Особенности философской и религиозной картин мира
Мировоззренческое состояние нашего современника таково, что оно позволяет принимать за доминирующую не только строго научную картину мира, но и философскую, и даже религиозную ее версии. В чем же отличие научной, философской и религиозной картин мира? Философия навсегда пыталась объяснить возникновение универсума, опираясь на представлений о субстанциональной первооснове, причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, с точки зрения развития, используя понятийный и категориальный аппарат. Философия, за редким исключением в лицах гностиков и скептиков, считала, что мир познаваем и наши понятия дают верное, адекватное отражение существующей вне нас реальности. Часто философская картина мира использовала идею стихийно-спонтанного структурогенеза, т.е. возникновения порядка из хаоса. Вспомним хотя бы Гесиода: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился».
Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Ее характерной чертой была вера, а единственным способом миропостижения - откровение. Значительную роль в религиозной картине мира сыграл принцип теоцентризма. Он провозглашал верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания. И даже знаменитые естествоиспытатели воздавали хвалу Господу за тот порядок, который царил во Вселенной.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм, а также множество национальных, например конфуцианство, индуизм, иудаизм и прочие, имеют отличающиеся друг от друга религиозные картины мира. Однако суть их в одном: признание божества и божественного предопределения. Если в христианстве земная жизнь - это только пролог к жизни божественной и нужно прожить ее достойно, чтобы заслужить спасение, то шариат ислама предписывает строгое следование воле Аллаха, изложенной в кодексе норм мусульманской морали.
Религиозная картина мира богата многообразием представлений о сущности религии. Так, с точки зрения феноменолога, религия есть «встреча со священным и ответная деятельность» человека. Религия познается из самой этой встречи. Контекст, эпохи, культуры и истории оказывается второстепенным. Ответная деятельность при встрече со «священным» и может, во-первых, приобретать характер шаманизма, во-вторых, мистического слияния с Богом или следования его заповедям.
По Юнгу, религиозные учения есть выражения архетипов. Религия является особой установкой человеческого ума, особой установкой сознания. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую форму защиты от неврозов и делает вывод_о необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.
Фромм предлагает различать авторитарную религию и гуманистическую религию. Первая содержит идею повиновения внешней, господствующей над человеком силе. В ней главной добродетелью является послушание, а главный грех - неповиновение. Фромм рассуждает так: «Повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности, благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится». Гуманистическая религия ориентирует человека на веру в собственные силы, на возможность реализации своих способностей, на право человека на счастье и свободу. В гуманистической религии религиозное переживание связано с единением со всем сущим, любовью к ближнему, солидарностью со всем человечеством. Добродетелью становится самореализация, а пороком беспомощность и бессилие.
Примечательно, что свою концепцию Фромм именует «новой теологией». Новым оказывается то, что, по мнению философа, религия не должна быть связана с теизмом. Идея Бога во многом сим-волична. Можно иметь религиозный опыт, но при этом говорить о безбожии. И наоборот, безбожие отнюдь не отрицает религиозности. Можно сделать вывод, что такие парадоксальные трансформации представлений о религии в рамках психоанализа весьма явно свидетельствуют о влиянии постмодернизма.