Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах возрастного развития
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.);
потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т. п.);
потребность в любви и уважении.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».
К данной категории семей обычно относят:
семьи с низким материальным достатком;
семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т. е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т. п.).
Развитие личности является сверхзадачей любой человеческой деятельности. Гуманистическая педагогика всегда подчеркивает, что труд должен обеспечивать не только средства существования, но и «игру физических и духовных сил». Концептуально идентичным с трудом должно быть и общение. Оно выполняет свои социальные функции, если создает предпосылки развития личности. И наоборот, бездуховность в общении нередко приводит к дезадаптации личности.
В развитии личности существенную роль играет ее активность. Продуктивность активности определяется многими условиями, важнейшими из которых являются достигнутый уровень развития и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественные поручения, формы общения должны соответствовать развитию личности ее потребностям, интересам, интеллекту. Если это условие нарушено, деятельность становится недоступной, а включение в такую деятельность наносит ущерб развитию личности. Деятельность, в которую включаются люди, оказывает развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересной, что вызывает положительное отношение и к группе, в которой эта деятельность осуществляется. Социальное научение способствует развитию личности при условии интеллектуального богатства окружения, доброжелательного отношения к человеку. Наилучшие условия развития личности создаются при общении в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.
В коллективе развитие личности происходит более эффективно еще и благодаря организованному или самопроизвольному наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, развитой культурой.
Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление. Человек научается выделять противоречие, формулировать проблему, анализировать ее, выдвигать гипотезу, собирать факты, доказывать выдвинутые предположения, оформлять решения в виде рекомендаций, практических предложений.
Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы, в которые люди входят в соответствии со своим развитием, интересами.