Отмена крепостного права в России: причины, проведение, результаты
В феврале 1855 г. умер Николай I и на престол вступил его сын - Александр II (1855-1881). В марте 1856 г. подписанием Парижского мирного договора заканчивается Крымская война. Уже 30 марта 1856 года, выступая перед представителями дворянства в Москве, император говорит о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени,-когда оно само собой начнет отменяться снизу».
За этим заявлением последовали конкретные шаги. В нач. 1857 г. для подготовки проекта реформы создается Секретный комитет. В ноябре 1857 г. Александр дает рескрипт генерал-губернатору С. И. Назимову, в котором формулирует основные направления крестьянской реформы. За помещиками сохраняется право собственности на землю. Крестьянам оставляется их усадебная оседлость, которую они приобретают в собственность за выкуп. Кроме того, крестьяне могли получить в пользование определенное количество земли на условиях выполнения повинностей в пользу помещика. Для обсуждения условий освобождения крестьянства, «устройства и улучшения их быта» дворянству было предложено организовать губернские комитеты.
В 1858 г. рескрипт доводится до всех губернаторов, и в 45 губерниях, где имелись помещичьи крестьяне, образовались «губернские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». В декабре 1858 г. рескрипты публикуются в печати, что придает гласность подготовке реформы и втягивает в ее обсуждение широкие слои провинциального дворянства. В ходе обсуждения выявилось три помещичьих проекта отмены крепостного права, содержание которых во многом определялось региональными особенностями.
Отражая позицию помещиков нечерноземных губерний, проект тверского предводителя дворянства А. М. Унковского предполагал освобождение крестьян с землей без переходного состояния, «единовременно и постоянно», с компенсацией помещикам за счет государства и выкупа земли у помещиков самими крестьянами. Такой радикализм объяснялся тем, что в нечерноземных губерниях быстрее, чем в других районах, развивались товарные отношения и преобладали хозяйства оброчного типа, поэтому помещики стремились сразу ликвидировать крепостное право и получить единовременный выкуп и капитал для организации хозяйств на капиталистический лад.
В черноземных губерниях с преобладанием ориентированных на рынок барщинных хозяйств помещики стремились сохранить в своих руках максимальное количество земли и не допустить обезземеливания крестьянства для обеспечения себя рабочей силой. Поэтому проект полтавского помещика М. П. Позена предполагал полную отмену личной зависимости крестьян. За землю же, полученную от помещика, крестьяне должны были в течение 20 лет отрабатывать в оброчной или барщинной форме, Земля распределялась на общину, а ее количество определял сам помещик с учетом установленного комитетом минимума земли на каждую душу.
Позиция помещиков относительно слабо заселенной степной полосы с преобладанием крупного барщинного хозяйства и дефицитом рабочих рук состояла в постепенной ликвидации личной зависимости крестьян с сохранением барщины на время переходного периода в 10 - 12 лет (проект Ю.Ф. Самарина).
.Для изучения проектов, составленных губернскими комитетами, и подготовки на их основе проекта «положений» о новом устройстве крестьянского сословия в марте 1858 г. Учреждаются редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому Делу.
В октябре 1860 г. редакционые комиссии заканчивают свою работу и передают разработанный проект закона об освобождении крестьян в Главный комитет по крестьянскому делу. В январе 1861 г. проект поступил на рассмотрение Государственного Совета. 19 февраля 1861 г. император подписал «Положения» и «Манифест» об освобождении крестьян,
Манифест 19 февраля 1861 г. провозглашал полную отмену крепостного права, личное освобождение крестьян и предоставление им статуса «свободных сельских обывателей». Однако земли помещиков были признаны их 'собственностью, и поэтому крестьяне за отводимые им земельные наделы сначала должны были отбывать рабочую повинность или платить деньгами. На это время они находились в состоянии «временно обязанных». Затем, по заключении соответствующих договоров («уставных грамот»), их отношения с хозяевами окончательно ликвидировались, а казна уплачивала процентными бумагами стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 4 9 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» в размере 6% от выкупной ссуды,
Размеры крестьянских наделов в различных районах отличались по величине, составляя от 1 до 1 2 десятин земли на «душу» мужского пола. Средний размер «душевого» надела составлял 3,3 десятины. В целом во владение крестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном праве, лишь в некоторых многоземельных губерниях крестьянские наделы были несколько уменьшены (так называемые «отрезки»).
Крестьянские наделы передавались во владение крестьянским общинам, которые «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбища, сенокосы и т. п.). Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговой порукой», т. е, коллективной ответственностью, и отвечал за своих несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был приписан к своему обществу И без его согласия не мог выйти из «мира».
Реформа устанавливала и новое сельское самоуправление. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, которое на сельском сходе выбирало на 3-х летний срок старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ и часто совпадала с церковным приходом. Волостной сход выбирал волостного старшину и волостной суд. Сход занимался в основном хозяйственными и фискальными делами, а выбранные им лица выполняли полицейские функции.
В 1863 г, основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. - на государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола. Последние вносили выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих. Средний размер надела на душу мужского пола у удельных крестьян составлял 4,8 десятин земли, у государственных - около 6 десятин.
Для проведения крестьянской реформы на местах учреждались должности мировых посредников, которые действовали до 1874 г. Они назначались правительством из местных дворян для разбора спорных ситуаций между помещиками и крестьянами и помощи при составлении уставных грамот, наблюдали за правильным ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.
Положение 19 февраля 1861 г, не определяло срок прекращения временнообязанного состояния крестьян и перехода их на выкуп и поэтому к 1883 г. около 15% крестьян оставались еще на положении временнообязанных. 28 декабря 1881 г. Александр Ш окончательно определил срок их перевода на выкуп - до 1 января 1883 г. В ходе осуществления реформы крестьянское землепользование сократилось за счет отрезков более чем на 20%. Фактически безземельными оказались 1,3 млн, крестьян. Всего за период с 1862 по 1907 гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили государству по выкупной ссуде свыше 1,5 млрд. руб. С 1 января 1906г. размер выкупных платежей уменьшился в два раза, ас 1907 г. они были полностью отменены.
В исторической литературе существ уют два мнения о причинах отмены крепостного права. Традиционное мнение большинства историков отдает приоритет экономическим факторам. Крепостное право было отменено в результате кризиса крепостного хозяйства, который выразился в первую очередь в неуклонном •снижении производительности труда крепостных крестьян. Попытки рационализировать помещичьи хозяйства, повысить доходность имений в условиях крепостничества успеха не имели. Более того, наблюдался рост задолженности помещиков, ширилась практика залога дворянских имений в кредитных учреждениях. К 1 859 г. в залоге оказалось 65% крепостных крестьян России (в нач. XIX в. - 5%). Долг помещиков в 1859 г. составлял 425,5 млн. руб., что в два раза превышало сумму годового дохода в бюджет. Имения переходили государству, «Если бы мы предположили, - писал В. О. Ключевский, - вероятность дальнейшего существования крепостного права еще на два-три поколения, то и без законного акта, отменившего крепостную зависимость, дворянские имения все стали бы государственной собственностью. Так, экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного права, еще в большей степени подготовленного необходимостью нравственной».
Иных взглядов придерживаются П. Б. Струве, Н. Л. Рубенштейн, М. Конфино, Р. Пайпс. Они считают, что в десятилетие накануне отмены крепостничества подневольный труд использовался наиболее эффективно (помещики, избавленные Екатериной II от государственной службе», уделяли больше внимания модернизации своих хозяйств для обслуживания внутреннего и внешнего рынков). И накануне 1861 г. крепостничество достигло пика экономической эффективности. Главные же причины отмены крепостного права - политические - и прежде всего унизительное поражение России в Крымской войне, развеявшее миф о военном могуществе империи, вызвавшее раздражение в обществе и угрозу стабильности в стране.
Подчеркивается также негативное влияние Крымской войны и на экономическую ситуацию в стране, выразившееся в отвлечении более 10% работников от хозяйственной деятельности в ходе рекрутских наборов; в сокращении на 13% численности скота в результате реквизиций и падежа от болезней; расстройстве финансов (за годы войны дефицит государственного бюджета составили 800 млн. руб., что в три раза больше годовых поступлений в казну); сокращении экспортно-импортных операций, следствием чего явилось заметное ухудшение положения помещичьих хо-зяйств, ориентированных на внешние рынки, и сокращение производства на отечественных предприятиях.
Более доказательным все же представляется мнение большинства, тем более, что значительное влияние поражения России в Крымской войне на принятие решения об отмене крепостного права сторонниками этой точки зрения вовсе не отрицается.