Основы менеджмента вариант 2

3. Дайте определение управленческой функции. Перечислите функции управления. Раскройте «контроль» как управленческая функция.

Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних - планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия или его менеджер, то есть, наемный управляющий.

Задача контроля в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Практика показывает, что самые совершенные формы планирования не могут быть эффективно задействованы без разработки и внедрения современных форм контроля.

Как известно, контроль - одна из важных функций менеджмента. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т. к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Эффективно поставленный контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно несложным.

Работа любой фирмы всегда направлена на достижение конкретных целей. Но для того, чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются намеченные программы. Значительные изменения происходят в содержании, формах и методах контроля в нашей стране по мере углубления и расширения экономических реформ, перехода к рыночной экономике, упразднения запретов на негосударственные формы собственности, изменения порядка владения производимыми материальными благами и услугами, их потребления, распределения и использования. Ключевое значение здесь имеет организация многопланового, последовательного и тщательного внутреннего контроля, без которого трудно выстоять на рынке в борьбе с конкурентами.

4. Методы управления: организационное нормирование

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

В управлении принято различать три группы методов управления работниками, производственными коллективами. Существенные различия методов состоят в разных приемах формирования и в различном содержании управляющего воздействия. Рассмотрим их подробнее.

Нормирование - это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках данной задачи.

Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

• планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);

• расчет затрат на заработную плату;

• оценка изменения производительности, эффективности производства.

Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:

1) анализ деятельности;

2) расчет и утверждение базовых норм;

3) мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;

4) внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;

5) мониторинг норм труда.

Методы нормирования. Основные методы:

• традиционный - хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;

• оценка "стоимости труда" - стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;

• определение "плавающего тарифа". Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации.

Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда:

• метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;

• метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;

• метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

5. Организационно-правовые формы предприятий: понятие юридического лица

В хозяйственной практике и литературе широко используются два схожих понятия - предприятие и фирма. Нередко они рассматриваются как синонимы. Тем не менее, в русском языке понятием фирма, как правило, обозначается самое общее название хозяйственного учреждения производственного и непроизводственного профиля. Чаще всего имеется в виду крупная многопрофильная организация со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Наряду с этим в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма всего лишь общее наименование учреждения.

Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.

Под правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и, как правило, - счет в банке.

Наделение организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.

Регулирование организации и функционирования юридических лиц по ГК РФ отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

На основании указанного определения можно выделить признаки, присущие юридическому лицу.

1) Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает и действует в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.

2) Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей (участников) юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.

3) Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.

4) Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

6. Ценные бумаги. Тратта.

Понятие ценной бумаги многогранно, поскольку сами экономические отношения, которые выражаются ею, очень сложны, плюс они постоянно видоизменяются и развиваются, что находит своё выражение во всё новых формах существования ценных бумаг.

Теоретическое понятие ценной бумаги более узкое, так как оно включает в себя только такие ценные бумаги, которые отражают конкретные имущественные отношения, а не любые отношения, например отношения религиозной веры или веры во что-либо другое.

Первоначально ценные бумаги выпускались только в бумажной форме, откуда и произошло их название – это бумага, но ценная, почти как бумажные деньги. Однако развитие рыночных отношений в последние десятилетия привело к появлению новой формы существования ценной бумаги – безбумажной, или бездокументарной форме, что нашло отражение и в Гражданском кодексе («электронные» ценные бумаги).

Следовательно, денежные или товарные документы, дающие их обладателю имущественные права и право на получение определённых денежных сумм, доходов называются ценными бумагами.

Таким образом, ценная бумага – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. В форме ценной бумаги могут фиксироваться любые общественно значимые права, если они имеют экономическую (денежную) оценку.

Ценная бумага – это особый товар, который обращается на особом рынке – рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т.е. не является ни физическим товаром, ни услугой.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

• перераспределяет денежные средства (капиталы) между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, населением и сферами экономики, населением и государством и т.п.;

• предоставляет определённые дополнительные права её владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочерёдность в определённых ситуациях и т.п.;

• обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и др.

Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные.

Ценная бумага имеет ряд свойств, которые сближают её с деньгами. Её главное свойство – это возможность обмена на деньги в различных формах (путём погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчётах, быть предметом залога, храниться в течении ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и другое.

Переводной вексель, или тратта - это письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо, выдающее переводной вексель, именуется трассантом; лицо, обязанное совершить платеж, - трассатом, а лицо, которому передается право получения денег, - ремитентом. Объект переводного векселя - товарный капитал.

7. Способы приватизации. Конкурс.

Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы собственности к другой.

Способы приватизации отличаются, разнятся в зависимости от вида объектов приватизации. По крайней мере необходимо учитывать специфику приватизации таких объектов, как земля, природные богатства, жилье, основные средства (производственные фонды) предприятий, здания и помещения социально-культурного назначения, объекты сферы услуг. Избегая рассмотрения во многом спорных и постоянно меняющихся представлений о специфических подходах к приватизации различных объектов собственности, сконцентрируем внимание на способах приватизации государственных предприятий как одной из центральных и наиболее насущных проблем всей приватизационной кампании в России постсоветского периода.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

8. Варианты приватизации II вариант.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности выделились три генеральных направления приватизации государственных и муниципальных российских предприятий.

Второй вариант приватизации заключается в безвозмездной передаче собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе имущество в его денежной форме, преобразованной в акции, делится между работниками предприятия, включая и работавших на нем пенсионеров. При таком способе оказываются обделенными работники предприятий и учреждений, не подлежащих приватизации, а также граждане, не работающие и не работавшие на приватизируемых предприятиях. К тому же, как справедливо утверждали публицисты, реализация идеи «трудовой приватизации» приводит к тому, что «доменщику достанется домна, а дворнику - метла».

Замысел бесплатной передачи государственных предприятий в собственность их производственных коллективов по понятным причинам получил горячую поддержку производственников, которые при таком способе приватизации становятся полновластными хозяевами предприятий.

9. Налоги. Дорожный налог.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную систему. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

• по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

• по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

• по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

• по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

• по целевому назначению налога (общие, специальные).

Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. предусмотрены следующие налоги, являющиеся источником образования и пополнения дорожных фондов:

• налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);

• налог на пользователей автомобильных дорог;

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог на приобретение автотранспортных средств.

В Федеральный дорожный фонд поступают:

• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

• акцизы с продажи автомобилей населению;

• 0,25 ставки налога на пользователей автомобильных дорог (по Санкт-Петербургу - 0,5%).

Остальные налоги и оставшаяся часть налога на пользователей автомобильных дорог поступает в территориальные дорожные фонды.

Порядок исчисления налогов, установленных Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

Плательщиками налога на реализацию ГСМ являются объединения, предприятия, организации, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых норм, а также индивидуальные предприниматели.

Объект налогообложения для производителей ГСМ - оборот по их реализации исходя из фактических цен без учета НДС. Налог уплачивается по ставке 25% ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота.

Налог на пользователей автомобильных дорог распространяется на предприятия и организации - юридические лица. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Ставка налога в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, устанавливается в размере:

• 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

• 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Льготы по налогу предусматриваются для предприятий, взявших на себя содержание автомобильных дорог общего пользования, фермерских хозяйств.

10. Начисления на зарплату. Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• аккумуляция страховых взносов;

• финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

• организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;

• участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

• страховых взносов работодателей;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• страховых взносов других категорий работающих граждан;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• доходов от капитализации средств фонда;

• других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

• финансирование других статей в соответствии с законом.

Рассмотрим действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);

3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);

4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);

5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 28%);

6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета при предъявлении предприятиями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.

С 1 января 1998 г. для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасивших просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 г., начисленные на такую задолженность суммы пеней пересчитывались из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа.

Список литературы

1. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 2002.

2. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2005.

3. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы менеджмента. - СПб.: НДМиМ, 2005.

5. Мухин Ю. И. Наука управлять людьми. - М., 1995.

6. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. - М., 1990.

7. Тихонравов Ю. В. и др. Теория управления. - М.: Вестник,1997.

8. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 2004.

9. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ, 2005.

10. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2000.

11. Юрьева Т.В. Социальная экономика. – М.: Дрофа, 2001.

12. Ярошевич А.В. Экономика. – М.: Владос, 2001.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по менеджменту

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(18.0 KiB, 42 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!