Основы программирования на языке BASIC - Часть 2

В системе программирования QBasic на IBM PC программы могут записываться в обоих формах - с нумерацией и без нумерации строк. В версиях Бейсика для ЭВМ, не имеющих операционных систем, строки должны быть пронумерованы.
Основными свойствами программ на данном языке для ЭВМ как одной из форм описания и разновидностей машинных алгоритмов является их выполнимость, мобильность, эффективность и правильность.
Выполнимость программ - возможность их выполнения на данном типе компьютеров. Возможность выполнения зависит от типа ЭВМ, наличия внешних устройств, надлежащего объема оперативной и внешней памяти, операционной системы и системы программирования.
Мобильность программ - возможность переноса программы на другой тип ЭВМ. Примером мобильности является возможность выполнения в системе структурного программирования Qbasic программ, записанных на традиционном Бейсике.
Эффективность программ - обычно это минимальность времени их выполнения на ЭВМ. Однако, если созданные программы содержат ошибки, то утверждения об их эффективности не имеют никакого смысла.
Правильность программ - правильность результатов, получаемых с их помощью.
Правильность результатов определяется соответствием документации или другими описаниями программ.
Программы содержат ошибки, если их выполнение на ЭВМ приводит к возникновению отказов, сбоев или неправильных результатов. От использования программ, содержащих ошибки, следует отказываться.
Основные типы операторов языка Бейсик:
- операторы ввода-вывода;
- графические операторы;
- присваивания;
- обращения к функциям;
- описания данных;
- управляющие операторы;
- обращения к подпрограммам.

Примеры операторов ввода-вывода на экран.
Оператор                   Действие
print «привет»                вывод («привет»)
print «корень=»; х            вывод («корень =», х)
input «a=»; а                 запрос («а=», а)
input n                        ввод (п)
locate st, ps                   позиция (st,ps)

Примеры графических операторов:
Оператор                  Действие
pset(x,y),c                     точка(х,у),с
line(x,y)-(u,v),c               линия(х,у)-(и, v), с
line(x,y)-(u,v),c,b             рамка(х,у)-(и,у),с
circle(x,y),r,c                 окружность(х,у), r,с
circle(x,y),r,c,al,a2            дуга(х,у), r,с,а1,а2
paint(x,y),c                   закраска(х,у),с
сls                            очистка_экрана
screen 0,0                     текстовый_экран
screen 1,0                     графический_экран1
screen 2,0                     графический_экран2
Примеры операторов присваивания.
Присваивания       Действие   Результат
а = 0                  а := 0    а = 0
b = а + 1             b := a + 1   b = а + 1 = 1
с = 2*b + 3           с := 2b + 3   с = 2 b + 3 = 5
d = b/c               d := b/c   d = -b/c = 0.2
b = b + 1             b := b + 1   b' = b + 1 = 2
b = b + 1             b := b + 1   b" = b' + 1 = 3

Математические функции с примерами обращения.
Функция Смысл     Пример    Результат
rnd        - случайное число от 0 до 1     rnd
int (x)      - целая часть числа х            int (5/3)          1
abs (x)     - абсолютное значение числа    abs (-2)         2
sqr (x)     - квадратный корень числа     sqr (16)          4
sin (x)     - синус                          sin (0)           0
cos (x)     - косинус                       cos (0)           1
tan (x)     - тангенс                       tan (0)           0
atn (x)     - арктангенс                    atn (0)           0
exp (x)     - экспонента                    ехр (0)           1
log (x)     - логарифм натуральный        log (1)           0

К числу управляющих операторов можно отнести условные операторы, имеющие следующие форму записи и смысл:
Условный оператор:             Действия ЭВМ:
if <условие> then <оператор>     если <условие> то <действие>

где <оператор> - это один или несколько операторов, разделяемых двоеточием, а <условие> - это некоторое логическое условие, при соблюдении которого будут выполняться указанные операторы.
Примеры записи условии - простых и сложносоставных:
Условие:                    Запись:
х = у                        х = у
х ¹ у                        х <> у
х > у                        х > у
х < у                        х < у
х £ у                        х <= у
х ³ у                        х >= у
не (х = 1)                    not (x = 1)
(х > 0) и (у > 0)             (х > 0) and (у > 0)
(а = 0) или (b = 0)          (а = 0) or (b = 0)

Простейшим примером программы с условными операторами является реализация алгоритма «выбор из меню»:

Сценарий «Выбор из меню»

Меню:     <результат >:

1. Новый год    1 января
2. День рождения   1 декабря
3. День знаний   1 сентября
выбор=? <n>
<результат >

Алгоритм и программа выбора по меню, соответствующие этому сценарию:

Алгоритм     Программа
алг «выбор по меню»    ' выбор по меню
нач      cls
вывод («Меню»)       print «Меню:»
вывод («I. Новый год»)      print («1. Новый год»)
вывод («2. День рождения»)     print («1. День рождения»)
вывод («З. День знаний») print          («3. День знаний»)
запрос («выбор=», п)      input «выбор=», n
если п = 1 то       if n = I then
вывод («1 января»)        print «1 января»
если п = 2 то       if n = 2 then
вывод («1 декабря»)        print «1 декабря»
если п = 3 то       if n = 3 then
вывод («1 сентября»)       print «1 сентября»
кон      end

Правильность диалоговых алгоритмов и программ можно оценить сопоставлением их со сценарием диалога. Любое отклонение результатов выполнения алгоритмов и программ от сценария диалога - это ошибка. Диалоговый алгоритм - правильный, если результаты их выполнения строго соответствуют сценарию.
Сравнение текста программы с описанием алгоритма, а затем алгоритма со сценарием диалога подтверждает полное соответствие программы заданному сценарию «выбор по меню». Таким образом, правильность программ может проверяться через правильность реализованных в них алгоритмов.
Одна из неприятных особенностей Бейсика для тех, кто привык к структурной записи программного кода, состоит в том, что Бейсик провоцирует программиста к неструктурности. Впрочем, это вопрос навыков и привычек. По большому счету, однако, язык, в котором нет настоящих процедур и средств создания внешних библиотек, не может быть языком структурного программирования.
Усложненные версии Бейсика, в которых фигурируют истинные процедуры и другие средства, заимствованные из более мощных языков, производят неоднозначное впечатление, так как теряется одно из главных достоинств языка - простота (лучше уж тогда пользоваться во многих отношениях превосходящим Бейсик языком операционального программирования Фортран-77). При написании же коротких простых программ Бейсик реально не уступает Паскалю (и многие специалисты утверждают, что процедура программирования на Бейсике проще, хотя это спорно). Поскольку современные версии Бейсик-систем используют не интерпретаторы, а компиляторы, эффективность программ не ниже, чем аналогичных на Паскале.
Кроме того, в Бейсике отсутствуют:
• ряд структур данных (множества, записи, перечисляемые и интервальные типы);
• ссылочные типы и динамические переменные (хотя в старших версиях возможно динамическое описание массивов);
• в большинстве версий - процедуры и функции (их слабыми аналогами являются подпрограммы);
• модули (и, следовательно, возможности организации больших внешних библиотек).

Заключение

Подводя общий итог работе сделаем следующий вывод:
Бейсик является примером одного из лучших языков диалогового программирования для ЭВМ. По этой причине Бейсик оказался самым первым языком программирования самых первых персональных компьютеров, созданных фирмой Microsoft.
Традиционный Бейсик полностью воспроизводит язык программирования самых первых персональных компьютеров, на которых отсутствовали операционные системы. В связи с прекращением производства этих компьютеров данная версия языка Бейсик потеряла свое прежнее значение и не используется на современных ЭВМ.
Программы на Бейсике состоят из операторов и комментариев. Каждый оператор соответствует некоторой операции, которую может выполнить компьютер. Комментарии включаются в тексты программ для их документирования.
В системе программирования QBasic на IBM PC программы могут записываться в обоих формах - с нумерацией и без нумерации строк. В версиях Бейсика для ЭВМ, не имеющих операционных систем, строки должны быть пронумерованы.
Основными свойствами программ для ЭВМ как одной из форм описания и разновидностей машинных алгоритмов является их выполнимость, мобильность, эффективность и правильность.

Список литературы

1. Алексеев В.Е. Вычислительная техника и программирование. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Каймин В. Информатика. – М., 2003.
3. Кетков Ю.В. Диалог на языке Бейсик для мини- и микро-ЭВМ. – М.: Наука, 1988.
4. Кнут Д. Искусство программирования. – М.: Мир, 1989.
5. Семакин И.Г.Лекции по программированию. – М.: Пермь, 1996.
6. Семенов В. Основы программирования на языке BASIC. – М., 1995.
7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: Инфра-М, 1999.

(16.9 KiB, 49 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!