Ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание

Введение 3
1. Развитие экономического механизма возмещения предприятиями вреда природной среде 4
2. Порядок и формы возмещения предприятиями вреда природной среде 7
3. Юридическая ответственность предприятий за экологические нарушения 11
Заключение 18
Список литературы 19

Введение

Формирование и совершенствование правового и экономического механизма природопользования отечественных предприятий и охраны окружающей среды - одна из важнейших проблем современной юридической науки и практики. Финансовые и юридические рычаги природопользования должны стать неотъемлемой частью общего механизма управления народным хозяйством страны.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена особым местом, которое занимает правовой и экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды в системе «природа - общество - производство», мощными экономическими преобразованиями, происходящими в Российской Федерации в связи со становлением рыночных отношений, стремлением общества обеспечить экологическую безопасность и сохранить природно-ресурсный потенциал страны.

1. Развитие экономического механизма возмещения предприятиями вреда природной среде

Платежи предприятий за загрязнение окружающей среды стали внедряться в Российской Федерации с 1988 г. после выхода на союзном уровне директивного документа, направленного на улучшение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе с опорой на экономические методы регулирования.
Первоначально платежи вводились на отдельных территориях (Волгоградская, Ленинградская, Кемеровская, Костромская, Саратовская области, Республика Башкортостан и др.). После принятия решения Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе (5 января 1990 г.) о проведении экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в эту работу включилась уже треть регионов Российской Федерации. Планировалось в течение года отработать новый экономический механизм природопользования, определить размеры и порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды, апробировать на практике методы формирования и направления использования средств фондов охраны природы. В рамках эксперимента применялись различные варианты расчетов нормативов платы, что давало возможность уже на федеральном уровне уточнить методические подходы к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды. При этом норматив мог устанавливаться в виде дифференцированного тарифа за сброс сточных вод в водоемы, в виде тарифа, определяемого в зависимости от количества свежей воды, необходимой для разбавления стоков до нормативного качества (в отдельных регионах данный подход использовался и для установления платы за выбросы в атмосферу), по удельному ущербу, причиненному выбросом (сбросом) 1 т загрязняющих веществ, по величине затрат, необходимых для осуществления природоохранных мероприятий [2, c. 65].
Несмотря на то, что в эксперименте применялись различные методические подходы к определению нормативов платы за загрязнение окружающей среды, в целом его результаты были положительны для последующего развития экономических методов регулирования качества природной среды [1, с. 24].
В условиях эксперимента стали формироваться территориальные и республиканский фонды по охране природы, появилась перспектива заключения комитетами по охране природы договоров с предприятиями-природопользователями, по ряду промышленных объектов было достигнуто реальное снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Поступившие в 1990 г. в местные фонды охраны природы средства на сумму более 50 млн. руб. были использованы на осуществление природоохранных мероприятий, проведение научно-исследовательских работ, приобретение приборов контроля и оборудования.
Дальнейшее развитие охранительных методов в сфере охраны окружающей среды требовало принятия нормативно-правового акта на уровне Правительства Российской Федерации для их внедрения в целом по стране. С этой целью принимается постановление Совета Министров РСФСР от 09.01.91 г. № 13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» [1, с. 26].
Постановлением вводилась плата за загрязнение природной среды по нормативам для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Плата устанавливалась за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, за размещение отходов. Было определено два вида нормативов платы: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) в природную среду и за их превышение. В первом случае плата рассчитывалась, исходя из затрат, необходимых на воспроизводство природной среды, во втором случае - из величины возмещения ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды.
Введенный механизм был стимулирующим: чем меньше загрязняющих веществ попадает в природную среду, тем меньше плата, поскольку последняя сокращается в случае направления предприятиям средств на природоохранные мероприятия, снижающие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Самым действенным было то, что предприятия вынуждены рассчитываться за загрязнение природной среды из той части прибыли, которая остается у них в распоряжении.
В 2009 г. расчетный размер платежей по Российской Федерации составил свыше 15 млрд. руб., а с учетом произведенных на местах корректив, порядка 4 млрд. руб. было зачтено предприятиям и организациям в счет платежей на выполнение природоохранных мероприятий; в фонды охраны природы поступило более 1 млрд. руб., из них было выделено средств на природоохранные мероприятия 669 млн. руб. [9, с. 89]
В 1991-1992 гг. взимание платы за загрязнение с предприятий, учреждений, организаций регулировалось постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13. После принятия Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации постановлением от 28 августа 1992 г. № 632 утвердило новый «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия» [11, с. 29].
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Объектами обложения являются любые виды вредного воздействия, прежде всего выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы их в водоемы или иные водные объекты, а также шум, вибрация, электромагнитное излучение, радиация, размещение отходов.
Порядок предусматривает два базовых норматива платы: а) за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы, размещение отходов, иные вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы и коэффициенты с поправкой на экологические факторы утверждаются Минприроды России с участием заинтересованных природоохранных министерств и ведомств.

2. Порядок и формы возмещения предприятиями вреда природной среде

На основе базовых нормативов и с учетом коэффициентов, отражающих экологические факторы, разрабатываются и утверждаются дифференцированные ставки платы, которые определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы того или иного региона. Дифференцированные ставки платы устанавливаются исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Минприроды России [3, c. 68].
Плата за загрязнение и иные вредные воздействия для соответствующих источников загрязнения может выражаться в следующих формах:
 плата за загрязнение в пределах, не превышающих установленные природопользователю нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия;
 плата за загрязнение в пределах установленных лимитов;
 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При отсутствии у природопользователя каких-либо разрешений на выброс, сброс, размещение вредных веществ применяется плата как за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Платежи за предельно допустимые нормативы воздействия включаются в себестоимость продукции (стоимость работ, услуг), а платежи за превышение этих нормативов оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если такие платежи становятся равны либо превышают прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя, то территориальными органами Минприроды России, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности предприятия либо организации, загрязняющих окружающую природную среду.
Средства от платежей перечисляются природопользователями в размере 90% на специальные счета государственных экологических фондов и 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Данным постановлением также поручалось Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных министерств и ведомств утвердить: нормативные документы, определяющие механизм перечисления природопользователями платы за загрязнение окружающей среды и порядок направления указанных средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации и во внебюджетные фонды; инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.
В ноябре 1992 г. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России утверждает «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы».
Базовые нормативы включают:
- нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- нормативы платы за размещение отходов.
Нормативы платы за выброс устанавливались в рублях на 1 т загрязняющих веществ. Основным является норматив за выброс в пределах допустимых нормативов. Норматив платы за выброс в пределах установленных лимитов (временно согласованных лимитов выбросов) установлен в пятикратном размере к основному. Так, например, если 1 т двуокиси азота в пределах допустимых выбросов стоила 415 руб., то уже свыше этого норматива за 1 т предприятие должно было заплатить 2075 руб. (в ценах 2008 г.). Нормативы платы охватывали 217 наименований загрязняющих веществ [4, с. 19].
Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты были построены аналогично нормативам платы за выбросы. Устанавливался норматив платы за сброс в пределах допустимых сбросов (ПДС) и норматив в пределах установленных лимитов (временно согласованных сбросов - ВСС) в пятикратном значении к основному нормативу. Так, если за 1 т сброса нитратного азота в пределах ПДС предприятие должно заплатить 245 руб., то за сброс в пределах ВСС - уже 1225 руб. Нормативы платы охватили 198 наименований загрязняющих веществ.
Базовые нормативы платы за размещение в пределах лимитов отходов установлены по двум видам отходов: нетоксичные (с разбивкой на отходы добывающей и перерабатывающей промышленности и соответственно норматив платы 2,5 руб./т и 115 руб./м3) и токсичные (с разбивкой на четыре класса токсичности и по уровням норматива платы от 14 000 до 2000 руб./т). Под лимитами отходов понимаются установленные (разрешенные) объемы их складирования, размещения.
При расчете платежей за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов используются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации. Разброс коэффициентов - от 1,0 (Дальневосточный район) до 2,0 (Центральный, Уральский районы).
Для расчета платежей за сбросы загрязняющих веществ используются коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам рек. Разброс значений коэффициентов - от 1,00 до 1,85.
Предельные размеры устанавливаются для платы за превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, и в зависимости от уровня рентабельности предприятия. Максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи за загрязнение окружающей природной среды, установлен в пределах 20-70% при соответствующем уровне рентабельности предприятия: до 25%, до 50%, свыше 50%. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции. Данные рекомендации следует рассматривать в качестве одной из льготных мер, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предприятиям-природопользователям с учетом реальной экономической ситуации [1, с. 192].
Остается острым вопрос экономического стимулирования снижения вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта. По экспертным оценкам, более 70% выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду и на почву производится автотранспортом, работающим на различных видах жидкого топлива. В последние годы в России и за рубежом проводятся мероприятия по уменьшению токсичности выхлопных газов на автотранспорте. В ряде промышленно развитых стран (США, Канаде) приняты государственные программы по использованию сжатого природного газа вместо жидкого нефтяного топлива. Правительствами этих стран финансируются работы, связанные с созданием и совершенствованием газобаллонного оборудования и газозаправочных станций [8, с. 33].
По оценкам экспертов при замене бензина и дизельного топлива в автотранспорте природным газом токсичность выхлопных газов снижается: по СО2 - в 5-10 раз, по бензапирену - в 10 раз; соединения свинца исключаются полностью. Однако малая заинтересованность автотранспортных предприятий в проведении работ по замещению жидких нефтяных видов моторного топлива сжатым природным газом приводит к уменьшению количества автомобилей, использующих этот более экологичный вид топлива. В этой связи целесообразно подготовить нормативно-правовые акты о налоговых льготах и льготном кредитовании поставщиков и потребителей сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Одновременно следует провести работу по усилению налогового бремени для предприятий, выпускающих этилированный бензин, и предусмотреть налоговые льготы для производителей неэтилированного топлива. Возможны решения по снижению выбросов от автотранспорта и за счет улучшения организации транспортных потоков, повышения качества технического обслуживания.

3. Юридическая ответственность предприятий за экологические нарушения

Юридическая ответственность имеет два вида в данной сфере – административную и уголовную. Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством [8, c. 92].
В КоАП РФ установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.
По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это – повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др. [3, c. 66]
В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.
Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.
Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:
• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
• нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
• загрязнение вод (ст. 250);
• загрязнение атмосферы (ст. 251);
▪ загрязнение морской среды (ст. 252);
• нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
• порча земли (ст. 254);
• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
• незаконная охота (ст. 258);
• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);
• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
• нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:
• нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
• сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
• жестокое обращение с животными (ст. 245);
• экоцид (ст. 358).
Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247– 249,259, 262, 215, 237, 358;
б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260--261 УК РФ.
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде [6, c. 112].
Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:
 штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;
 лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;
 обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);
 исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);
 ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);
 арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
 лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Заключение

Подводя итоги работы, отметим, что платежи предприятий за загрязнение окружающей среды стали внедряться в Российской Федерации с 1988 г. после выхода на союзном уровне директивного документа, направленного на улучшение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе с опорой на экономические методы регулирования.
Действующий в РФ механизм является стимулирующим: чем меньше загрязняющих веществ попадает в природную среду, тем меньше плата, поскольку последняя сокращается в случае направления предприятиям средств на природоохранные мероприятия, снижающие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.
Порядок компенсации вреда предусматривает два базовых норматива платы: а) за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы, размещение отходов, иные вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Совершенствование системы платежей за загрязнение и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- расширение состава видов вредного воздействия на окружающую среду, подлежащих оплате;
- более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей среды при расчетах и взимании платы;
- учет инфляции при определении ставок платы и ее размеров.

Список литературы

1. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ / Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Местена. М.: Норма, 2009.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Норма-инфра-М, 2010.
3. Бринчук М.М. Экономика природопользования: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2010.
4. Ерофеев Б.В. Экология. – М.: Новый юрист, 2008.
5. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. - М.: Дело, 2010.
6. Круглов В.В. Правовое регулирование охраны окружающей среды в промышленности: Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.
7. Майорова Е.И., Бутузова А.Ю. Экология и экологическое законодательство: Учеб, пособие для вузов. - М.: Юнити, 2009.
8. Мартемьянов В.А. Экология. – М.: Юрист, 2009.
9. Экология природопользования. – М.: Высшая школа, 2008.

(19.2 KiB, 105 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!