Основы теории личности

В современных условиях успешность деятельности организации во многом зависит от индивидуального соответствия ее сотрудников условиям и требованиям профессиональной деятельности, сложившимся в организации нормам, правилам и традициям. Поэтому одной из важнейших профессиональных задач руководителя является формирование и воспитание личностей сотрудников.

 Существуют различные  психологические школы, теории и концепции, описывающие процесс формирования человека как личности.

Психология трактует понятие «личность» как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.  У новорожденного имеются лишь простые физиологические потребности, которые под воздействием взаимосвязанных факторов изменяются и появляются психосоциальные потребности.

 По мере того как человек созревает, он приобретает жизненный опыт, он обучается. Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, метод «проб и ошибок» и инсайт.Основные способы научения и их характеристика представлены в таблице.

Основные способы научения и их характеристика

Способ научения Характеристика поведения  
Привыкание      

 

При продолжительном повторении стимулов, не подкрепляемых поощрением или наказанием, реакция на них постепенно угасает. Это имеет важное значение для формирования поведения у молодых животных – помогает им распознавать нейтральные элементы окружающей среды. Привыкание – результат изменения в нервной системе, а не форма сенсорной адаптации, т.к. новое поведение здесь устойчиво и после привыкания стимул никогда уже не вызывает реакции  
Выработка условного рефлекса   

 

Выявлена в исследованиях И.П. Павлова, проводившихся на собаках. Метод состоял в выработке условного рефлекса слюноотделения: животное начинает реагировать не только на безусловный раздражитель (вид пищи), но и на новый условный раздражитель (лампочка, звонок и др.), который предъявляется собаке в сочетании с безусловным раздражителем. Животное учат связывать безусловный стимул с условным и давать ответ на любой из них

 

 
Метод проб и ошибок        

 

Выявлен в исследованиях Скиннера, проведенных на голубях. Всякий раз, когда птица производила определенные действия, ее за это вознаграждали (положительное подкрепление) или подвергали «наказанию» (отрицательное подкрепление). Сочетание данного действия с наградой или наказанием соответственно повышает или понижает вероятность его повторения в дальнейшем
Инсайт (постижение)        

 

Инсайт – это высшая форма научения. Он не является результатом прямого научения методом проб и ошибок, а основан на информации, полученной ранее при других, в чем-то сходных, обстоятельствах. Инсайт возможен лишь при достаточном развитии интеллектуальных функций

Изучением условного рефлекса занимались русский ученый И.П.Павлов и американцы Д.Б.Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запоминает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь. Существуют два типа реакций – ответные, или автоматические, возникающие в ответ на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи), и оперантные, которые самопроизвольно вырабатывает организм (ползание ребенка). Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия – наказания или поощрения. Воздействие помогает эффективно изменять поведение.

Метод «проб и ошибок»  был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874–1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения – метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904–1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента – научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.

 Случайный успех оставляет след и в дальнейшем облегчает следующие пробы и сокращает их количество. В этом процессе участвует память.

Инсайт является наиболее совершенной формой научения. На пути к достижению желаемого человек встречает препятствие и может действовать по-разному. В дальнейшем, когда человеку потребуется выбрать ту или иную форму поведения, в конкретной ситуации, он воспользуется прошлым опытом, но реорганизует его применительно к данной ситуации. Эта реорганизация накопленного опыта приведет его к новому типу поведения.

Скорость научения зависит от различных факторов: возраста человека, интеллекта, умственного развития.

Концепцию позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции можно и нужно использовать, вызывая желаемое и предотвращая нежелаемое поведение работников. В качестве фактов можно использовать зарплату, стремление человека сохранить рабочее место, социальные факторы (престиж и статус), обратную связь с руководством.

Формирование личности. Единую и наиболее полную теорию человеческой личности – теорию психоанализа – разработал З. Фрейд, а развили ее К. Юнг, А. Адлер и др.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину, и известна как доктрина психического детерминизма.

Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.

Личность человека зависит не только от наследственности, глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Фазы, которые проходит ребенок в период роста (в основном до 6 лет) являются самыми важными для формирования его личности. Врожденное и приобретенное в раннем детстве составляет основу, глубинный слой характера. После 6 лет прибавляются другие черты, составляющие периферийный слой характера человека. Периферийный слой меняется под воздействием жизненного опыта индивида, глубинный слой менее подвержен изменениям, менее обратим.

Психологическая зрелость в основном характеризуется следующими чертами:

  • автономией, которая означает не свободу делать все, что хочется, а возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями;
  • чувством реальности и способностью трезво смотреть в лицо фактам;
  • чувством ответственности, которую не следует смешивать с чувством вины;
  • сотрудничество с другими.

Ид – источник человеческих желаний (которые Фрейд изначально считал сексуальными, агрессивными), руководствующийся принципом наслаждения или стремлением к немедленному удовлетворению желания.При появлении внешней угрозы психическому состоянию человека, вызывающей у него тревогу и беспокойство, Эго старается смягчить опасность либо с помощью реального, сознательного решения проблемы, либо искажая ситуацию, чтобы защитить сознание человека (действие защитных механизмов).У других, напротив, чрезмерно развито "Сверх-Я". Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их адаптация также находится под угрозой. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей.Личностные черты. Любому работающему человеку, в том числе и менеджеру ежедневно приходится взаимодействовать с десятками, а то и сотнями людей. Кому-то приходится преимущественно взаимодействовать с коллегами индивидуально. Кто-то обязан регулярно проводить мероприятия, в которых участвуют многие сотрудники. Поэтому в менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми. Американец Гордон Олпорт различил отдельные черты, позволяющие сравнивать людей между собой: экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность.     Мыслительный тип (функционально преобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему-речь) – отвлечен от бытовых условий, оперирует с символами, имеет развитое абстрактное и логическое мышление, умеет прогнозировать.     Смешанный тип – функции коры и подкорки уравновешены, черты смешанные.Одной из применимых в повседневной жизни психологических классификаций является типология Хейманса – Ле Сена. В ней характер рассматривается как совокупность трех основных составных частей: эмоциональности (Э+ и Э -), активности (А+ и А -) и первичности и вторичности (П и В).Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:— сентиментальный: Э+, А-, В;— страстный: Э+, А+, В;— флегматик: Э-, А-, В;— апатичный: Э-, А+, В.Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта.Флегматик холоден и спокоен.

Аморфный тип безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим.

Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен.

Бурный тип подчас проявляет неистовое проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением.

Нервный тип характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.

— аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;

— сангвиник: Э-, А-, П;

— бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;

— нервный: Э+, А-, П;

Первичность характеризует другую сторону эмоциональности – быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.

Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность.

     Ученики Павлова добавили в типологию гениальный тип – в нем все функционирует гениально: и кора, и подкорка.

     Художественный тип (функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственное восприятие) – образный тип мышления, чувства для них главное, низкий порог восприятия, чувственное мировосприятие.

И.П. Павлов разработал типологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный, художественный, смешанный.

Попытки научно различить личностные типы начались еще в античные времена. Так, около 400 до н.э. Гиппократ предложил типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Другая типология принадлежит Теофрасту (372-287 до н.э.). Он предложил различать 30 типов характера.Фрейд показал, что многое в поведении человека управляется отнюдь не сознанием.

Из теории психоанализа следует, что поведение людей не всегда бывает логичным и разумным, люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить свое собственное поведение.

Личность имеет три грани – потребности, "Я" и "Сверх-Я", которые не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям. Ничто их не останавливает. Их "Сверх-Я" слабо и не способно подавить влечение. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом.

Эго подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желание Ид с учетом внешних факторов. Эго постоянно колеблется между желаниями Ид и объективной реальностью. Суперэго – собственное сознание человека, его моральные принципы, определяющие для него приемлемость или неприемлемость того или иного способа поведения. Суперэго формируется на примере морали родителей, которых наблюдает, познает и которым подражает ребенок.

Составные элементы личности. Разрабатывая структурные гипотезы организации психической жизни человека, З. Фрейд выделил три основные психические инстанции – "Ид" (Id), или "Оно"; "Эго" (Ego), или "Я"; "Суперэго" (Superego), или "Сверх-Я".

Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!