный социализм. В советский период коллективизм рассматривался основой общественных отношений, трудовой коллектив — базовой ячейкой социального строя и составным звеном политической системы. Принцип первичности общественного интереса и вторичности индивидуального являлся определяющим. Несмотря на многие отрицательные моменты советского коллективизма, связанные с ограничением свободы личности, он по сути своей предполагал демократическую тенденцию, равно, как и момент авторитаризма. Развитие той или другой тенденции зависело от конкретной системы политического руководства и административного управления. Поэтому среди многочисленных коллективов можно было выделить как группы с авторитарной властью и отсутствием свободы для ее членов, так и некоторые действительные коллективы, где в значительной степени свободная (на уровне коллектива) деятельность была условием нормальной политической жизни. Стало быть неразумно не включать в систему российского народовластия элементы коллективистского самоуправления.

Российская демократия утверждается плюралистической, а точнее - интегративной, в смысле ее комплексности: сочетая представительную и непосредственную (прямую). Последняя вытекает из традиционного коллективистского ее начала. Представительный характер демократии — это общецивилизованное начало. Современная западная демократия в основном представительная. Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Представительная демократия реализуется в развитии парламентаризма и президентства. Непосредственная — прежде всего через институт местного самоуправления. Хотя и не только. Местное самоуправление включает в себя органы представительной демократии (избранных должностных лиц) и разнообразные виды непосредственного участия граждан в отправлении общественных функций: собрания, сходы, комиссии по контролю за деятельностью местных властей. Здесь и широкое поле для властной деятельности трудовых коллективов, разнообразных общественных организаций. Критическое использование советского опыта обогатит новую организацию местного самоуправления, построения местной демократии.

Эффективность непосредственной демократии будет тем значительнее, чем больше она распространится на все уровни власти и управления.

В силу специфики нашей страны — многонациональности и разнородности регионов — для ее судьбы и будущего облика имеет особое значение принцип федерализма в государственном устройстве. Федерализм назван территориальной формой демократии. Можно предложить иной термин: «региональная форма» демократии. Проблема, однако, схвачена верно: механизм осуществления и функционирования демократии на уровне региональной социальной общности. Она вбирает в себя многое: вопрос о демократическом характере единства государства и государственной власти и ее распределения яо региональным центрам; об относительной самостоятельности субъектов региональной власти; о территориальной (региональной) демократии как способе регулирования и разрешения противоречий между регионами и федерацией и в межрегиональных отношениях.

Демократизация общества неосуществима без демократизации государственного аппарата на всех его уровнях. Ведь он непосредственный носитель и исполнитель властных полномочий государства. Для России эта проблема во все времена оставалась актуальной.

Размышления о демократии в России были бы некорректными, если опустить вопрос о ее социальной базе и направленности. В советской литературе много говорилось о классовом характере демократии, о социалистической демократии в Советском Союзе. В подобных рассуждениях господствовал идеологический субъективизм. Тем не менее была в них и доля истины. Демократия веками служила прежде всего господствующим классам. Такую же модель стремились создать в Союзе: демократию как власть трудящихся классов. Последняя обернулась диктатурой вначале для бывших эксплуататорских групп, а затем для большинства народа. Однако на этом основании нельзя не учитывать наличие классового аспекта механизма реализации всеобщих принципов демократии, равно как и абсолютизировать его.

Ориентация политики на дальнейшее социальное расслоение общества и признание в качестве субъектов демократии лишь «новых русских» или «новых» иных национальных окрасок не создаст социальных предпосылок для победы демократии над авторитаризмом. Прав был профессор Д. Ю. Шапсугов, когда отмечал, что развитие демократии как общечеловеческой ценности предполагает преобразование ее из формы организации и функционирования внутриклассовых отношений господствующего класса в способ организации межклассовых отношений во всем обществе.

Необходимо сказать и еще об одной проблеме: в Российской Федерации до сих пор нет четко оформленных, массовых, представляющих интересы именно народа партий.

Довольно известны центристские партии - Аграрная партия России, Демократическая партия России, Партия российского единства и согласия, Российская партия зеленых.

Конечно, в рамках того или иного течения есть своя дифференциация с выделением крайних и умеренных позиций, группа центристских партий соединяет различные идеологические ориентации и распределяется справа и слева от центра. Сегодня большинство партий используют патриотическую риторику.

Ряд политических партий более или менее четко представляют интересы определенных социальных групп населения. Так, о защите интересов рабочего класса и трудящихся заявляют партии коммунистической и социалистической ориентации, интересы фермеров представлены Крестьянской партией России, а крестьян, объединенных в кооперативные хозяйства, и иных тружеников аграрно-промышлен-ного комплекса - Аграрной партией России. Некоторые партии ратуют за интересы нарождающегося "третьего сословия" ("Выбор России", например). В последние годы появилась целая группа партий, ориентированных на представительство интересов предпринимателей. Это - Партия экономической свободы, Российская партия свободного труда. Партия демократической инициативы и др. Есть ряд политических организаций, которые выражают интересы директорского корпуса: Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей и др.

Список литературы

1. Бро Ф. Политология. М., 1982.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

4. Канке А. В. Философия. – М.: Наука, 1996.

5. Мельник В. А. Политология. Минск, 1996.

6. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

8. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(18.5 KiB, 33 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!