Основы эффективной работы в команде

Рассмотрев специфику мотивации персонала на активную работу в группе, поговорим об основах эффективной работы в более сплочённых группах - командах. Обычно в командах, имеющих в «основном составе» более 12 человек, возникают операционные проблемы, связанные с достижением согласия об общей цели. По мере увеличения числа членов команды возрастают сложности поиска места и времени для совместной работы. Поэтому большинство команд насчитывают от двух до десяти человек (чаще всего - четыре и восемь человек). При необходимости формирования больших команд они разбиваются на подгруппы.

Маловероятно, что команда хотя бы на шаг продвинется к поставленной цели, если ее члены направляют свои усилия и отпущенное им время на выяснение того, в чем же она состоит. Цели группы должны быть четко сформулированы и желательно измеримы. Почему цели, а не цель? Обычно команда определяет как долгосрочные перспективы, так и ближайшие результаты, к которым она стремится. Четкие цели помогают фокусировать энергию группы на действиях, способствующих их достижению, облегчают коммуникации между членами команды, так как имеющие конкретные задачи «игроки» могут правильно интерпретировать и оценить свой личный вклад в общее дело. Четкие и измеримые цели сами по себе оказывают положительное воздействие на усилия «экипажа», позволяют группе отмечать локальные победы на пути к «вершинам».

Команде необходимо принять решение об организации совместной работы, направленной на достижение общей цели, прийти к согласию об административных и социальных аспектах рабочего процесса. Административные аспекты включают в себя вопросы распределения заданий, определения навыков, которые необходимо развить ее членам, процедуры принятия и корректировки решений. Другими словами, команде следует договориться о том, как она будет выполнять рабочее задание, как именно ее члены объединят свои навыки и умения для решения поставленных задач. Общий подход предполагает поддержку и интеграцию новых или неформальных членов команды, а также практику фиксации и обобщения договоренностей, к которым приходит группа, и ведения дискуссий, что повышает взаимное доверие и обеспечивает конструктивное разрешение конфликтов. Командам необходимо уделять разработке общего подхода не меньше времени, чем обсуждению целей группы.

При формировании группы следует учитывать, что ее члены должны обладать взаимодополняющими навыками. Во-первых, необходимыми для выполнения рабочего задания техническими, функциональными или профессиональными Навыками. Так, команде, внедряющей сетевую компьютерную систему, требуются навыки работы с информационными технологиями, в то время как группе, разрабатывающей новую стратегию развития компании розничной торговли, необходимы навыки стратегического планирования.

Во-вторых, в команде должны быть специалисты, обладающие навыками решения проблем и принятия решений, способные реализовать системный подход к выполнению задания, использовать адекватные методы анализа и организации труда (анализ ССВУ, управление проектами, анализ «затраты-выгоды», построение диаграмм и сетевых графиков). Даже если команда реально использует лишь один из этих методов, ее движение к цели существенно ускорится.

Наконец, команде жизненно необходимы люди, обладающие навыками межличностного общения, как цемент скрепляющие ее участников в единую группу. По мере выполнения работы отношения и чувства членов группы друг к другу изменяются, повышается вероятность возникновения конфликтов, поэтому умение обратить разногласия на пользу общему делу, понимание динамики человеческих отношений жизненно важны для успеха команды.

Насколько важны эти навыки при отборе членов группы? Функциональные и технические навыки необходимы, однако они могут вырабатываться и развиваться непосредственно в процессе работы, по мере появления потребности в них. Совместная работа, направленная на достижение общей цели, стимулирует приобретение членами команды новых знаний.

Согласованная совместная работа группы невозможна до тех пор, пока ее члены не осознают необходимость коллективных усилий и не научатся отчитываться друг перед другом за достигнутые результаты. Приходящие в команду «игроки» поначалу ведут себя очень осторожно, так как им еще не известны качества партнеров, их энергия, надежность, готовность к участию в рабочем процессе. Только практическая совместная работа стимулирует доверие членов команды друг к другу и высокую степень вовлечения в трудовой процесс.

Майк Робсон подробно описывает необходимые для выполнения совместной работы членам команды навыки и умения, удачно сочетая в предлагаемой модели как аналитические, так и творческие методы:

Мозговой штурм. Хорошо известный, но слишком часто неэффективно используемый метод анализа, когда за короткий период времени предлагается масса самых невероятных идей. Гарантирует посильное участие в решении проблемы каждого члена команды.

Четкое определение проблемы. Одна из наиболее распространенных ошибок — недостаточное внимание к выявлению реальных проблем, тем более что ложные посылки нередко переворачивают их с ног на головы. Прежде всего постарайтесь определить, какой вопрос вы решите, если устраните возникшую проблему.

Множество причин и решений. Анализ проблемы предполагает использование методов, позволяющих выявить круг возможных причин и решений. Преуспевающие группы никогда не останавливаются на очевидных причинах затруднений, а продолжают поиски. Один из эффективных методов анализа - оценка на предмет роли в возникновении проблемы людей, внешней среды, методов производства, оборудования и материалов. Сбор данных. Рассматривайте факты, а не мнения. Интерпретация данных. Анализ и интерпретация полученных данных предполагают использование определенных инструментов - правила Парето, гистограмм, что позволяет выделить приоритетные направления концентрации усилий.

Поиск или объединение возможных решений. В процессе мозгового штурма используйте графики типа «рыбья кость» или анализ силовых полей.

Принятие лучших решений. Определите жесткие критерии выбора решений.

Анализ «затраты-выгоды». Оцените значения возможных издержек и потенциальные выгоды реализации решения.

Реализация решения. Обычно наиболее сложная часть всей работы. Контроль и оценка. Отметьте достижения и усвойте на будущее полученные уроки.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!