Основоположник административной школы управления А. Файоль

В своей книге "Учение об управлении", написанной в 1916 году, А. Файоль писал уже не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. Он сформулировал свои взгляды на управление как умение предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать. Для руководства, по Файолю, необходимо уметь проводить правильное разделение труда, обладать высоким авторитетом, чувством ответственности и дисциплиной, устанавливать единство распорядительства, подчинять частный интерес общему, вознаграждать за труд, обеспечивать централизацию и иерархию руководства, проводить твердый порядок, быть благожелательным и справедливым, всемерно добиваться устойчивости и единения персонала, всячески поощрять его инициативу[1].

А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. (См. таблицу 1.)

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего). Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.  Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. Неразрывная цепь команд, которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии (цепь начальников). Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

Таблица 1.

Принцип

 

Содержание принципа

 

1 . Разделение труда

 

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия рабо­тающего).

 

2. Полномочия и ответственность

 

Каждому работающему должны   быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответ­ственность за выполнение работы.

 

3. Дисциплина

 

 

Рабочие должны   подчиняться условиям     соглашения между ними и руководством предприятия; менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушите­лям дисциплины.

 

4. Единоначалие

 

Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

 

5. Единство действий

 

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объе­диняться в группы и осуществляться по единому плану.

 

6. Подчиненность

личных интересов

 

 

Интересы организации имеют преимущество перед ин­тересами индивидов.

 

7. Вознаграждение

персонала

 

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

 

8. Централизация

 

 

Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентра­лизацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

 

9. Скалярная цепь

 

Неразрывная цепь команд, посредством которых переда­ются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

 

10. Порядок

 

Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем рабочем месте.

 

11 . Справедливость

 

Установленные правила и соглашения должны проводить­ся в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

 

12. Стабильность персонала

 

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

 

13. Инициатива

 

Поощрение   работающих   к     выработке   независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

 

14. Корпоративный

дух

 

Гармония интересов персонала и организации, обеспе­чивающая единство усилий («в единении – сила»).

 

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единении – сила).

Несмотря на все изменения, которые произошли с 20-х годов, многие из принципов Файоля практически полезны до сих пор.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация.

Еще одним его вкладом в классический менеджмент является разработка совместно с Л. Урвиком модели "Организация – машина". Это рассмотрение организации  как безличного механизма, построенного на единстве командования, выделение функциональных звеньев (департаментализация) и рычагов регулирования (планирование, координация, контроль и прочее). Организация в этом смысле есть, прежде всего, инструмент решения задач, человек в ней выступает не в конкретных управлениях, а лишь как абстрактный человек вообще. Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость правил построения[2].

Некоторые идеи классиков выросли из учений Тейлора. Например, из требований Тейлора появилось предложение  о функциональном разделении сложного труда мастера, сочетающего сложные и редкие способности, между несколькими специализированными мастерами в цехе. Впоследствии из этого выросла функциональная специализация отделов в управлении предприятием, в том числе – выделение функции надзора и руководства людьми в отделы трудовых и человеческих отношений. Интересно, что ни при жизни Файоля, ни после,  до настоящего времени в его адрес практически отсутствует критика. Это был первый самостоятельный результат науки администрирования. В ее теперь уже классическом варианте  он имел по сегодняшним меркам множество серьезных недостатков: управление без научной методологии; практически не затрагивались социальные аспекты управления; ориентация на формальные критерии организации и управления. Тем не менее идеи Файоля и при его жизни, и сегодня находят последователей.

[1]См.: Файоль А. Учение об управлении. Рязань, 1924.

[2]См.: Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Цит, 1923; UrwickL. The Elements of Administration. NewYork, 1943.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!