Перспективы развития ВЭД на Урале - Часть 2

ГЛАВА I. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

1.1. Особенности государственной регулирования внешнеэкономической деятельности

В ноябре 1991 г. Президентом РФ был подписан Указ «О либерализации внешнеторговой деятельности», который разрешал любые формы ВЭД для всех юридических лиц без обязательной до тех пор регистрации в Министерстве внешнеэкономических связей, ликвидировал запрет на проведение бартерных операции, объявлял о введении таможенного регулирования (хотя практически оно полностью отсутствовало), вводил систему обязательной продажи экспортной выручки (6, с. 21).

Либерализация ВЭД, это следует подчеркнуть особо, осуществлялась в условиях практически полного отсутствия средств регулирования внешнеторгового оборота. Если учесть, что в стране продолжали существовать регулируемые из Центра дотационные цены на уровне значительно ниже мировых, то во избежание вымывания товарной массы с внутреннего рынка еще с 1 января 1992 г. был введен экспортный таможенный тариф. Его целью было выравнивание внутренних и мировых цен.

Первым документом, означавшим создание системы регулирования ВЭД РФ, был принятый 23 мая 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе». 13 октября 1995 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», целями которого является защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику (6, с. 24).

Закон определил принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ст. 4), в том числе:

1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.

2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

3. Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению распространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

5. Приоритет экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности.

6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике РФ в целом.

Закон четко разграничивал компетенцию Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, практически исключив участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности. Она допускается только в тех случаях, когда это установлено федеральными законами, законами или иными нормативными актами субъектов РФ (6).

В ст. 12 Закона определяются три федеральных органа исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Президент РФ, Правительство РФ и федеральный орган, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими органами федеральной власти в пределах их компетенции. Федеральный орган исполнительной власти обеспечивает непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских физических и юридических лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности.

Закон констатирует, что государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования. Определяя методы государственного регулирования, Закон подчеркивает, что внешнеторговая политика реализуется посредством таможенно-тарифного (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основу торгово-политической системы Российской Федерации составляет Таможенный тариф, введенный в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Таможенный тариф РФ определяется Законом как свод, таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая определяется правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров (6).

1.2. Особенности экономического развития Уральского региона

Экономика Уральского региона, как основа его внешнеэкономической деятельности активно развивается. В 2005 году продолжился рост объема произведенной промышленной продукции (работ, услуг), который по полному кругу предприятий достиг 778 млрд. руб., в том числе 96,5% приходится на крупные и средние предприятия Уральского федерального округа (23).

Однако, следует отметить, что продолжается отставание роста объемов производства в энергетике от базовых энергоемких производств. Так, за 2004 год физический объем в электроэнергетике вырос в Свердловской области на 6,9%, а в черной металлургии - на 28,7%, в машиностроении и металлообработке - на 33,4%; Челябинская область: в электроэнергетике - на 3,1%, а в черной и цветной металлургии - на 10,7%, в машиностроении и металлообработке - на 35,0%; Тюменская область, включая автономные округа: в электроэнергетике - физический объем производства в электроэнергетике упал по сравнению с 2000 годом на 2,6%, а в химической и нефтехимической промышленности - вырос на 13,8%, в машиностроении - вырос на 49,2% (23).

За 2004 год в среднем по Округу на 1 рубль объема промышленной продукции сальдированный финансовый результат составил 27 копеек (за 2000 год - 31 копейка, а в среднем по России - 22 копейки). По территориям субъектов эти соотношения следующие: Курганская область - 11 копеек (2000 год - 12 копеек), Свердловская область - 11 копеек (1999 год - 15 копеек), Челябинская область - 15 копеек (2000 год - 15 копеек), Ханты-Мансийский автономный округ - 41 копейка (1999 год - 47 копеек), Ямало-Ненецкий автономный округ - 28 копеек (2000 год - 24 копейки) (19, с. 185).

Наибольший удельный вес производства потребительских товаров в общем объеме промышленной продукции сохранился в Округе в Курганской области (34%), далее по убывающей идут Свердловская область (11%), Челябинская область (7%) и Тюменская область, включая автономные округа (менее 1%). Следует заметить, что если в Челябинской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Курганской области был достигнут рост физического объема производства потребительских товаров по отношению к 1999 году - соответственно на 12,5%, 12,4% и на 2,3%, то в Свердловской области - снижение на 1,5%, в Ямало-Ненецком автономном округе - снижение на 6,8% (23).

За январь-декабрь 2004 года сложилась следующая отраслевая структура промышленного комплекса Уральского федерального округа (по объему произведенной промышленной продукции крупными и средними предприятиями в фактических ценах): 53% -топливная промышленность, 15,9% - черная металлургия, 8,3% - машиностроение и металлообработка, 8% - цветная металлургия, 7% - электроэнергетика, 2,9% - пищевая промышленность, 1,4% - промышленность строительных материалов. По сравнению с январем- декабрем 1998 года практически на 10 п.п. выросла доля топливной промышленности и на 0,5 п.п. выросла доля цветной металлургии. За анализируемый двухлетний период не изменился удельный вес черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности (1,1%) и легкой промышленности (0,3%). При этом заметно снизился удельный вес электроэнергетики (2000 год - 13,1%), машиностроения и металлообработки (2000 год - 10,3%) и пищевой промышленности (2000 год - 4,2%) (23).

Сельхозпроизводители (СХП) Уральского федерального округа столкнулись с нехваткой оборотных средств, старением основных производственных фондов, кризисом сбыта и т. д.

Индекс выпуска сельскохозяйственной продукции всех категорий составил по отношению к 2000 году в Курганской области 84,0%, Свердловской области - 97,6%, Челябинской области - 88,8%, и только в Тюменской области (без автономных округов) продолжился рост сельхозпроизводства. Всего же за 2004 год выпуск сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий Уральского федерального округа составил 49 млрд. руб. против 45 млрд. руб. за 2000 год в фактических ценах (5, с. 166).

В большинстве субъектов Федерации Округа за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов увеличилось производство мяса (скот и птица в живом весе), однако это было достигнуто из-за сокращения поголовья коров, свиней, овец и коз, а не благодаря увеличению привесов. Только в Тюменской области удалось сохранить и даже незначительно увеличить поголовье коров, что обусловило и рост производства молока по сравнению с 2000 годом. Небольшой прирост поголовья свиней (на 2,4%) наблюдался в Челябинской области. Следует иметь в виду, что данный прирост был обеспечен за счет личных подсобных хозяйств населения. В СХП продолжалось сокращение поголовья продуктивного скота, поскольку кормовая база крупного животноводства в регионе остается в катастрофическом состоянии (22).

Рост промышленного производства в 2004 году предопределил достаточно благополучную ситуацию с формированием доходной части бюджетов субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. По итогам 11 месяцев годовой план по доходам консолидированного бюджета выполнен по Курганской области на 94%, по Свердловской области - на 96,8%, по Челябинской области - на 171,2%.

Самым высоким уровнем доходов консолидированного бюджета, а Уральском федеральном округе отличается Тюменская область, в основном за счет входящих Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По итогам 2004 года доходы консолидированного бюджета Тюменской области (включая автономные округа) в 3,1 раза превысили доходы консолидированных бюджетов Курганской, Свердловской и Челябинской областей вместе взятых. В общей сумме доходов консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации Уральского федерального округа, почти 76% приходится на Тюменскую область (включая автономные округа). При этом доходы бюджета собственно Тюменской области составили за рассматриваемый период 11,8 млрд. руб., что в 1,7 раза меньше, чем по Свердловской области, в 1,5 раза меньше, чем по Челябинской области (22).

Общая сумма поступлений государственных налогов и других обязательных платежей в федеральный и территориальные бюджеты по Уральскому федеральному округу за январь-ноябрь 2004 года составила 220 млрд. руб., в том числе на Курганскую область приходится 1,2% этих поступлений, на Свердловскую область - 13,8%, на Челябинскую область - 13,2%, на Тюменскую область (без автономных округов) - 6,7%, на Ханты-Мансийский автономный округ - 52,7% и Ямало-Ненецкий автономный округ - 12,4%. Из общих бюджетных доходов по Округу, 40,5 - поступило в Федеральный бюджет и 59,5% - в территориальные бюджеты (22).

Наибольший вклад в формирование Федерального и территориальных бюджетов по Уральскому федеральному округу внесла Тюменская область (включая автономные округа) - соответственно 65,4 млрд. руб. и 92,6 млрд. руб. Ее доля в Окружных поступлениях в Федеральный бюджет превысила 73% и в территориальные бюджеты составила 71%.

Задолженность предприятий и организаций Уральского федерального округа по налоговым платежам в бюджеты разных уровней за январь-ноябрь 2005 года составила внушительную сумму - около 76 млрд. руб., или более 35,5% от суммы доходов, мобилизованных на территории Округа за анализируемый период. Более половины из них (53%) приходится на предприятия и организации Тюменской области (включая автономные округа). Большая часть этой суммы (более 50 млрд. руб., или около 66% от всей бюджетной задолженности Округа) приходится на Федеральный бюджет. Это свидетельствует, что работа по погашению бюджетной задолженности на региональном уровне в Уральском федеральном округе организована значительно лучше, чем на Федеральном уровне.

Высокой сохраняется доля убыточных предприятий и организаций. Так, их % к общему по Уральскому федеральному округу количеству крупных и средних предприятий и организаций составляет 43% при 40% в среднем по Российской Федерации (более высокая, чем на Урале, доля убыточных предприятий только в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах - 48-49%) . Выше других в Округе удельный вес убыточных - в Курганской области (57%), а наименьшая доля убыточных предприятий и организаций - в Ханты-Мансийском автономном округе (33%) и в Челябинской области (37,5) (22).

В целом по Уральскому федеральному округу за январь-ноябрь 2004 года сумма убытков достигла 10,4 млрд. руб., из которых только 50% падает на Тюменскую область, включая автономные округа, а 29% - на Свердловскую область, 16% - на Челябинскую область.

Следует подчеркнуть, что доля Уральского федерального округа в общей сумме убытков крупных и средних предприятий и организаций Российской Федерации составляет немногим более 10% (5 место среди 7 федеральных округов), а доля полученной прибыли - более 23% (2 место после Центрального федерального округа, у которого и самая высокая доля убытков).

Уральский федеральный округ остается одним из наиболее крупных промышленно развитых регионов Российской Федерации, обладающих мощным инвестиционно-финансовым потенциалом. Если за весь 2004 год инвестиции в основной капитал в Округе составили 113,2 млрд. руб. (17,2% от всех общероссийских инвестиций), то только за 10 месяцев 2005 года они превысили 209 млрд. руб. (более 25% всех общероссийских инвестиций за тот же период). В Ханты-Мансийском автономном округе инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили за январь-ноябрь 2005 года 97 млрд. руб. (46,4% от всех инвестиций по Округу), в Ямало-Ненецком автономном округе - 65,7 млрд. руб. (31,4%), в Свердловской области - 19,8 млрд. руб. (9,5%), в Челябинской области - 16,7 млрд. руб. (8,0%). Обратим внимание на то, что в связи с меньшим, чем в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, ростом в 2004 году инвестиций в основной капитал, доля Свердловской области снизилась с 14,6%, а доля Челябинской области - с 11%, которые они имели в 2000 году (22).

Применительно к Уральскому федеральному округу одним из главных "локомотивов" структурных преобразований должно стать качественное обновление машиностроительного комплекса, которое позволит обеспечить техническое и технологическое обновление других отраслей экономики.

В 2000 - 2004 годы наметилась позитивная тенденция в развитии машиностроительного комплекса Уральского федерального округа. Так, индекс физического объема производства в машиностроении и металлообработке в Тюменской области, включая автономные округа, за 2004 год по отношению к 2003 году составил 149,2% (индекс физического объема производства промышленной продукции всего по региону - 107,5%), в Челябинской области - 135% (116%), в Свердловской области - 133,4% (116%) (19, с. 191).

Заметно наращивают производство ряд базовых предприятий машиностроительного комплекса Округа таких, как "Уралмаш," "Уралэлектротяжмаш", "Уралхиммаш", "Уральский компрессорный завод", "Пневмостроймашина" и другие. Только в Свердловской области за последние два года введены в эксплуатацию: цех медной катанки (ОАО "Уралэлектромедь"), пусковой комплекс Серовского никелевого рудника, реконструирован цех на "Уралвогонзаводе", восстановлены мощности стана-280 на Салдинском металлургическом заводе и другие. Почти каждое третье предприятие машиностроительной промышленности Округа сегодня занимается приобретением новых технологий.

Опорой инновационного развития в Уральском федеральном округе являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они сегодня производят до 40% выпускаемой в Округе медицинской техники. За два последних года на предприятиях ОПК освоено новое технологическое оборудование для аграрно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения. По Свердловской области объем произведенной продукции предприятиями ОПК в 1 квартале 2005 года в фактических ценах составил 140,4% к аналогичному периоду 2004 года. Этот рост обеспечен, в основном, за счет реализации конверсионных программ, расширения номенклатуры конкурентоспособной гражданской продукции, а также за счет экспортных поставок вооружений и военной техники.

Однако несмотря на определенные успехи, ситуация в машиностроительном комплексе Уральского федерального округа по-прежнему остается серьезной. Достаточно отметить, что в настоящее время доля производства машиностроительной продукции в общем объеме промышленного производства составляет в Округе 17% (сокращение за последнее десятилетие почти на 10 п.п.).

Отмеченная тенденция в отраслевой структуре производства является общероссийской. Одна из главных причин кризисного состояния в машиностроении и в промышленности в целом - высокий износ основных производственных фондов, в особенности активной их части. Обновление же основных фондов осуществляется крайне низкими темпами (мене 4% в год).

В целях технологической модернизации машиностроительного комплекса и экономики в целом в субъектах Федерации Уральского федерального округа в настоящее время разрабатывается комплекс финансово-экономических и организационно-правовых мер.

В области машиностроения стратегия развития инновационной деятельности в Уральском федеральном округе на ближайшую перспективу ориентирована на модернизацию значительной части производственных мощностей, производство машин и оборудования для предприятий топливно-энергетического комплекса и медицинской промышленности, развитие транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, активное импортозамещение.

Благоприятные перспективы инновационному оживлению в Округе создает рост объема выполненных научно-технических работ и услуг. Так, в Челябинской области общий объем выполненных научно-технических работ и услуг за 2004 год составил 2,6 млрд. руб., что в 1,6 раза превышает объем работ за 2003 год (в 2002 году рост к 2000 году составил 113%).

Структура хозяйственного комплекса Уральского федерального округа по формам собственности (без учета частных предпринимателей) на 1 января 2005 г.

В 2004 году в Уральском федеральном округе продолжился рост количества субъектов всех отраслей экономики, зарегистрированных в Едином государственном регистре предприятий и организаций. На 1 января 2005 года количество зарегистрированных субъектов всех отраслей экономики Округа достигло 251,3 тысяч единиц, что почти на 10 тысяч больше по сравнению с 1 января 2005 года. Наибольший рост количества предприятий и организаций за 2004 год был в Свердловской области (112,2%), а наименьший - в Курганской области (101,2%). На долю Свердловской области приходится более 39% всех субъектов экономики Округа (18, с. 189).

В Уральском федеральном округе с участием иностранного капитала было 175 предприятий и организаций или 3,1% от их числа в целом по Российской Федерации. Лидирует в Округе по числу предприятий и организаций с участием иностранного капитала Свердловская область (92 единицы). На данных предприятиях работает в Округе около 260 тысяч человек или около 18% от общероссийской занятости на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала. За январь- сентябрь 2004 года ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму более 101 млрд. руб. или более 15% общероссийского объема. Из 101 млрд. руб. продукции, произведенной предприятиями и организациями с участием иностранного капитала Округа, 58% приходится на Свердловскую область и 28% - на Ханты-Мансийский автономный округ (22).

Позитивные тенденции накапливаются в Уральском федеральном округе и в развитии малого бизнеса. На 1 октября 2004 года число малых предприятий в Округе приблизилось к 56 тысячам единиц (6,4% их общероссийского количества), 73% их числа приходится на Свердловскую и Челябинскую области. За январь-сентябрь 2000 года малыми предприятиями Округа произведено продукции (работ, услуг) объемом в 44,6 млрд. руб. (10% общероссийского объема производства продукции малыми предприятиями, 5 место среди 7 федеральных округов).

За весь 2004 год малыми предприятиями Уральского федерального округа произведено промышленной продукции на сумму 27,3 млрд. руб., что составило 3,5% годового объема произведенной промышленной продукции по полному кругу предприятий Округа. Наибольший по территории Округа удельный вес промышленной продукции малых предприятий - в Курганской области (9,4%), а наименьший - в Ханты-Мансийском автономном округе (1,8%).

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!