Особенности философии ХХ века

План

1. Позитивизм и его эволюция в ХХ веке.
2. Антропологические течения.
3. Религиозно-философские течения.
4. Русская философия в ХХ веке.
Заключение
Список литературы

1. Позитивизм и его эволюция в ХХ веке.

Согласно научной классификации основных типов западной философии с учетом взаимосвязи данных причин выделяют следующие ее основные направления: сайентистское, антропологическое и религиозно-философское.
Сайентизм (от лат. - наука) исторически возник в XIX - начале XX в. Большинство его форм отзывалось на реальные проблемы науки, обусловленные ее бурным развитием. Истоки сайентизма восходят к позитивизму. Его основоположник Огюст Конт (1798 - 1857) утверждал, что настоящее, «позитивное» знание дают только специальные науки или их синтез. Философия же невозможна как область научного познания. Теоретико-познавательные и мировоззренческие проблемы О. Конт объявил «метафизическими».
Формой позитивизма является эмпириокритицизм, или махизм (от греч. опыт). Его основатели австрийский физик, философ-идеалист Эрнст Мах (1838 - 1916), Рихард Авенариус (1843 - 1896) и их последователи претендовали на преодоление материализма и идеализма. В основу объяснения мира они положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений. Махисты пытались уйти от крайностей субъективного идеализма, называя ощущения «элементами мира».
В анализе революции в науке конца XIX - начала XX в. махисты пришли к ложным выводам о содержании и закономерностях развития научного познания: к отрицанию объективной и абсолютной истины (релятивизму). Вывод был сделан такой: развитие физики якобы доказывает исчезновение материи (материя исчезла, электрон не имеет массы покоя).
Махисты считали, что задача философии состоит не в построении синтетической системы выводов всех наук, а в создании теории научного познания. Поэтому махизм от позитивизма отличается не только пониманием характера конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии.
Начиная с 20-х гг. нашего века выделилась новая форма позитивизма. Неопозитивизм и его основной вариант — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.). В центре интересов логического позитивизма оказывается проблема значения, проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философию эмпирики определяют как род деятельности, который не имеет своего предмета исследования, а призван заниматься анализом естественных и искусственных языков.
Все вопросы, имеющие философско-мировоззренческое значение, неопозитивисты считают псевдопроблемами, лишенными научного смысла. Идеальным средством аналитической философской деятельности они признают разработанный в XX в. аппарат математической логики.
Позитивистские претензии на «нейтральность» в науке имеют глубокие социальные корни. Это прежде всего противоречивое отношение буржуазии к наукам. С одной стороны, ее заинтересованность в развитии естественных наук, без которых невозможно развитие производства, с другой - отказ от мировоззренческих выводов общественных наук, подрывающих идею вечности буржуазного общества. Позитивизм и есть попытка создать якобы социально-нейтральную философскую теорию.
Гносеологические корни неопозитивизма - в успехах современных наук. Создается впечатление, что все можно познать, суммируя отдельные достижения дифференцированного знания.

2. Антропологические течения.

Объект исследования антропологических школ и направлений - человек. В методологии их представители выступили против классического рационализма XVII - XVIII вв. и сайентистских школ западной философии XIX - XX вв. Они не только попытались противопоставить абсолютизации притязаний разума нерациональные детерминанты самоопределения человека, но и во многих случаях впадали в другую крайность: абсолютизировали «витальные» измерения и нерациональные формы постижения человека. Следствием этого явился иррационализм (от лат. - неразумный).
Иррационализм, в одних случаях будучи отрицанием разума как существенного качества человека, а в других - отрицанием его как существенного компонента процесса постижения человеком мира и себя, не тождествен признанию реальности нерациональных особенностей человека. Эти особенности существуют. Поэтому говорить о глобальном иррационализме антропологических направлений нет оснований. Вопрос этот решается конкретно, применительно к особенностям каждой школы или философа либо путем постановки и решения отдельных философских проблем.
Иррационалистские абсолютизации наиболее сильно проявляются в «философии жизни» немецких ученых Ф. Ницше (1844 - 1900) и В. Дильтея (1833 - 1911) и французского - А. Бергсона (1859 - 1941).
В категории «жизнь», по Ницше, выражается воля к аккумуляции силы; по Дильтею - факты воли, побуждений и чувств человека; по Бергсону - космическая сила - «жизненный порыв».
Наиболее влиятельное антропологическое направление XX в. - экзистенциализм (от позднелат. - существование), возникший в 20-е гг. Главные представители экзистенциализма - немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) и Карл Ясперс (1883 - 1969) и французские Габриель Оноре Марсель (1889 - 1973), Жан Поль Сартр (1905 - 1980) и Алъбер Камю (1913 - 1960).
Социальным источником философии экзистенциализма были те процессы социально-экономической, политической и духовной жизни буржуазного Запада, которые воплотились в различных формах отчуждения человека. (Феномен отчуждения выражается в том, что собственная деятельность человека становится для него чужой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он господствовал над нею.)
Отчуждение человека и некоторые подходы экзистенциалистов к решению проблем преодоления отчуждения человека сегодня следует рассматривать не только как отражение противоречий буржуазного общества, но и как отражение противоречий в практике строительства социализма. Они носят общечеловеческий характер. Однако при этом необходимо учитывать специфику отчуждения в различных конкретных социальных условиях и не следует переводить все противоречия в статус общечеловеческих. Реально существует сложное переплетение общечеловеческих и классовых противоречий и измерений явлений отчуждения.
Гносеологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, существования человека, соотношение рациональных и нерациональных форм самопостижения человека.
В отличие от Канта, поставившего вопрос: «Что такое человек?», экзистенциалисты центр тяжести переносят на вопрос: «Как стать человеком?» или конкретнее: «Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?» В их категориальном аппарате ключевыми являются такие понятия, как «экзистенция», т. е. «существование», «бытие», «ничто», «сущность» и «пограничная ситуация».
Категория «экзистенция» была введена датским философом Сереном Кьеркегором (1813 - 1855) и означает неповторимость, уникальность и сугубую субъективность существования отдельного человека «здесь - теперь» в противоположность его общей сущности - природной, социальной или объективно-духовной, в духе Гегеля, с которым он вел полемику. Такая экзистенция считается недоступной рациональному познанию и данной только непосредственному переживанию.
При всем своеобразии применения и истолкования упомянутых ранее философских категорий различными экзистенциалистами главными философскими вопросами для них являются:
1) вопрос о критерии различения подлинного и неподлинного существования или бытия человека;
2) вопрос о возможностях, пределах и способах достижения подлинного существования. Именно в связи с этими вопросами и на их основе рассматриваются и делаются попытки решить такие актуальные проблемы, как человеческая свобода, ответственность и гуманизм.
Человеческое бытие как существование человека, считал Хайдеггер, исключает правомерность гносеологического сопоставления объекта и субъекта как раз в силу органической (а не механической) «вмонтированности» того, что традиционно называется объектами, в бытие человека.
Постижение мира он обосновывает не по модели рационально-гносеологического познания, а по модели герменевтической (от греч. - разъясняющий, истолковывающий) с ключевым для нее способом духовного освоения мира пониманием.
Понимание - это эмоционально-эстетическое, во многом интуитивное постижение объекта, которое, хотя и не должно противопоставляться рационально-гносеологическому, не может быть сведено к последнему.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!