Первый уровень знания менеджмента 30-60-х годов

Первый уровень знания менеджмента представлен теориями социального управления: революции менеджеров, социальной ответственности бизнеса, промышленной демократии, человеческих отношений, основными концепциями развития общества и т. п.

В методологическом плане эти теории являются не чем иным, как частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования капитализма. Особенности теорий первого уровня связаны с новыми условиями развития западного общества – экономико-политическое соревнование двух систем в мире, периодические социально-экономические кризисы, усиление борьбы трудящихся за свои права и т. д.

В этих новых условиях западная наука и практика извлекла для себя  некоторые исторические уроки. Ее политико-экономическая тактика стала отличаться большим разнообразием приемов. Появление менеджмента (равно как индустриальная социология, социология  труда, психология труда) внесло целую систему психологических, моральных и идеологических мер, образующих то, что называют "социальной технологией". Наиболее грубые внешние проявления власти предпринимателей смягчаются, особенно на крупных предприятиях. Усилиями менеджеров предприниматели пытаются предвидеть и удовлетворить отдельные требования рабочих  и служащих, использовать в своих интересах некоторые формы массовой работы.

Эту мысль как нельзя более точно выразил классик современного менеджмента Питер Дракер (в день присуждения ему "Тейлоровской премии"): "… все произносимые сегодня "науки управления", операционные исследования, анализ систем и, безусловно, человеческие отношения – все это части тейлоровского наследия. Это в особенности относится к "человеческим отношениям"[1]. Критикуя тейлоризм и отбрасывая некоторые его черты, первый уровень менеджмента преследует ту же цель, что и тейлоризм. Он дополняет учение Тейлора гораздо более изощренными средствами и методами. Поскольку в жизни современного западного предприятия фокусируются различные и многообразные общественные процессы, то и система принципов руководства, объединяемых "первым уровнем знания", тоже выступает как понятие многостороннее, соединяет в себе элементы организации производства и управления, классовой политики и идеологической пропаганды экономического поведения бизнесменов на уровне предприятия. Его социальное назначение состоит в попытке решить в рамках отдельного предприятия ряд противоречий западного общества или ослабить их наиболее  вопиющие проявления. Во всех своих аспектах эта практика апеллирует к сознанию работников – к его идеологии и психологии, к реакциям на характер конкретной социальной атмосферы.

[1]Кузнецова Н. В. История менеджмента: учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!