Особенности взаимодействия следователя и подразделений ОВД на стадии осуществления доследственной проверки

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ сформулированы в ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.[1]:

  1. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономи­ческими результатами хозяйственной деятельности;
  2. Приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  3. Соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  4. Программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из смысла Закона «О безопасности дорожного движения» проблема предотвра­щения дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех мини­стерств, ведомств, государственных органов, предприятий и организаций.

Проблемы безопасности дорожного движения и причины возникновения дорожно-транспортного происшествия – сложные соци­ально-экономические явления.

Статья 2 Закона «О безопасности дорожного движения» применяет следующие основные термины:

  • дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе пере­мещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
  • участник дорожного движения– лицо, принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства (далее – ТС), пешехода, пассажира ТС;
  • организация дорожного движения– комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
  • дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные по­лосы при их наличии;
  • транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Необходимо отметить, что содержание термина «дорожное движение» шире его понятия, ибо движение может происходить не только по «дорогам», но и в других местах – в поле, во дворе, на строительной площадке, автосто­янке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах и т. п.

По смыслу Правил дорожного движения, ут­вержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, термин «дорожно-транспортное происшествие» означает «событие, возникшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, груз, сооружения»[2].

Мы будем рассматривать существующую философско-правовую концепцию о причинах и про­блемах дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) в виде элементов системы:

«во­дитель – автомобиль – дорога – пешеход».

Сочетание этих элементов в различной последова­тельности образует динамику ДТП.

Глава 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»[3] раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части УК, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность лишь за посягательства на безопасность движения и эксплуатацию транспорта.

Все преступления рассматриваемой главы можно разделить на две группы. Это, во-первых, преступления, связанные с использованием транспортных средств, что предполагает вождение и эксплуатацию транспортных средств и, во-вторых, иные преступления в сфере функционирования транспорта.

К преступлениям первой группы относятся: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта (ст. 263 УК РФ), а также механических транспортных средств (ст. 264 УК РФ), неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), нарушение правил международных полетов (ст. 271). Преступления этой группы совершаются в процессе, как уже отмечалось, вождения или эксплуатации транспорта. При этом вождение предполагает управление транспортным средством в процессе его движения. Под эксплуатацией понимается комплекс организационных, технических и иных мер по обеспечению использования транспорта в соответствии с его назначением.

Преступления второй группы – это недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ); нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистрального трубопровода (ст. 269 УК РФ).

Очевидно, что совершение этих преступлений непосредственно не связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при их использовании.

Учитывая специализацию следователей ОВД, ими будут расследоваться в основном преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями 264, 266 ч.ч. 2 и 3, 267, 268 ч.ч. 2 и 3 УК РФ[4].

Взаимодействие следователя и подразделений ОВД на стадии осуществления доследственной проверки при раскрытии и расследовании преступлений осуществляется в соответствии с УПК РФ[5] и Приказом МВД РФ от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»[6].

УПК России регламентировал вопрос взаимодействия подразделений и служб на стадии осуществления доследственной проверки только в ст. 144 УПК РФ, которая предусматривает, что при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

При получении сообщения о ДТП (обычно по телефону), дежурный по ОВД направляет на место происшествия ближайший дежурный наряд дорожно-патрульной службы, сотрудники которой осуществляют проверку и уточнение поступившей информации.

 В случае получения информации о  ДТП, повлекшем смерть человека, выезд на место происшествия осуществляется следственно-оперативной группой (далее – СОГ), возглавляемой следователем.  Принятие решения  и вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ДТП, повлекшем гибель участников происшествия (также и  виновника ДТП), обязательно осуществляется следователем.

При уточнении информации об отсутствии погибших документальное оформление осуществляется сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД).  В случае, когда имеются пострадавшие, но степень тяжести причиненного их здоровью вреда еще не определена, проверка должна осуществляться в соответствии с разъяснением  Генеральной прокуратуры РФ № 16-14-03 от 3 ноября 2004 года в рамках административного производства.

 В разъяснении Генеральной прокуратуры РФ говорится, что «степень тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего, может быть установлена судебно-медицинским исследованием» и «составление каких-либо предварительных выводов, содержащих предположительное суждение о тяжести вреда здоровью … не разрешается».   Таким образом, при получении первоначальной  информации, что у участников ДТП имеются открытые переломы конечностей, проникающие ранения позвоночника, открытые переломы длинных трубчатых костей, плечевой, бедренной, большеберцовой, предполагающие причинение тяжкого вреда здоровью, судебно-медицинское освидетельствование пострадавших проводится в ходе административного производства. Таким образом, при отсутствии погибших при ДТП, дознавателем ГИБДД осуществляется административное производство,  решение по которому принимается в зависимости от результатов судебно-медицинского освидетельствования.

В случаях  причинения пострадавшему участнику ДТП легкого или средней тяжести вреда здоровью, решение принимается сотрудниками ГИБДД и вынесение кем-либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не предусмотрено. Административное производство дознавателем ГИБДД, завершается  составлением протокола  об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 12.24 КоАП РФ. Санкции этой статьи предусматривают применение к виновному лицу административного штрафа или лишение права управления транспортным средством на определенный срок.

При установлении причинения тяжкого вреда здоровью выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении, а материалы с рапортом дознавателя ГИБДД, предусмотренным ст. 143 УПК РФ, передаются в следственное подразделение для принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела  следователю необходимо выяснить причинно-следственную связь между деянием (нарушением Правил дорожного движения) и наступившими последствиями. На конечный результат – тяжесть наступивших вредных последствий –могут влиять различные сопутствующие факты. Причинно-следственные связи могут приобретать нетипичное развитие, существенно отклоняться от обычных случаев. Так, грубейшие нарушения правил, связанные с нетрезвым состоянием водителя, превышением скорости и выездом на полосу встречного движения могут завершиться серьезным столкновением транспортных средств. Однако подушки и ремни безопасности уберегают людей от серьезных травм и предусмотренные в уголовном законе вредные последствия не наступают. Напротив, казалось бы малозначительное нарушение, повлекшее незначительный удар в остановившийся впереди автомобиль может повлечь смерть пассажира этого автомобиля от перелома шейных позвонков (реальный случай, когда голова задремавшего на заднем сидении пассажира от удара резко запрокинулась назад)[7].

  1.  О безопасности дорожного движения : федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. : с изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 50.  С. 48–53.

[2] О Правилах дорожного движения :  постановление Правительства РФ  от 8 января 1996 г. № 1090 :  с изм. и доп.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации  [принят Государственной думой 24 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации 5 июня  1996 г. Подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г.] : с изм. и доп. на 30.10.2009 г.

[4] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 сентября 2009 года. Комментарий последних изменений.  М. :  Юрайт, 2009.  С. 98–99.

[5] Там же.

[6] Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений : приказ МВД РФ от 26 марта 2008 г. № 280.

[7] Методические рекомендации по расследованию  дорожно-транспортных преступлений. ВНИИ МВД РФ. Информационный бюллетень ГСУ при МВД по Республике Башкортостан за 2005–2008 гг.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!