Особенности расследования уголовных дел, связанных с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Практика расследования большинства уголовных дел о ДТП позволяет сделать вывод о том, что основными причинами их совершения являются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами. Тем не менее, в качестве причины дорожно-транспортных происшествий зачастую бывает техническая неисправность транспортных средств.

Особое внимание здесь следует обратить на первоначальный этап расследования – осмотр места дорожно-транспортного происшествия, когда  при определении технического состояния транспортных средств следователи, не обладая познаниями в области техники, редко привлекают на осмотр специалиста автотехника (специалиста), который может оказать квалифицированную помощь в определении технического состояния транспортных средств (состояние тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов и т. д.), а также определить, мог или нет тот или иной узел транспортного средства способствовать возникновению происшествия.

   Если нет возможности привлечь к осмотру специалиста автотехника, то необходимо принимать меры к сохранности транспортных средств, участвующих в происшествии, с помещением  на специально отведенную для этих целей стоянку, для последующего осмотра специалистом автотехником, о чем должна быть сделана запись в протоколе осмотра места происшествия. До осмотра автотехником на стоянке обеспечивается охрана транспортных средств и исключается доступ посторонних лиц.  Необходимо изымать с места происшествия, отделившиеся после столкновения (наезда на препятствие, опрокидывание и т. д.) части (детали) транспортных средств, с фиксацией расположения их на месте происшествия. Обращается внимание на шины транспортных средств: наличие местных повреждений (пробоев, порезов, разрывов), размер шин, степень износа протектора шин, что также фиксируется в протоколе. Выяснение данных обстоятельств необходимо с целью определения возможности эксплуатации данных шин, а также установлению, могли ли эти дефекты шин послужить причиной дорожно-транспортного происшествия. Проводится фотографирование не только транспортных средств, но и отдельных узлов, агрегатов транспортных средств (спущенных, деформированных колес), в том числе отделившихся после происшествия.

    Назначенная и проведенная в будущем  судебная автотехническая экспертиза позволит следователю решить вопрос о техническом состоянии транспортных средств, участвующих в происшествии.

    В процессе осмотра необходимо установить принадлежность транспортных средств, то есть собственника каждого транспортного средства. Если этим собственником является юридическое лицо, кроме водительского удостоверения и регистрационных документов на транспортное средство (справка-счет или свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства), которые должны быть, если собственник – физическое лицо, в обязательном порядке необходимо выяснять вопрос о наличии путевого листа.

    Путевой лист установленной формы является документом учета работы транспортного средства, который обязаны выдавать все предприятия независимо от форм собственности при выпуске транспортного средства на линию. В соответствующей графе путевого листа должностное лицо, ответственное за выпуск,  расписывается, тем самым разрешает выезд  технически исправного транспортного средства на линию.

   При эксплуатации транспортных средств по договору найма, аренды, проката, подряда водителю необходимо иметь свидетельство о регистрации данного транспортного средства, соответствующий договор или копию договора, заверенного подписью и печатью, путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз.

    Кроме того, водитель при отсутствии владельца транспортного средства обязан иметь (кроме водительских и регистрационных документов) доверенность установленной формы на право распоряжения транспортным средством или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство.

     Помимо вышеизложенных документов следствию необходимо выяснить наличие у предприятия, организации, учреждения, независимо от организационно-правовой формы, или у физического лица лицензии – официального документа, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности (перевозка пассажиров, перевозка грузов) в течение установленного срока, при соблюдении определенных условий осуществления этой деятельности. При наличии лицензии водителю выдается лицензионная карточка. Зачастую эти документы следствием не запрашиваются, тем не менее – это необходимо выяснять в целях профилактики, а также для наличия или отсутствия в действиях должностного лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 266 УК Российской Федерации (преступления, связанные с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями)[1]. 

 За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность работника автотранспортных предприятий, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого им служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Кроме должностных лиц автотранспортного предприятия, такими субъектами могут быть и водители, работающие на государственных или частных предприятиях, и даже владельцы личного транспорта, если они, например, передают транспортное средство для управления ненадлежащим лицам, допустившим затем аварию или катастрофу. Разрешение может быть устным или письменным (выдача водителю путевого листа), как при отправлении транспортного средства с предприятия, так и в процессе его эксплуатации.

 Для установления факта выпуска должностным лицом в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства следствию необходимо изъять с предприятия – владельца транспортного средства – соответствующие документы, такие как:

- функциональные обязанности (должностную инструкцию) лица, ответственного за выпуск в эксплуатацию транспортного средства (ответственного за ремонт);

- журналы (ведомости или иные документы) по выпуску транспортных средств на линию, по проверке технического состояния, по проведению на данном транспортном средстве текущего ремонта и технического обслуживания, документацию с перечнем работ по техническому обслуживанию и ремонту данного транспортного средства.

 Для подтверждения факта прохождения технического осмотра транспортными средствами органам предварительного следствия необходимо в обязательном порядке официально запрашивать соответствующее подтверждение в территориальных органах ГИБДД.

 В диспозиции ст. 266 УК Российской Федерации выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Следствием не всегда устанавливается лицо ответственное за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, а тем более лицо, ответственное за недоброкачественный ремонт. Выяснение данного обстоятельства имеет существенное значение, позволяющее правильно квалифицировать данное преступление.

Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств следует понимать такой ремонт, который не обеспечивает безопасность работы транспорта и приводит к причинению вреда здоровью или материального ущерба. Он может заключаться в неустранении всех неисправностей автотранспортных средств. В процессе такого ремонта нарушается технология производства, применяются непригодные материалы и т. д.

За недоброкачественный ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт, независимо, где он проводился (в специализированном центре, в частном гараже, на автостоянке, на улице и т. д.). Если качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик, сам в ремонте не участвовавший, то он будет нести ответственность либо за выпуск технически неисправного транспортного средства по этой же статье, либо, если речь идет о другом транспортном оборудовании, – по статье о должностном преступлении.

Поскольку производство ремонта определяется технологическими правилами и нормативами, то вопрос об ответственности может быть решен при установлении нарушений этих правил и нормативов. Представляется, что для решения вопросов, связанных с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, необходимо проведение автотехнической экспертизы.

Субъектами преступления могут быть лица, ответственные за ремонт транспортных средств (специалисты, мастера, работники отделов технического контроля, частные мастера по ремонту автотранспорта) и выпуск в эксплуатацию транспортных средств (владельцы транспортных средств, работники служб эксплуатации и т. д.).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств или выпуск в эксплуатацию неисправного транспортного средства могут быть совершены по самонадеянности или небрежности. В первом случае имеет место сознательное пренебрежение техническими правилами ремонта или выпуска в эксплуатацию, но субъект легкомысленно рассчитывает на то, что вредные последствия не произойдут («техника не подведет», водитель справится с управлением и т. п.). Во втором случае он не осознает факта нарушения технических требований (например, из-за низкой профессиональной квалификации), хотя мог и должен был это осознавать. Если субъект умышленно производит недоброкачественный ремонт или умышленно выпускает в эксплуатацию неисправное транспортное средство, относясь к возможным последствиям с прямым или косвенным умыслом, речь будет идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, террористическом акте, умышленном убийстве или телесном повреждении, умышленном уничтожении или повреждении имущества.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления (водителем транспортного средства), а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.Иначе говоря, субъектами преступления может оказаться любое лицо, которое фактически осуществляло некачественный ремонт, ставший причиной дорожно-транспортного происшествия.

Если владелец индивидуального транспортного средства выступает и в качестве водителя, то в случае, если он знал о не устраненных или возникших во время ремонта неисправностях, однако продолжал эксплуатировать транспортное средство, ответственность должна наступать по ст. 264 УК Российской Федерации. Требования к водителю по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства  перед выездом и в пути следования изложены в Правилах дорожного движения        (п. 2.3.1). В частности запрещается движение при неисправности тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов и других узлов и агрегатов транспортного средства, указанных в приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Установить в процессе расследования факт недоброкачественного ремонта, а также техническое состояние транспортных средств, характер и время возникновения неисправности может помочь судебная автотехническая экспертиза.

В постановлении о назначении судебной автотехнической экспертизы должно быть отражено место, время, вид ДТП, дорожные условия, характер повреждений транспортного средства, условия его хранения, организации осмотра и порядок предоставления объектов для исследования, вызванная необходимость экспертного исследования технического состояния данного транспортного средства.

Транспортные средства к месту осмотра доставляются таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажения имеющихся внешних повреждений.

При исследовании технического состояния транспортного средства экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению транспортного средства:

- каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес  транспортного средства на момент осмотра;

- соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации;

- могли ли данные неисправности привести к потере управляемости транспортного средства в условиях данного происшествия;

- если неисправность возникла до дорожно-транспортного происшествия, то мог ли водитель или другие должностные лица, ответственные за выпуск транспортного средства на линию, обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе транспортного средства:

- работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система транспортного средства;

- соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации;

- если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

- если отказ произошел до дорожно-транспортного происшествия, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части транспортного средства:

- каково техническое состояние узлов ходовой части транспортного средства;

- могли ли данные повреждения возникнуть до дорожно-транспортного происшествия и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Следователь, дознаватель вправе поставить на разрешение автотехнической экспертизы и такие вопросы:

Могло ли отсутствие двух гаек переднего колеса явиться причиной отрыва переднего колеса во время движения автомашины?

Допустима ли эксплуатация автомашины при наличии определенной неисправности, с которой автомобиль был выпущен в эксплуатацию?

В чем заключается причина поломки поперечной рулевой тяги (или другой конкретной детали транспортного средства)?

Могла ли зафиксированная в протоколе осмотра неисправность рулевого механизма (тормозной системы, ходовой части и т.д.) автомашины возникнуть в результате столкновения (наезда на препятствие, опрокидывание и т.д.)?

Возможно ли, по характеру повреждения определенной детали установить, до или после дорожно-транспортного происшествия она возникла?

Имел ли водитель возможность установить наружным осмотром определенную неисправность или для этого требуется разборка механизма?

4. При расследовании дорожно-транспортных происшествий, связанных с исследованием деталей транспортных средств (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий), наиболее вероятными деталями транспортного средства, которые при их разрушении могут служить причиной дорожно-транспортных происшествий, являются:

- автомобильные лампы (фар, габаритных огней, указателей поворотов);

- рулевые тяги, пальцы шарниров рулевых тяг;

- рычаги подвески передних колес автомашин и пальцы шарниров;

- подшипники ступиц колес;

- поворотные цапфы (обрыв, срыв резьбы стопорной гайки);

- резиново-технические изделия (колеса, манжеты, защитные чехлы, тормозные шланги и т. д.).

Исходными данными являются изъятые детали (вещественные доказательства) и представленные для осмотра транспортные средства (кроме случаев повреждения авто ламп). В результате осмотра выявляется необходимость в углубленном исследовании в лабораторных условиях разрушенного узла, что является основанием для извлечения его из транспортного средства.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом.

По автомобильным лампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

- горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

- какой свет – ближний или дальний – был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).

Заключение эксперта-автотехника в совокупности с другими доказательствами по уголовному делу позволяют следствию, дознанию решить вопрос о техническом состоянии транспортных средств участвующих в дорожно-транспортном происшествии, а в дальнейшем установить наличие или отсутствие в действиях соответствующих лиц признаков состава преступления, предусмотренного ст. 266 УК Российской Федерации.

Не исключено, что в процессе движения водитель, в свою очередь, допускает нарушения. Так, обнаружив возникшую неисправность, он  продолжает движение, самонадеянно рассчитывая на свое мастерство и готовность предотвратить ДТП. Но его легкомысленный расчет не оправдывается, и он совершает ДТП с тяжелыми последствиями. При установлении таких обстоятельств причинно-следственная связь между выпуском в эксплуатацию неисправного транспортного средства или его недоброкачественным ремонтом прерывается.  Правила дорожного движения обязывают водителя прекратить движение и либо устранить неисправность, либо транспортировать (отбуксировать) транспортное средство для осуществления ремонта. К уголовной ответственности должен быть привлечен только водитель по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК Российской Федерации.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации : [принят Государственной думой 24 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации 5 июня  1996 г. Подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г.] : с изм. и доп. на 30.10.2009 г.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!