Планирование набора и высвобождения персонала

Основой планирования набора персонала являются потребнос­ти в персонале и политика предприятия в области персонала, ко­торая определяет приоритеты руководителей при наборе персона­ла (предпочтение внутреннего продвижения и переквалификации перед внешним набором или предпочтение при наборе людей, пе­риодически повышающих квалификацию путем различного обу­чения).

При планировании набора персонала необходимо определить количество человек каждой профессиональной категории, кото­рые должны быть наняты на работу к определенному сроку.

В планировании набора персонала можно выделить четыре составные части (рис. 2.2):

1. Планирование найма персонала, когда решаются вопросы выбора способов набора (при помощи объявлений, найм в обра­зовательных институтах, путем переманивания сотрудников других предприятий, использования средств привлечения новых сотрудников (деньги, хорошие условия работы, возможности для карьеры).

2. Планирование выбора из претендентов, когда определяются критерии, которым должны удовлетворять кандидаты на вакант­ные должности.

3. Планирование принятия на работу, когда решаются вопросы условий и правил принятия на работу новых сотрудников. В боль­шинстве случаев эти условия и правила определены существую­щим законодательством. В Республике Беларусь это Трудовой кодекс.

4. Планирование адаптации сотрудников, когда определяются способы интеграции новых работников в производственные груп­пы и само предприятие.

Целью планирования высвобождения персонала является ус­тановление необходимости и своевременное или опережающее уменьшение работников предприятия. Этот аспект планирования приобретает наибольшее значение во времена экономической стагнации, когда на предприятии появляются излишки рабочей силы.

В планировании высвобождения персонала можно выделить два вида мероприятий (рис. 2.3):

1) мероприятия, позволяющие не уменьшать количество ра­ботников (например, путем снижения сверхурочных работ, пре­кращения принятия на работу, запрещения внутреннего совмести­тельства);

2) мероприятия, направленные на снижение количества   со­трудников.

При этом выделяют реактивное и опережающее высвобожде­ние персонала.

Реактивное высвобождение персонала применяется лишь в том случае, когда необходимо в течение короткого промежутка времени избавиться от излишков рабочей силы. Обычно это по­рождает большую социальную напряженность в организации и свидетельствует о плохой кадровой работе.

Опережающее высвобождение персонала основано на рас­четах потребности в персонале и использует такие средства, как альтернативное применение сотрудников, естественная убыль ра­бочей силы, что позволяет своевременно сократить штат и избе­жать увольнений. Таким образом, опережающее высвобождение является своеобразным социальным буфером, позволяющим из­бежать напряженности. Поэтому на практике оно является более приемлемым, что обусловлено следующими аспектами:

1) персонал рассматривается руководством предприятия как важнейший ресурс и фактор успеха, который необходимо исполь­зовать на протяжении длительного периода времени и на разви­тие которого были привлечены большие капиталовложения (на­пример, на набор и обучение сотрудников);

2) система правового регулирования трудовых ресурсов во многих случаях делает реактивные увольнения достаточно слож­ными;

3) при внедрении новых технологий возрастают требования к сотрудникам и не каждый из них обладает достаточным потенци­алом для приобретения необходимой квалификации, поэтому для таких сотрудников должны быть найдены альтернативные виды деятельности на данном предприятии;

4) постоянная смена персонала неблагоприятно влияет на на- новых сотрудников, поскольку политика найма и увольнений,

проводимая предприятием, очень быстро становится известной на рынке труда.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!