Основы начального профессионально-личностного становления будущего социального работника
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем начальной профессиональной подготовки.
Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с интеллектуальным, нравственным, трудовым, социально-политическим, эстетическим и физическим совершенствованием учащегося, т. е. со всей системой учебно-воспитательного процесса школы.
Помочь школьнику самоопределиться - значит сформировать у него внутреннюю готовность и потребность самостоятельно осознанно и добровольно намечать, корректировать, выбирать пути реализации перспектив личностного и будущего своего профессионального развития
Для этого необходимо развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой любой деятельности, воспитание деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности, т. е. качеств, приоритетных в современных условиях. При этом создание условий для активизации и актуализации личностных возможностей школьников во время обучения в школе принципиально важно для их жизненного самоопределения.
Особое внимание необходимо уделять содержанию и способам осуществления педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социльно-профессиональных компонентов развития личности не может быть сведено к одномоментному акту выбора профессии и не завершается этапом профессиональной подготовки по определенной специальности. Оно продолжается на протяжении всего жизненного пути, что проявляется в повышении профессионального мастерства, изменении некоторых личностных качеств в своей будущей деятельности.
Этап профессионального самоопределения, имеющий место в период обучения в общеобразовательной школе, имеет свои конкретные задачи, решение которых направлено не столько на самореализацию выпускников школы в конкретной профессиональной сфере, сколько на развитие общетехнологических знаний и умений, личностных качеств, от которых зависит социально-профессиональная мобильность, готовность к принятию самостоятельных решений и к перемене труда, что в условиях конкуренции на рынке рабочей силы сказывается личностно, общественно значимо.
Конкуренция на рынке труда, его многоукладность и нестабильность, возмогшая безработица предъявляют к выпускнику школы -повышенные требования к его личностным и деловым качествам, проявлению самостоятельности и предприимчивости в профессиональном самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей в избираемой профессиональной деятельности. Школа обязана учитывать эти перемены и всемерно направлять педагогические усилия на развитие личностно-делового потенциала учащихся, являющегося интегративной характеристикой подготовленности выпускника к выбору профессии.
Развитие личностных и деловых качеств требует от педагогов осведомленности в вопросах профессионального самоопределения молодежи. Современные условия жизни внесли неопределенность в мировоззрение, ценностные ориентации и установки школьников, утеряны прежние ориентиры социальной жизни, наблюдаются трудности в процессах социализации и индивидуализации жизни и деятельности учащихся. Трудности заключаются в рассогласовании уровня притязаний и индивидуально-творческих ресурсов и в том, что социальная ориентация порою опережает личностную и профессиональную.
Цель заключается в том, чтобы молодой человек, выходя из школы, обладал широким общеинтеллектуальным пониманием себя и окружающих, имел определенные интересы, связанные с профессиональной подготовкой, мог включиться в новый трудовой процесс. Вместе с тем личностно был подготовлен к выбору профессии, предприимчив, смел, уверен в себе и способен принимать решения.
Отношение школьников к своим личностным качествам, возможностям играет значительную роль в учебной и трудовой деятельности, так как от самооценки зависит уверенность в своих силах, отношение к успеху или неудачам, решение той или иной жизненной задачи и проблемы. Например, в подростковом возрасте затруднения в оценке профессиональной пригодности часто объясняются недостаточно развитой самопознавательной и самооценочной деятельностью учащихся. В старших классах в связи с ростом самопознания затруднения такого рода проявляются в меньшей степени. Однако недооценка многими старшеклассниками требований профессии к человеку также может вызвать затруднения в процессе дальнейшей самореализации и становления их профессиональной зрелости.
В процессе профессиональной подготовки школьникам предоставляется возможность устранить противоречия, если они имеются, между профессиональными намерениями и способностями, между стремлением к самостоятельности и неумением принять решение относительно выбора профессии, между представлениями о профессии и реальным ее содержанием.
В старшем школьном возрасте, для которого характерен поиск личных оснований выбора профессии, развитие личностно-делового потенциала осуществляется в направлении осмысления ими социальной значимости выбираемого вида труда, выбор путей самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности. Внимание обращается на развитие компетентности, коммуникабельности, самостоятельности.
В процессе профессионального самоопределения для молодого человека важно найти субъективные основания своего выбора. Для принятия решения о выборе профессии ему необходимо разобраться в своих желаниях, представлениях о ценностях, соотнести возникающие цели со своими идеалами, задуматься над вопросом о своих возможностях. Без пробуждения комплекса мыслей и переживаний, позволяющих молодому человеку осознать себя субъектом предстоящей самостоятельной деятельности, невозможно формирование ответственного отношения к проблеме выбора сферы профессиональной деятельности.
В старших классах проверяются и уточняются намерения выбора профессии. Намерения профессионального выбора у старшеклассников представляют собой результат процесса самоопределения, который отражает достигнутый школьником уровень подготовки. В отличие от выпускников неполной средней школы, чьи намерения характеризуются выбором общего направления профессионального пути, у старшеклассников они отражают конкретную подготовку к избранной профессии. С этой целью важно в процессе групповой и индивидуальной работы со старшеклассниками помогать им расширять и систематизировать знания из конкретной области трудовой деятельности, развивать специальные способности, формировать соответствующие навыки и умения по профессии, углублять самопознание.
Решение о выборе профессии можно считать обоснованным, если намерение согласуется с интересами, склонностями, способностями; самооценка качеств личности соотносится с требованиями профессии к человеку; знания о содержании профессии соответствуют конкретному пути получения образования и потребностям в ней рынка труда. В связи с этим главная цель профессиональной подготовки школьника - готовность подростка к профессиональному и личностному самоопределению, готовность направить свои силы и таланты на утверждение в нашей жизни высших идеалов добра и справедливости.
Соотнося все вышесказанное непосредственно со специальностью "социальная работа", при рассмотрении профессиональной подготовки школьников к данной профессии необходимо учитывать, что процесс становления специалиста в этой сфере идет на протяжении длительного времени и включает несколько* этапов: довузовский, вузовский, послевузовский. А профессиональное совершенствование идет в течение всей трудовой карьеры. В этой "цепочке" довузовское образование играет достаточно важную роль, ведь именно в это время происходит выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии, профессиональная идентификация. На этом этапе важно правильно оценить способности личности, ожидания от данной профессиональной деятельности, возможности дальнейшего самосовершенствования.
В этом аспекте мы выделяем следующие основные задачи довузовского этапа подготовки:
- личностная ориентация на данную профессиональную деятельность, первоначальное ознакомление с ней;
- выявление мотиваций, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии, профессиональная идентификация;
- изучение методов и приемов самопознания, социальной работы как профессиональной деятельности.
На базе десяти гуманитарных классов средних школ города Ульяновска (филиал школы № 72 (гуманитарный лицей), школа № 20 (всего около 100 человек) были проведены исследования, направленные на выявление личностных особенностей, склонностей, возможностей, раскрытие мотивов, ценностных ориентации в жизни и будущей деятельности, формирование навыков самопознания, самооценки.
В профессионально-ориентационной работе были использованы лекция-диалог "Мир профессий. Моя будущая профессия", лекция-беседа, направленная на знакомство с профессией "социальная работа". Школьники проявили большой интерес к беседе, большинство из них еще стоит перед выбором своей будущей профессии, и многие считают, что выбор профессиональной деятельности - достаточно важный шаг для будущего развития личности. Большинство ребят были очень заинтересованы профессией "социальный работник", а в разнообразии видов и функций профессиональной деятельности данной специальности многие были заинтересованы - что им может подойти. Школьники понимают, что для того чтобы овладеть той или иной специальностью, необходимы не только профессиональные знания и навыки; но и определенные личностные качества, которые помогут в будущем профессионально справляться со своими обязанностями. Также необходимо учитывать и ценностные ориентации каждой профессии, обращая внимание на специфическую проблему вхождения в социально-профессиональную среду, сначала в студенческую, а затем - ив среду работающих профессионалов. Так как во многом для молодежи привлекательность многих профессий предполагает идентификацию себя с представителями этой профессиональной общности, поэтому на первых порах освоение профессии - прежде всего освоение норм и ценностей соответствующей социально-профессиональной среды. Важно выделить нормы и ценности различных сообществ, поскольку нередко именно они и становятся главными ориентирами для молодого человека,. Поэтому, выбирая профессию, молодой человек должен оценить не только свои знания в той или иной области, но и разобраться в своих личных качествах.
Для того чтобы оценить свои личностные возможности, школьникам была предложена карта-схема Р. Бернса, которая помогает сделать условный, фрагментарный набросок своего "портрета", заставляя задуматься о сильных и слабых сторонах личности. Кроме того, работа с картой-схемой позволяет выразить и эмоциональное отношение к данным состояниям: "меня это радует", "мне это безразлично", "мне это неприятно".
Школьникам необходимо было заполнить таблицу, оценивая предложенные качества по трем данным категориям. Все справились с предложенным заданием. Положительно, что многие задумались о том, что их устраивает и что не устраивает в собственной личности, какие качества смогут помочь в дальнейшей профессиональной деятельности, а какие могут помешать в профессиональном развитии.
По итогам проведения работы с картой-схемой мы получили следующие результаты. Ощущение счастья радует многих респондентов (80%), безразлично это 12,8%. 83,6% констатируют трудность общего плана: когда у них ничего не ладиться, 16,3% это безразлично. Большинство школьников радует, когда у них все получается (92,7%). 25,4% человек неприятно ощущать себя тугодумами, 63,6% опрошенных не обнаружили у себя данного качества. Собственная неуклюжесть огорчает 40% человек, в то же время 54,6% респондентов не имеют этого свойства личности. Неудачи в своей жизни неприятны 90,9% респондентов, 7,2% опрошенных это состояние безразлично. Собственная добросовестность радует 70,9% человек, для 27,2% опрошенных это не имеет значения.
Многие признали, что обманывать им не доставляет удовольствия (74,5%). Собственная замкнутость, "закрытость" неприятна 63,7% респондентов, 20% это безразлично. Фантазировать любят многие, и их это радует (58,2%). Оптимистов, которым нравится такая позиция в жизни, также большинство (74,5%). Собственная надежность в отношениях радует 61,8% опрошенных, 34,5% данное качество безразлично. "Личная раздражительность" неприятна 80% респондентов, а подверженность настроению радует почти половину Участвующих школьников. Дружба ценится среди опрошенных школьников, 74,5% ребят радует, что они хорошие друзья, для 18,2% опрошенных это безразлично. "Общительность" также положительно воспринимается среди респондентов, 83,6% из всех опрошенных это радует. Среди ребят достаточно высоко ценится ум - 74,5% школьников отмечают этот показатель. "Слабоволие" не является полезным качеством, поэтому его наличие неприятно 81,8% опрошенных. "Опрометчивость" в поступках также не устраивает многих (63,3%). К вере в Бога многие относятся безразлично (43,6%), а некоторые еще не определились (34,6%), 21,8% опрошенных положительно воспринимают этот факт. Более подробная информация о результатах данного исследования отражена в диаграммах.
Ребятам данная карта-схема помогла задуматься о многом: Какой я? Какие качества и умения присутствуют? Некоторые из опрошенных признались, что до этого не задумывались, нравится ли им наличие определенного личностного качества или нет. По результатам данного пилотажного исследования мы видим, что, оценивая свои личностные качества, школьники выделяют те из них, которые помогут им в их будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарным направлением. Кроме того, многие из школьников намерены продолжить обучение и связать свою дальнейшую деятельность с социальной сферой, где личностные качества особенно важны для успешной работы.
После самоанализа своей личности школьникам была предложена методика незаконченных предложений. Ребятам необходимо было закончить начатые предложения (всего их 12). В итоге были получены следующие данные. Ответ на первый вопрос о том, как я представляю свое будущее, у большинства опрошенных был связан с получением образования и со своей будущей профессиональной деятельностью (80%), 12,7% связывают свое будущее с семьей. В разговорах о будущем с родителями чаще всего упоминаются наставления и советы об учебе, о выборе профессии, которые те дают своим детям (89%). Успешными, по мнению большинства респондентов, будут те из сверстников, которые уже сейчас четко знают свою цель (18,2%), сделают правильный выбор профессии, соответственно своим интересам и личностным особенностям (32,7%)) и 40% считают, что успеха смогут достичь те, кто сейчас много времени уделяет учебе. Многие опрошенные считают, что в будущем столкнутся с проблемой выбора профессии и поступления в ВУЗ (50,9%), некоторые предполагают, что столкнутся с трудностями в поисках подходящей работы, где можно будет себя реализовать и получать за это хорошую зарплату (30,9%), остальных волнует И то и другое. На вопрос, чего иногда хочется по-настоящему, одни ответили, что желали бы найти свое место в жизни (27,2%), другие мечтают добиться успеха в жизни (32,7%), а некоторые хотят выработать в себе определенные личностные качества (трудолюбие, общительность, решительность и др.). Особенно не нравится в их жизни большинству респондентов, когда им навязывают свое мнение (34,5%), пытаются вмешаться в личную жизнь (30,9%) и недооценивают их возможности (27,2%). Думая о будущем, многим учащимся хочется забыть о трудностях поступления в ВУЗ, с которыми им предстоит столкнуться (56,3%), а также о проблемах, связанных с поиском подходящей работы (21,8%). Большинство респондентов хотят, чтобы со временем люди относились к ним как к профессионалам в своей деятельности (34,5%), как к людям, уважаемым в обществе (30,9%), как к целеустремленным, успешным личностям (25,4%). В оценке перспектив школьников беспокоит правильность выбора профессиональной деятельности (27,2%), успешность построения карьеры (30,9%), недостаток возможностей (знаний, качеств личности, денег и. т. д.) для реализации своих целей (38,2%). Основным критерием построения карьеры для опрошенных является компетентность в профессии (29%), возможность самореализации (25,4%), интерес к профессиональной дея-тельности(36,4%). Большинство респондентов упомянуло о достойной оплате своего труда. По мнению многих школьников, их авторитет в глазах других людей будет строиться на личностных качествах (характере) (52,7%), успешности в жизни и профессиональной деятельности (34,5%). И в заключение ребята подвели итог, ответив, что будут довольны своей жизнью, только если достигнут успехов в своей профессиональной деятельности, сделают успешную карьеру (49%), добьются всех поставленных целей (40%). Данный опрос, беседы отражают многое, к чему стремится человек, чего в этой жизни он хочет достигнуть.
Таким образом, следует отметить, что для школьников на сегодняшний день важной является проблема профессионального самоопределения (личные проблемы упоминались небольшим количеством респондентов), многие из школьников еще стоят перед выбором будущей профессии, ведь это достаточно важный шаг, который будет определять во многом их дальнейшую жизнь. Интересная работа, которая будет соответствовать как профессиональным навыкам, так и личностным качествам человека, поможет реализоваться личности, достичь профессионализма в своей сфере деятельности. Поэтому необходимость допрофессиональной подготовки очевидна, школьникам необходимо больше узнавать о различных профессиях, о своем личностном потенциале, качествах характера, которые могут помочь в той или иной профессиональной деятельности.
Процесс профессиональной подготовки необходимо направить на самоактуализацию и саморазвитие личностных качеств школьников, которые позволят им наиболее полно реализовать свои индивидуальные склонности и способности, самоопределиться в социальной и профессиональной сфере.
Традиционная схема организации профессиональной подготовки предполагает: выявление с помощью психологических тестов и опросников профессиональных склонностей, профессиональных способностей, а также информирование школьника об особенностях профессий, о профессиональных учебных заведениях и возможностях осуществить свои намерения.
В процессе профессиональной подготовки важно не столько давать школьникам готовые рекомендации, сколько постепенно готовить подростка самостоятельно делать важный жизненный выбор: только в этом случае можно говорить о профессиональном и личностном самоопределении.