Особенности государственной социальной политики в современной России
России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.
Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:
1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;
2) поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.
Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.
Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны.
На затянувшемся первом этапе реформ (1992-1998 гг.) государство решало и решило фактически одну-единственную задачу: создание частной собственности как господствующей формы и пусть еще крайне нецивилизованного, но уже капиталистического хозяйственного уклада как доминирующего. Государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников.
Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге трудящееся население лишилось многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития.
Государство должно перейти к сбалансированной социальной политике. При этом речь даже не идет о том, чтобы государство соответствовало своему конституционно установленному (статья 7) характеру — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Перспектива такого государства в современной России даже не просматривается. Речь идет о гораздо меньшем, но жизненно решающем: государство должно перестать быть антинародным (по официальной фразеологии, «осуществляющим непопулярные реформы»). Это значит только одно:
- государство должно учитывать интересы не одной только стороны общественных преобразований, но всех сторон, а потому создавать всем социальным группам реальные возможности как формулировать, так и представлять и отстаивать свои интересы в рамках социального мира (перемирия).
В стратегическом плане речь идет о том, чтобы реально (а не формально только) допустить всех субъектов гражданского общества к процессу исторического выбора Россией своего будущего.