Особенности организации и производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Заслуживает внимания проблема продолжительности допроса несовершеннолетнего. Четырехчасовая продолжительность допроса не является оптимальной для детского организма, и с этим согласны многие известные исследователи проблем детской психологии.

По мнению А. Р. Ратинова, при длительных допросах возрастает возможность внушения ложных показаний, так как чувство усталости снижает сопротивляемость внушению[1].

И. А. Макаренко полагает,  что позднее время допроса и длительное время его проведения, несомненно, отрицательно сказываются на формировании показаний. Если несовершеннолетний и не дает ложных показаний, то утомленность может повлиять на степень точности и полноты воспроизведения. Длительные допросы недопустимы, они могут вызывать стрессовое состояние или состояние безразличия к происходящему, что может привести к самооговору или замкнутости несовершеннолетнего обвиняемого[2].

По мнению Л. Л. Каневского, Е. Е. Куликова и Н. И. Порубова, длительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста (от 14–15 до 17–18 лет), не должна превышать час[3]. С точки зрения Е. В. Мищенко, допрос несовершеннолетнего обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 40 минут.

Наряду с этим, законодатель в ст. 425 УПК РФ не определил время для отдыха во время допроса несовершеннолетнего обвиняемого, в то время как в ч. 3 ст. 187 УПК РФ строго предписано взрослому допрашиваемому лицу предоставить перерыв не менее одного часа.

Как справедливо отмечают З. Д. Еникеев и Р. З. Еникеев, продолжительность времени отдыха должна быть не меньше одного часа, как это определено в положениях о времени допроса ч. 3 ст. 187 УПК РФ[4].

По мнению И. С. Семьянова, предусмотренный ч. 3 ст. 187 УПК РФ перерыв касается общих случаев проведения допроса лиц, независимо от их процессуального положения и возраста, и не учитывает специфики допроса несовершеннолетних обвиняемых[5].

Полагаем, что оптимальную продолжительность перерывов во время допроса должен определять педагог (психолог) по согласованию со следователем, учитывая общее психологическое состояние допрашиваемого несовершеннолетнего лица.

            [1] Ратинов А. Р. Психологическая характеристика показаний обвиняемого // Вопросы предупреждения преступности. М., 1965. Вып. 1. С. 121.

                [2] Макаренко И. А. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого: монография. Уфа: БГУ, 2001. С. 33, 37.

                [3] Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001. С. 99.

                [4] Еникеев З. Д., Еникеев Р. З. Участие адвоката-защитника в доказывании по делам о преступлениях несовершеннолетних: социально-этические и процессуально-криминалистические проблемы: монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 164.

                [5] Семьянова И. С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних: дис. …канд. юр. наук. Омск, 2003. С. 116.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!