Перспективы развития ВЭД на Урале - Часть 3

Глава II. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Уральского региона

2.1. Анализ внешнеэкономической деятельности региона

Внешнеэкономическая деятельность Уральского региона активно развивается. На этом фоне хочется отметить, что в 2005 году:

- Сальдо торгового баланса обеспеченное значительным активом торгового баланса именно Челябинской области в целом по году стало положительным и составило 179,1 млн. долл. (22)

- По итогам года Челябинская область, одна из немногих, имеет положительное сальдо торгового баланса; на порядок отличающееся от других субъектов (386,8 млн. долл.)

- Наилучшие показатели в осуществлении внешней торговли зафиксированы в Челябинской области, которая обеспечила основной стоимостной объем экспортных поступлений и сформировало основную долю налогооблагаемой базы для взимания таможенных платежей при импорте из стран дальнего зарубежья.

- Основные партнеры Челябинской области – европейские развитые страны (особенно Германия). Акцент во внешней торговле смещен в сторону стран дальнего зарубежья, их доля в товарообороте составляет 75%.

- Товарная структура экспорта-импорта характерна для всей России, СКР в целом и Челябинской области в частности – сырьевая направленность экспорта и потребительский характер импорта (23).

- Динамика экспорта за рассматриваемый период положительна, индекс стоимости свидетельствует о наращивании объемов экспорта, что однако обусловлено характерной особенностью: снижение удельной стоимости экспортируемых товаров и увеличение количественных объемов.

- Челябинская область обеспечила 50% стоимостных объемов экспорта всего СКР по топливно-энергетическому и нефтехимическому комплексу (всего на их долю пришлось 40% стоимостных объемов экспорта СКР в целом 352,2 млн. долл.).

- Не менее значимой статьей экспорта явились черные и цветные металлы. Их доля в общем стоимостном объеме УРФО составила 22,3% (478,7 млн. долл.), 38,2% доля Челябинской области в общем стоимостном объеме экспорта черных и цветных металлов.

По данным комитета статистики и таможенного комитета внешнеторговый оборот региона за январь-сентябрь 2005 года сложился в сумме 536 млн. долл. Внешнеторговый оборот официально учтенных предприятий составил 475 млн. долл. (69% к аналогичному периоду прошлого года), в т.ч. 393 млн. долл. (74%) по странам вне СНГ и 82 млн. долл. (51%) по государствам участникам СНГ. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов) в общем объеме экспорта составил 34% (в январе-сентябре 2005 г. – 32%), металлов и изделий из них, изделий из гипса, цемента – 37% (28%), продукции химической промышленности – 20% (24%). Значительно снизились поставки на экспорт продовольственных товаров и с/х сырья (22).

Цены на сырьевые товары продолжают снижаться из-за серии кризисов на мировых рынках. Негативный ценовой тренд последних лет объясняется конкуренцией и ростом поставок нефти странами ОПЕК. В этой ситуации, необходимо отметить, что глубокая сырьевая зависимость Российского экспорта в целом и экспорта Челябинской области в частности, в страны дальнего зарубежья от конъюнктуры мирового рынка, исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления нашей экономики к его меняющимся условиям и мы, как экспортеры сырья сильно страдаем при этом.

Развитие внешней торговли Уральского региона тормозится сложной экономической ситуацией в стране и регионе, характерными чертами которой являются:

- Спад в базовых отраслях экономики, обусловленных комплексом причин: низкой производительностью труда, высокой энерго- и сырьевой емкостью производства, высоким уровнем налогообложения и транспортных тарифов, неплатежеспособностью партнеров и д.р.

- Падение производства продукции с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и другой промышленной продукции.

С целью стимулирования экспорта был создан банк данных приоритетных экспортных проектов. Речь идет, прежде всего, о перспективных проектах в сфере высоких технологий.

Инвестиционная деятельность концентрировалась в сфере экспорта комплектного оборудования и проектно-строительных услуг для объектов за рубежом, сооружаемых при участии российских организаций. Это важное направление экспортной политики УРФО, способствующая как улучшению структуры экспорта за счет поставок продукции с высокой добавленной стоимостью, так и решению внутриэкономических вопросов в части получения дополнительных производственных заказов и обеспечения занятости населения.

Отдельно скажем несколько слов о ВЭД Челябинской области. Челябинская таможня одна из самых крупных и стабильных таможен в Уральском регионе. Только за 6 месяцев 2005 года перечислено в бюджет России 959,356 миллиона рублей, что составило 102,20 % от планового задания (938,72 миллиона рублей).

В зоне деятельности Челябинской области создаются комфортные условия для деятельности предприятий, что подтверждается «приходом» в таможню все большего числа участников ВЭД. Так в 2000 г. было зарегистрировано 434 предприятия, в 2001 году – 741, в 2002 году – 723, за 5 месяцев 2005 года – 129. Общее число участников ВЭД осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и зарегистрированных в Челябинской таможне -1464. Из них наиболее крупные предприятия: ОАО "ЧТЗ", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "МЕЧЕЛ", ОАО "УралАЗ", ОАО "Комбинат Магнезит", ОАО "Ашинский металлургический завод", ОАО "Кыштымский меде-электролитный завод и т.д." (22)

Большие объемы перемещаемых товаров подтверждают стабильность экономики Челябинской области. Наиболее большой объем перемещаемых товаров в 1-м полугодии 2005 года осуществлен: по импорту с Казахстаном (47 млн. дол. США), Германией (13 млн. дол. США), Турцией (12 млн. дол. США) и Украиной (11 млн. дол. США) по экспорту с Китаем (57 млн. дол. США), Нидерландами (55 млн. дол. США), Казахстаном (55 млн. дол. США), Ираком (55 млн. дол. США), Ираном (25 млн. дол. США) и Украиной (21 млн. дол. США) (23).

Основные объектами экспорта являются: черные металлы, феросплавы, отходы и лом черных металлов, цветные металлы и изделия из них.

Основные объекты импорта: мясо свежемороженое, уголь каменный, черные металлы, трубы, цинк и изделия из него

Одним из приоритетных направлений развития ВЭД является введение в действие системы дифференцированного подхода к участникам ВЭД, при котором добросовестным, законопослушным участникам предоставляется своего рода «зеленый коридор» при таможенном оформлении и контроле.

В Челябинской таможне создан первый Центр таможенного оформления в Уральском регионе, в котором для ускорения таможенного оформления внедрены новые технологии, что положительно сказывается на взаимовыгодном сотрудничестве с участниками ВЭД. Проводится работа по внедрению новой технологии приема платежей с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт с крупными участниками ВЭД, расположенными в зоне деятельности Челябинской таможни, а так же с Челябинвестбанком и филиалом “Челябинский ” ОАО “Альфа - банк”.

2.2. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности

На основе анализа экономического развития и внешнеэкономической деятельности Уральского региона можно указать основные перспективные направления развития ВЭД региона.

К основным факторам, определяющим социально-экономическую ситуацию в УРФО, относятся имеющиеся производственный потенциал, географическое положение, природно-климатические факторы, ресурсный потенциал, демографический потенциал и структура населения, структура и специализация хозяйства, объемы иностранных инвестиций, экспорт, а также степень государственного влияния на экономику (21).

Дальнейшие перспективы развития внешнеэкономической деятельности областей, входящих в УРФО предполагают:

• формирование стратегии развития ВЭД за счет внутренних резервов, вытекающих из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;

• выявление основных направлений преобразования механизма регулирования ВЭД региона;

• разработку динамичной организационной структуры механизма регулирования ВЭД региона;

• обоснование комплекса мер, направленных на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику региона;

• инициирование нормативных актов, регулирующих ВЭД региона;

• создание гарантийных условий со стороны федеральных и региональных органов управления для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные региональные проекты;

• более полное использование существующего внешнеэкономического потенциала для формирования экономики, способной работать в режиме равноправного обмена с другими регионами страны и мира, повышение благосостояния населения;

• освоение нефтяных ресурсов Каспия. Реализация крупномасштабных проектов освоения нефтяных месторождений позволит в перспективе преобразовать экономику Юга России, существенно усилив его индустриальный потенциал. В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти с извлекаемыми запасами 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн. тонн;

• освоение рудных ресурсов Уральских гор. Реализация крупномасштабных проектов освоения месторождений позволит в перспективе преобразовать экономику уральского региона России, существенно усилив его индустриальный потенциал. В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений железа с извлекаемыми запасами 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн. тонн.

Анализ факторов экономического развития позволяет определить следующие направления развития структуры экспортно-импортных потоков Уральского региона:

1. Рынок стран ближнего зарубежья должен стать одним из приоритетных, в связи с его восприимчивостью к экспортной продукции предприятий машиностроительного комплекса Челябинской области. Особую значимость здесь приобретает расширение внешнеэкономических связей с Казахстаном, Украиной, Беларусью, Узбекистаном, в совокупности формирующих около 17% экспортного рынка области и около 67% импортного рынка.

2. Концентрация усилий на более ёмких (в экспортном отношении) и более дешевых (в импортном отношении) рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь особую значимость приобретают внешнеторговые отношения Челябинской области с Китаем, Турцией, Кореей, Тайландом, Арабским Востоком. Перспективным является расширение внешнеэкономических связей и с другими странами этого региона - Индией, Сингапуром, Малайзией, Тайванем.

3. В условиях сохранения сырьевой направленности экспорта Челябинской области и усиливающейся потребности в импорте высоких технологий целесообразно укреплять связи Челябинской области с Канадой, США, странами Западной Европы (Германия, Польша, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Италия, Великобритания) в совокупности формирующих значительный объём рынка экспортно-импортной продукции.

Для улучшения товарной структуры экспорта, повышения в его объеме доли промышленной продукции высокой степени обработки, особенно машино-технической, следует разработать комплекс экономических, организационно правовых и специальных мер стимулирования и поддержки регионального промышленного экспорта.

В этой связи необходимо осуществить:

• Прямое бюджетное кредитование экспортно-ориентированных инвестиционных проектов машиностроительных предприятий на паевой и возвратной основе.

• Выдачу государственных гарантий под привлекаемые промышленными предприятиями экспортные кредитные ресурсы коммерческих банков.

• Оказание финансового содействия продвижению челябинской промышленной продукции и экспортных услуг на внешний рынок, развитию выставочно-ярмарочной и рекламной деятельности предприятий машиностроительного комплекса, проведение маркетинговых исследований различных товарных рынков.

По мнению аналитиков, нужно продолжать практику самостоятельных и совместных с предприятиями-экспортерами маркетинговых исследований различных сегментов зарубежных товарных рынков и мировой конъюнктуры. Для этих целей необходимо активней привлекать экспертов ВНИКИ - научно-исследовательского конъюнктурного института, других маркетинговых центров.

Следует более активно продвигать уральские экспортные товары, используя возможности официальных делегаций, межгосударственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, торговых представительств РФ за рубежом, электронных и печатных СМИ, выставочно-ярмарочную деятельность. Целесообразно рассмотреть возможность организации передвижной коллективной выставочной экспозиции предприятий области для представления на международных ярмарках.

Пришло время для развития областной законодательной базы регламентирующей внешнеэкономическую деятельность, особенно в вопросах организации свободных экономических зон и зон приграничной торговли, лизинга, льготного режима для иностранных инвесторов. С целью предоставления возможности предприятиям-экспортерам более активного лоббирования собственных интересов, координации усилий по оказанию влияния на федеральные и областные органы власти назрела необходимость создания некоммерческой организации Союза или Ассоциации экспортеров Челябинской области. Для обмена опытом ВЭД, информацией, поступающими коммерческими предложениями зарубежных фирм, следует изыскать возможность учреждения внешнеэкономического бюллетеня или специального журнала.

Целесообразно изучить потребность предприятий, занимающихся международной торговлей, в специализированных кадрах, помочь в организации постоянно действующих курсов повышения квалификации с привлечением всех заинтересованных сторон, ввести в челябинских ВУЗах специализацию или отделение по подготовке специалистов в области ВЭД.

Более широко использовать возможности расширения экспортных услуг, развития иностранного туризма, используя уникальные исторические традиции, географическое положение, климатические условия области. Необходимо более предметно заниматься развитием инфраструктуры туризма: гостиничного хозяйства, общепита, санаторно-курортных заведений и т.д.

При определении стратегии и ее тактических приоритетов следует исходить из того, что решающим фактором развития экспорта является повышение конкурентоспособности производственно-хозяйственного комплекса области. Поэтому приоритет в оказании финансовой и иной государственной поддержки должен отдаваться наиболее эффективным проектам, освоению прогрессивных технологий.

Для повышения конкурентоспособности и экономической эффективности экспорта продукции предприятий Челябинской области необходимо организовать систему сертификации экспортной продукции при совместном участии международных и региональных организаций с соответствующим профилем деятельности.

Следует централизованно готовить правовые, экономические, организационные условия для привлечения инвестиций в экспортный сектор экономики Челябинской области. Разработать инвестиционную программу развития экспортного комплекса Челябинской области, заявить ее в Минэкономики и Минторговли целью получения финансирования в рамках реализации Федеральной программы развития экспорта.

Осуществление предложенного комплекса мер, на мой взгляд, позволит улучшить общую ситуацию в экспортном секторе экономики Челябинской области.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!