Палеолит - Часть 2

3. Основные археологические культуры и специфика их содержания.

К какому времени относятся самые ранние культуры палеолита на территории Евразии - вопрос принципиальный. На этой территории пока не обнаружено памятников самого раннего олдувайского периода. Начало нижнего палеолита в Восточной Европе, Северной и Средней Азии охватывает в основном среднеашельский период. Заселение этих территорий в нижнем палеолите происходило в разное время и с разных территорий. Первые люди появились из зон своего первоначального обитания и расселились в Закавказье, в южных районах Средней Азии и Молдовы, принеся с собой уже сложившиеся навыки обработки камня и добывания пищи.
Заселение южных районов произошло в среднем ашеле 1 млн. - 500 тыс. лет назад. Важную роль при этом играла природная среда плейстоцена, характеризующаяся серией похолоданий, оледенений, которые чередовались со сравнительными потеплениями.
Наиболее ранние палеолитические памятники на интересующей нас территории расположены в четырех регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тиссы находится один из самых древних и хорошо изученных сейчас памятников – Королево, исследуемый В.Н. Гладилиным. Пятнадцать слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще лёсса дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях (шесть из них - ашельского времени) обнаружена серия галечных чопперов с несколькими сколами, обработанные с одной стороны унифасы, формы, похожие на рубила, отщепы с широкими гладкими ударными площадками. Эти древнейшие орудия сделаны из вулканического андезита.
Второй памятник - Кульдара в Южном Таджикистане, исследованный ВА. Рановым. Здесь лёссовая толща плейстоцена достигает почти 100 м. И в первом, и во втором случаях мы имеем дело с палеолитом в лёссовых толщах. Наиболее древние находки происходят из 11-й и 12-й палеопочв, а их возраст определяется в 800 тыс. лет.
Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. Десять ее слоев охватывают период около одного миллиона лет. Нижний слой содержит крупную принесенную сюда и обработанную гальку кварцитовых пород.
Обращают на себя внимание и другие памятники: стоянки Каратау и Лахуги в Таджикистане (их возраст 200 тыс. лет), раскопанная А.П. Окладниковым Улалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. В 80-х годах Ю.А. Мочановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, чоппинги и примитивные скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слоев стоянки у г. Ангрена. Возраст этих памятников их исследователи определяют по-разному: от 1,5 млн. до 500 тыс. лет. Однако предложенные даты требуют уточнений.
Лучше всего раннепалеолитические стоянки изучены в Закавказье. Там они расположены тремя большими группами. Одна группа стоянок находится на высокогорном плато Армении, где известна стоянка Арзни и Сатани-Дар, вторая - на Черноморском побережье Кавказа, третья - в Имеретии. Наиболее ранние ашельские комплексы на Кавказе известны в пещерах Кударо I, II и Цонская. К верхнеашельскому времени на Кавказе относятся стоянки Джрабер и Абадзехская. Они датируются рисским и рисс-вюрмским временем -250 - 100 тыс. лет назад.
На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гвард, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Нижнепалеолитическая техника:
1 - чоппер, 2 - кливер, 3 - простое рубило, 4 - ручное рубило, 5, 6 - приемы обработки и применения ручных рубил.

Ашельские памятники известны в Средней Азии, Казахстане, где выделена каратауская культура без ручных рубил, т. е. без бифасов, и Южной Сибири. Относящиеся к ашельскому времени орудия обнаружены около Джамбула и Джезказгана (Казахстан), где насчитывается более 20 раннепалеолитических памятников. Отдельные архаичные орудия найдены в Ферганской долине, в горах Тянь-Шаня, у г. Красноводска и в Южной Сибири. Они также обнаружены на Дальнем Востоке у с. Богородское, в пещерах Страшная и Географического общества, в Кумарах на Амуре, Уламенка на Алтае, находки в Мохов-сквом карьере в Кузбассе, Куртакском комплексе на Енисее и Гора Игетей в Приангарье.
Благоприятные условия для заселения и проникновения человека сложились в районах Днестра и Донца (Выхватинцы и Хрящи). На берегу Днестра около Каменец-Подольского находится среднеашельский памятник Лука-Врублевецкая. Здесь в инвентаре преобладали архаичные отщепы.
В раннепалеолитическое время люди научились делать орудия труда определенных форм, которые употреблялись ими в трудовых процессах. Значительная роль принадлежала галечным орудиям и ручному рубилу. Однако уже в раннем палеолите заметны различия в формах орудий труда, технике и приемах их изготовления. Например, в Кударо I и Азыхской пещере обнаружены десятки ручных рубил, множество отщепов. Собранные на поверхности холма Сатани-Дар орудия в основном" изготовлены из обсидиана и базальта. Древнеашельский комплекс Сатани-Дар состоит из массивных ручных рубил и крупных отщепов неправильных очертаний, превращенных с помощью оббивки в прокалывающие и скоблящие орудия труда. Найдены и нуклеусы - ядра, с которых скалывались эти массивные отщепы.
Значительные изменения в технике обработки камня произошли в позднем ашеле. В это время был изобретен способ скалывания с ядра (нуклеуса) плоских овальных или немного удлиненных пластин. Размещение ашельских памятников показывает, что люди расселялись в древности в нескольких направлениях. Очевидно, в Закавказье расселились люди, родиной которых являлась Передняя Азия и Африка. Приднестровье было связано с Южной Европой (характерным признаком этой культуры было ручное рубило). К востоку от этой культурной области лежала область азиатско-ашельской культуры: массивные рубящие орудия с широким рабочим краем, чоппинги, чопперы. Они найдены в Казахстане, Средней Азии, на Алтае, Дальнем Востоке и обнаруживают некоторое сходство с соанской нижнепалеолитической культурой Пакистана и Индии.
Известны два типа поселений нижнего палеолита: открытые и пещерные. Открытые поселения, видимо, были связаны с местами охоты и добычи камня. Коллективы людей жили в неглубоких гротах или на площадках под навесом скалы, где сооружались жилища из веток и шкур. Известные нам остатки жилищ свидетельствуют об оседлости архантропов, существование у них первобытных коллективов, собственности на жилище, на близлежащие охотничьи территории и на запасы растительной и мясной пищи. Возникновение же коллективной формы собственности было связано с коллективными производственными отношениями. Оседлый образ жизни положил начало обособлению мужского и женского труда. Видимо, уже тогда за женщиной начала закрепляться определенная сфера общественно-трудовой деятельности: она должна была заботиться о воспитании детей, поддержании огня, заготовке топлива, растительной пищи; мужчины занимались охотой.
В мустьерский период палеолита были освоены просторы Крыма, Южной Украины, Молдовы, Средней Азии, южных районов Сибири и Дальнего Востока; неандертальцы расселились на север в приледниковую зону.
Известно много мустьерских стоянок. Они бывают открытого типа и пещерные. Около 30 мустьерских стоянок известно только в Крыму. Среди них выделяются поселения Заскальная VI, Пролом II, Киик-Коба, Волчий, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба, Ак-Кая и др. Особое значение имеют многослойные стоянки Заскальная и Пролом. Мощно и последовательно залегающие слои Заскальной дали большое количество каменного инвентаря и позволили проследить развитие аккайской мустьерской культуры Крыма и ее связь с местным ашелем. Наиболее характерными для аккайской культуры Крыма являются бифасы, мустьерские остроконечники, скребла, односторонние и двусторонние ножи. Среди костей животных в слоях поселений преобладают кости мамонта, бизона, сайги, оленя.
На Кавказе мустьерских памятников, пожалуй, больше всего. Му-стьерские слои известны почти в 200 стоянках - Джручула в Имеретии, верхние слои пещер Кударс I и Цона в Южной Осетии, Дашджили и Дашсалахлы в Азербайджане, в Ахштырской, Навалишенской, Хостинской и Воронцовской пещерах. На Черноморском побережье Кавказа известно обширное стойбище древнего человека у станицы Ильской на Кубани.
Крупным очагом мустьерской культуры является Средняя Азия. В горах Средней Азии еще в 1930-х годах была открыта мустьерская стоянка в гроте Тешик-Таш в Узбекистане, позднее были обнаружены стоянки в Ходжикентской пещере, Капчагае, в Каракумах. Наиболее значительными памятниками той поры являются Оби-Рахмат и Куль-булак в Узбекистане, Кара-Бура и Кайрак-Кумы в Таджикистане, в горах Каратау и Прибалхашье в Казахстане. Интересно, что в мустье в этом регионе отмечались колебания климата и изменение природной среды. Стоянки здесь отличаются друг от друга по набору инвентаря, однако везде преобладает левалуазская техника, площадочные нуклеусы и разнообразные скребла, скребки, проколки, резцы. Проблемой является отсутствие преемственности между мустьерской культурой региона и предшествующей ей каратауской галечной культурой.
Стоянки мустьерской культуры также известны в Выхватинцах в Молдове, на берегах Среднего Дона и Средней Волги, в Антоновке в Приазовье, в Балках на Днепровских порогах, в Усть-Канской им. Окладникова и Страшной пещерах на Алтае. Одним из опорных памятников Северной Азии является Денисова пещера в Горном Алтае. Исследования памятника еще продолжаются. Открытые 22 слоя (их, видимо, больше) содержат раннее и среднее мустье. В мустьерских слоях обнаружены галечные изделия с односторонне оббитой формой лезвия (чопперы), нуклеусы с бессистемным снятием поверхности, левалуазские остроконечники, скребла и зубчатые орудия.
Мустьерские памятники многочисленны и разнообразны: поселения в пещерах и гротах, поселения открытого типа, стоянки типа временных охотничьих лагерей. Люди этой эпохи строили жилища. Так, на поселении Молдова I было раскопано жилище в виде продолговатого двухкамерного шалаша с двумя боковыми пристройками размером 5 - 8 м и площадью 40 кв. м. Строительным материалом служили кости мамонта. Внутри жилища обнаружены очаги. Рядом были открыты остатки летних сооружений и отдельные очаги. Каркас жилища сооружался, видимо, из жердей и покрывался шкурами. В таком помещении жили, должно быть, 15—20 человек, составлявших первобытную общину. Остатки жилищ были обнаружены и в пещерных поселениях. В гротах Киик-Коба и Волчьем Гроте жилая площадь была прикрыта от ветра заслоном, в Ильской жилое пространство было ограждено выкладкой из каменных плит, а в пещере Чокурча были открыты остатки специально сооруженного жилища.
Мустьерский период был значительным шагом в развитии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по количеству и своим производственным функциям каменный инвентарь. Более совершенной стала техника раскалывания и так называемой вторичной обработки камня. В мустьерскую эпоху окончательное оформление получает левалуазский способ изготовления каменных пластин. Сначала с гальки скалывали валунную поверхность, а затем от нуклеуса (ядра камня), нанося удары от периферии к центру, откалывали крупные пластины с острым краем, которые имели удлиненную треугольную или листовидную форму. Такие крупные пластины левалуа становятся основным материалом для изготовления орудий труда. Мустьерские нуклеусы, с которых скалывали пластины, обычно имеют правильную дисковидную или пирамидальную форму. Эти новые приемы становятся основными. Применение левалуазской техники обработки камня улучшило качество орудий труда, сделало их более разнообразными. Такую заготовку-пластину легче было превратить в орудие с острым лезвием, например нож или наконечник копья, скребло или скобель.

Реконструкция техники мустьерской эпохи
1 - дисковидный нуклеус, 2 - пластинка, 3 - зубчатое орудие, 4 - обработка мустъерского орудия, 5,7 - скребла, 6 - клювоввдное орудие, 8 - остроконечник, 9 - работа остроконечником

Развитие культур мустьерской эпохи проходило не везде одинаково. Можно выделить, по крайней мере, три обширные мустьерские области: Кавказ с классическими мустьерскими традициями, тяготевший к Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье, где население и традиции культуры были больше связаны с зоной Центральной Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Сибирь, связанные с галечной центральноазиатской техникой. Таким образом, процессы формирования культуры палеантропов и пути заселения ими просторов Евразийского континента были очень сложными. Даже отдельные памятники Крыма, Кавказа и других территорий имеют достаточно специфический облик. Выделяется, например, так называемое зубчатое мустье стоянок Северного Кавказа. Внутри среднеазиатско-казахстанской зоны по приемам обработки камня выделяются поселения Тешик-Таш, Кайрак-Кумы, Ходжикент, где известны левалуа-мустьерские материалы западного облика.
Около 35 (40) тыс. лет назад начался верхний, или поздний, палеолит, продолжавшийся до 12 (10) тыс. лет назад. Это было время формирования человека современного физического типа - гомо сапиенса, расширения освоенных территорий, увеличения численности населения, новых достижений в технике изготовления орудий труда.
Техника обработки камня и изготовления орудий труда в верхнем палеолите отличается от предшествующей новыми, более прогрессивными приемами. Большинство орудий теперь изготавливалось из ножевидных пластин, имеющих правильную удлиненную форму. Их скалывали не с массивного дисковидного нуклеуса, как в мустьерское время, а с хорошо ограненного вытянутого ядра призматической формы. Для получения пластин выбиралась галька продолговатой формы. Один ее конец оббивался, создавалась ровная площадка, потом удалялась корковая поверхность камня. Нуклеус был таким образом подготовлен к отщеплению пластин. Пластины с него откалывались совсем по-другому, нежели с поверхности мустьерских дисковидных нуклеусов. Работа производилась при помощи посредника и ударника. Посредник, сделанный из отростков рога, ставился на площадку нуклеуса и по нему ударяли ударником. Возникало импульсное давление, в результате чего откалывалась правильной формы длинная призматическая пластина. Изготовление пластин - сложный процесс. Здесь все имело значение: толщина посредника, под каким углом и на каком расстоянии от края нуклеуса он был поставлен, особое значение имела сила удара по посреднику. После отделения пластин оставалось ядро призматической формы - нуклеус. Длина ножевидных пластин нередко превышала 10 см, а ширина 2 - 3 см.

Техника верхнего палеолита.
1, 2 - схема отделения ножевидных пластин от нуклеуса, 3 - ножевидная пластина, 4 - нож из пластины, 5 - проколка, 6 - резец, 7 - наконечник с боковой выемкой, 8 - концевой скребок,  9, 10 - работа скребком и резцом

В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Например, такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгород-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские позднепалеолитические памятники.
Особенно богатый материал для характеристики условий жизни верхнепалеолитического человека дали поселения, расположенные на Дону. Там в районе сел Костенки, Александровка, Боршево на площади всего около 10 кв. км было открыто 52 верхнепалеолитических поселения.
В Европе и Сибири раскопаны остатки нескольких позднепалеолитических жилищ. Известны наземные жилища, пол которых находился на уровне земли, а также землянки и полуземлянки с углубленным полом. Верх жилища устраивался в виде конструкции из костей, бивней мамонта и жердей, поэтому на месте таких жилищ обычно обнаруживают нагромождения костей. Остатки небольших округлых жилищ открыты на поселениях Костенки IV, Гагарине на Дону, Мезин, Добраничевка на Украине, Мальта и Буреть в Сибири. В позднем палеолите были распространены также длинные многоочажные дома, состоявшие как бы из соединенных вместе нескольких овальных и округлых в плане хижин и шалашей. Внутри таких жилищ располагался ряд очагов. Подобные жилища открыты в Костенках IV, Пушкари I. Известен и третий, как бы промежуточный, тип жилищ. Это овальные сооружения с одним очагом внутри. В горных районах в позднем палеолите продолжали использовать для жилья скальные навесы и пещеры.
Позднепалеолитические люди не были едины по своей культуре и происхождению. Не был простым и переход от мустье к верхнему палеолиту. Он в разных районах проходил по-разному и не дает нам убедительных примеров эволюции, как это считалось раньше. Есть случаи, когда в многослойных стоянках Ближнего Востока и Европы, Позднепалеолитические слои лежат ниже слоев с мустьерскими орудиями, они возникли более чем 35 тыс. лет назад. Ясно, что какое-то время гомо сапиенс и неандертальцы сосуществовали. Люди, жившие на территории Русской равнины, составляли одну большую культурную общность. Верхнепалеолитические обитатели Средней Азии и Сибири принадлежали к другой культурной области. В каждой из этих обширных областей в конце палеолита четко проявились региональные особенности, которые позволяют выделить несколько верхнепалеолитических культур. Эти культуры различаются не только по приемам обработки камня и набору инвентаря, как в мустье. В их образовании сыграли роль палеогеографические условия, фауна, имевшийся материал для изготовления орудий, устойчивость приемов их обработки. Все это в комплексе и дает те территориальные различия, на основании которых выделяются археологические культуры. Однако понятие «позднепалеолитическая культура» неоднозначно по своему содержанию. Например, для Западной Европы имеет значение предложенная Г. Мортилье эволюционная схема деления палеолита на несколько последовательных культур:
• перегордийская (37 - 29 тыс. лет назад),
• ориньякская (30—24 тыс. лет назад),
• солютрейская (24—19 тыс. лет назад),
• мадленская (20—7 тыс. лет назад).
Эта схема воссоздает общую хронологическую линию эволюционного развития. Однако материалы Русской равнины, Кавказа, Средней Азии и Сибири показали, что она не может быть использована для этого региона, впрочем, как и для Переднего Востока и Китая. Для этих районов археологические культуры выделяются как территориально-типологические комплексы признаков.
Только в европейской части России выделяется несколько верхнепалеолитических культур: стрелецкая, костенковская, городцовская и молодовская. Стрелецкая культура выделена по памятникам некоторых стоянок костенковской группы: Стрелецкая II, Аносовка II. Для них характерны орудия, сделанные из отщепов, наконечники с вогнутым основанием и ножи-скребла. Костенковская культура представлена памятниками Костенки XIII, XIV, XVIII, Гагарине и Авдееве (под Курском). Это культура пластинчатой индустрии: ножи и резцы, крупные и долотовидные орудия, большое количество орудий и поделок из кости, украшенных геометрическим орнаментом. Особенностью городцовской культуры, представленной такими памятниками, как Городцовская стоянка и Костенки XII, XV, является сохранение мустьерских пережитков в приемах обработки камня и формах орудий труда. Для нее характерны широколезвийные скребла и остроконечники, которые, однако, встречаются вместе с орудиями труда из ножевидных пластин, типичных для верхнего палеолита.
В районе Поднестровья развивалась молодовская культура, изученная по памятникам Молодово I, V, Бабин и др. Характерной особенностью этой культуры является употребление узких пластин, сколотых с призматических нуклеусов, скребков с заостренными основаниями, ретушированных пластин и микропластин с притупленным краем.
Отдельные верхнепалеолитические культуры за последние годы выделены в Крыму и на Кавказе. На Кавказе известна имеретинская культура, сохраняющая преемственность с предшествующей культурой мустье. Она изучена по многослойным пещерным поселениям Таро, Сакажна, Мгвимеви и др. Здесь многие орудия сделаны из отщепов: скребки, острия, скребла, так называемые рубчатые орудия. Из ножевидных пластин изготовлены скребки, ножи, острия.
Своеобразную культуру древнекаменного века представляют палеолитические поселения Сибири. Наиболее значительными верхнепалеолитическими памятниками здесь являются поселения на Афонтовой горе (около Красноярска), Кокоревские местонахождения на Енисее, Мальта, Буреть и нижние слои поселения на Верхоленской горе (около Иркутска). Они связаны единством культуры. Обитатели сибирских стоянок, так же как и палеолитические жители Европы, строили прочные жилища в виде полуземлянок. В Бурети были открыты остатки четырех палеолитических жилищ, выстроенных в ряд вдоль берега реки. Они похожи на жилища, открытые в Костенках.
В Сибири, так же как и на европейских палеолитических памятниках, значительная часть орудий изготовлена из ножевидных пластин. Однако среди сибирских верхнепалеолитических материалов встречаются очень архаичные по виду орудия, выполненные техникой скола, характерной для более древних эпох. Таковы, например, дисковидные и левалуазские чопперы, нуклеусы и чоппинги.
В верхнем палеолите Сибири в настоящее время выделяется несколько археологических культур. Пожалуй, самая яркая из них - мальтинская, известная по поселениям Мальта и Буреть в бассейне Ангары. В материалах этих поселений представлена классическая техника отщепления ножевидных пластин и изготовления орудий из них. Примерно такой же характер носят нижние слои стоянки Красный Яр на Ангаре, Ачинская стоянка близ г. Ачинска, Санный Мыс в Забайкалье. Это культура призматических пластин. В Мальте было обнаружено несколько женских статуэток, фигурки птиц, украшения из бивня мамонта и кости. На Енисее существовала афонтовская археологическая культура, названная по стоянке Афонтова гора в г. Красноярске. Здесь заметно обилие скребел и костяных орудий архаичных, мустьерских форм. Другая сибирская верхнепалеолитическая культура -кокоревская - известна на Енисее по стоянкам Кокорево I, Аешки, Новоселове. Она близка к афонтовской. Характерной чертой этой культуры являются углубленные в землю очаги, выложенные изнутри плитами. Открытие палеолитических памятников на Западно-Сибирской равнине - факт примечательный, поскольку считалось, что этот район в силу географических особенностей не был заселен в палеолите.

4. История археологического открытия. Фестский диск.
Вечером 3 июля 1908 года итальянский археолог Луиджи Пернье работал в одной из пристроек царского дворца в Фесте на острове Крит. Раскапывая очередной слой земли, он наткнулся рядом с глиняной табличкой, исписанной линейным письмом А, на таинственный предмет, как оказалось — единственный в своем роде. Это был знаменитый Фестский диск, сделанный из прекрасной глины, по всей видимости, не критского происхождения. Диск не имел идеально правильной формы, диаметр его 15,8-16,5 см, толщина колеблется от 1,6 до 2,1 см. Сформован он без помощи гончарного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными знаками, следующими друг за другом по спирали и объединенными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизительно среднеминойским периодом III, то есть между 1700 и 1550 годами до н. э. Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пять. Они представляют собой отчетливые фигуры человека и животных, их голов, рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили (поэтому и  появилась версия о том, что он завезен).
Не успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении. Нечто подобное происходило только в связи с Атлантидой.
Первым, как и положено по иерархии, высказался тогдашний руководитель археологических работ на Крите Артур Эванс. Он обратил внимание на убор из перьев, которым украшен один из знаков головы (№2) и который почти наверняка является элементом боевого шлема. На этом основании Эванс сделал вывод, что текст представляет собой победный гимн, вероятно, с оттенком культового характера.
Другим ученым удалось пойти дальше: аналогичный головной убор они нашли на древнеегипетских изображениях филистимлян, однако представить удовлетворяющую всех дешифровку лишь на этом основании никому не удалось. Потом диску по очереди присваивали кипрское происхождение, ливийское (Северная Африка), ликийское, карийское, анатолийское (Малая Азия), даже семитское и праславянско-гиперборейское. Нашлись «знатоки», посчитавшие диск заветом последних атлантов и строителей Сфинкса. Однако ни от одного из этих предположений диск не стал более-менее читаемым и, следовательно, познаваемым.
Вот, для примера, как перевел диск с праславянского некто Г. Гриневич, по мнению которого «земля Крита хранит множество таких «информационных» дисков. Но, к сожалению, после того, как западными учеными было выяснено, что они натолкнулись в Европе на еще один древнейший очаг русско-славянской цивилизации, все поисковые работы были немедленно свернуты».
Сторона А
Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте.
Живы еще чада Ее (?), ведая, чьи они в этом мире божьем.
Сторона Б
Будем опять жить. Будет служение богу. Будет все в прошлом — забудем, кто мы есть. Где вы побудете, чада будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния (видимо, Россия?) чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься (это точно!). Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести; в кудрях шлемы; разговоры о вас.
Не есть еще, будем ее мы (?), в этом мире божьем.
По приведенному бреду вполне можно представить и аналогичные попытки дешифровки.
Основная причина загадки Фестского диска кроется не в бессилии современных дешифровщиков (и не такие ребусы приходилось разгадывать!), а в краткости текста и его «монопольности», которые вполне допускают, что здесь представлены не все знаки соответствующей системы письма. Известные на сегодняшний день более сотни попыток дешифровки только убедили серьезных ученых, что текст невозможно расшифровать из-за отсутствия каких-либо точек опоры и для истории письма он будет бесполезен до тех пор, пока остается уникальным. Ученые не смогли договориться даже о том, как его читать по спирали: с края к центру или из центра к краю.
Но нижеприведенное мнение — крайне пессимистическое. Все-таки некоторые отправные точки к дешифровке существуют. Количество знаков в отдельных словах (предполагают, что в каждой ячейке отдельное слово, но и это оспаривается) колеблется от двух до пяти. По аналогии с другими древними письменностями можно предполагать, что знаки должны носить преимущественно слоговой характер. Знак «голова с гребнем» всегда стоит в конце слова, из чего следует, что письмо должно было различать падежи. Поиск языка, на котором составлен текст, логичнее всего ограничить Средиземноморским бассейном. Сама форма знаков говорит очень много об авторах письма. Этот народ имел опыт в мореходстве, сельском хозяйстве и скотоводстве, знал гончарное и военное дело (о последнем свидетельствует фигурка со связанными руками и головой с гребнем). Опираясь на эти и другие очевидные факты, болгарский ученый Иванов перевел Фестский диск с древнелувийского языка. На сегодняшний день его дешифровка считается наиболее приемлемой (во всяком случае, она имеет своих сторонников), поэтому приведем ее полностью.
Сторона А
Когда Яра отправился в поход на Лилимува, когда отправился и не успел, Ярамува его устранил, прогнал своего любимца, и он сам уничтожил Лилимува. Тархумува решил относительно Яра, чтобы он ушел на отдых. Тархумува был в плохих отношениях с этим Лилимувой.. Тархумува решил относительно Яра, чтобы он отдыхал (ушел на отдых) во дворце. Он (Тархумува) напал на границу области Сандапия. Апипумува убежал. Упарамува встречает меня, разгневанный из-за своих интересов, однако Рунда применил насилие и отразил его. Сармасу удалился к Ярамува.
Сторона Б
Сарма обдумывает и свободно готовит свой план:  он натравливает. Илион (Троя) его подстрекает, однако я берегусь. Сарма, разгневанный на Эфес, принял решение в свою пользу. Илион его подстрекает. Сармасу освободился, пришел и применил насилие. Илион его поощряет. Для унижения Ярину он отправился в Ялисос, наложил тяжелую дань, однако проявил снисхождение, взял ему глаза и удалился в Газену. Однако Яра гневается из-за унижения. Яра собрал урожай, обеспечил мне счастливое пребывание и клянется, что не будет создавать неприятностей, так как это не в его интересах.
Сандатимува.

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!