Особенности культурного развития России в конце XIX — начале XX века
Конец XIX - начало XX в. - время нового подъема отечественной художественной культуры. Если эпоха Пушкина была ее Золотым веком, тот этот период по праву называют Серебряным веком. Это было время ускорения процесса развития всей русской национальной культуры. Оно неразрывно связано с крупными изменениями в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах жизни российского общества, в котором нарастало брожение, появились различные по характеру политические и художественные течения. В искусстве дискутировались вопросы о путях развития художественного творчества в новом веке.
Вобрав себя все лучшее из культурного наследия прошлого, художественная культура России на рубеже двух веков обогатилась новыми направлениями и формами. Новаторские поиски и достижения нашли свое отражение во всех ее областях: в общественной мысли, науке, технике, литературе, изобразительном искусстве, театре, музыке, балете, где были достигнуты результаты мирового значения, ставшие достоянием общечеловеческой культуры.
Рубеж столетий в русской культуре представлял собой во всех отношениях новую историко-культурную ситуацию:
- сама историческая эпоха, которую переживала Россия, способствовала смене культурно-ценностных ориентиров. Бурное развитие капитализма, новый этап модернизации, мощный экономический подъем в начале XX в., российские революции 1905-1907 гг. и 1917 г. оказали непосредственное влияние на культурное развитие страны, на формирование культуры нового типа. Предчувствие нового времени, новой экономической эпохи пронизывало всю русскую культуру того периода:
- сформировавшийся в XIX в. классический этап русской культуры выявил в ней кризисные черты (кризис самосознания, появление в литературе и искусстве различных разновидностей декаданса, резкая поляризация идейно-художественных сил, обострение противоречий между ними). Все активнее подвергались критике устоявшиеся школы в искусстве (реализма - в литературе, передвижничества и академизма - в живописи, «кучкизма» - в музыке, традиций социально-бытового реализма в театре), и одновременно шел поиск новых эстетических идеалов, новых художественных принципов, форм и методов;
- на первый план стали выдвигаться задачи творческого переосмысления и обновления сложившихся традиций не только в литературе, искусстве, но и в общественной мысли, в религии. Так, например, официальным религиозным канонам православия противопоставлялись «новое религиозное сознание», мистико-религиозные искания, «богостроительство» и «богоискательство». Новое развитие получила русская философская мысль. Это было время религиозно-философского возрождения в России и создания русскими философами-идеалистами целостных философских систем (Вл. Соловьев, И. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Федоров и др.);
- одной из важнейших черт общественного сознания этого периода стало убеждение в принципиальной свободе творчества, представление об особой значимости творческой личности, творческой индивидуальности. Фигура художника, творческая личность, мыслившая категориями культуры в целом, сочетавшая в своем творчестве мысль и образ, философию и искусство, теорию и практику, оказалась в центре новой культуры. Именно таковыми были деятели русской культуры рубежа столетий: Д. Мережковский и Вяч. Иванов, А. Белый и А. Блок, В. Брюсов и К. Бальмонт, 3. Гиппиус и М. Волошин и многие другие, объединившиеся под знаменем символизма;
- творческий, предельно свободный подход к религии, науке, искусству давал возможность объединить между собой поэзию и музыку, музыку и изобразительное искусство, живопись, музыку и балет. Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.
Стремление пересмотреть культурные ценности прошлого, выработать новый, неклассический подход к культуре вызвал немало острых противоречий, создавших внутреннее напряжение эпохи русского культурного ренессанса.