Патернализм в менеджменте

Патернализм (от лат. paternus – отцовский) – в области трудовых отношений показная предпринимательская "благотворительность" в целях создания иллюзии заботы об интересах работников. Это форма экономического поведения определенной группы людей, которые в силу своего общественного положения в обществе взаимодействуют с зависящими экономически и социально от них людьми.

Патернализм эволюционирует, но в разных видах он существует и по сей день, совмещая патриархальные приемы с более тонкими.

Предприниматели нередко напяливают личину отца-благодетеля, возглавлявшего большую семью своих наемных сыновей и дочерей. Работникам при этом внушается, будто предприниматель руководствуется отеческой заботой о своих подопечных, которые должны отвечать признанием патриархальной власти предпринимателя и смиренной благодарностью за кусок хлеба, который он им дает. На стороне патернализма стояла и религия, учившая покорности. За эти подачки предприниматели требовали подчинения, покорности, прислужничества.

  Стимулом патернализма была конкуренция. Предприниматель "отдает рабочему колбасу, чтобы выиграть окорок". Фактически в виде добровольного хозяйственного "подарка" работник получал часть стоимости своей рабочей силы.

 Для патернализма характерна мелочная опека над работниками, стремление регламентировать все стороны его жизни. Патернализм ведет к образованию среди работников прослойки, развращенной хозяйскими подачками. Патерналистские мероприятия всегда были направлены своим острием против профессиональных союзов, организованного рабочего движения. Дискредитации патернализма содействовало развитие больших городов и крупных промышленных предприятий, на которых заняты тысячи работников. Руководитель предприятия действует как глава бизнеса, он может принять обиженных, но это не исповедальня, где все выслушивают и прощают. Он руководствуется конкуренцией, которая заставляет его быть безжалостным – выбрасывать рабочих, заменять их более молодыми, перемещать предприятия в районы с низкими издержками производства, противодействовать требованиям профсоюза, бороться против стачек. Его главная забота – выжить, снизить издержки. При плохой экономической конъюнктуре он быстро забывает о своих "отеческих" обязанностях. Американская "Энциклопедия социальных наук" так оценила цель патернализма: "Явная цель патернализма избежать повышения заработной платы – сделать термин "патернализм" антипатичным для организованных рабочих и потому неразумным для употребления". Отсюда стремление предпринимателей придать той же тактике не столь откровенные формы.     Наиболее распространен патернализм на юге США, где расположена большая часть текстильной промышленности, предприятия разбросаны в сельских местностях, самая низкая зарплата, очень слабые профсоюзы, среди рабочих много неграмотных, произвол администрации почти не ограничен.

На крупных предприятиях функции "доброго отца" осуществляет теперь не отдельный владелец, а аппарат монополии или менеджеры.

Классический образец патернализма – заводы Форда. Чтобы закрепить у себя рабочих и сократить текучесть и прогулы, Форд сократил рабочий день с 10 до 9 часов и установил небывалую зарплату тогда – 5 долл. в день плюс награда 25-30 долларов каждые две недели. Форд построил для рабочих больницу, профессиональную школу, кинотеатры, парки, спортплощадки, универмаги, основал газеты и собственную киностудию, специальную школу американизации, где иммигрантов учили английскому языку, прививали им буржуазный образ мыслей и американский патриотизм. Текучесть кадров сократилась почти в 20 раз, рабочие гордились работой у Форда, носили особые значки. Форд был для них "владыкой не только их хлебы и масла, но и их мыслей и идеалов"[1]. Для строгого надзора за поведением рабочих на заводе был создан т.н. "социологический отдел" вначале из 30, а затем из 250 специально подобранных советников и исследователей.

Сейчас американские социологи осуществляют духовный контроль не так примитивно, как их предшественники из "социологического отдела" Форда. Современный патернализм вынужден мириться с наличием профсоюзов, учитывать роль общественного мнения, оценивать роль идеологического фактора и широко использовать новые массовые средства воздействия. "Сегодня корпорация  не избивает, а обволакивает человека"[2]. Он стал популярной доктриной после второй мировой войны.

[1]См.: Синклер Э. Автомобильный король. М., 1957. С. 121–122.

[2]См.: J. Mc.Guire. Business and Society. С. 155.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!