Основоположник административной школы управления А. Файоль
В своей книге "Учение об управлении", написанной в 1916 году, А. Файоль писал уже не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. Он сформулировал свои взгляды на управление как умение предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать. Для руководства, по Файолю, необходимо уметь проводить правильное разделение труда, обладать высоким авторитетом, чувством ответственности и дисциплиной, устанавливать единство распорядительства, подчинять частный интерес общему, вознаграждать за труд, обеспечивать централизацию и иерархию руководства, проводить твердый порядок, быть благожелательным и справедливым, всемерно добиваться устойчивости и единения персонала, всячески поощрять его инициативу[1].
А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. (См. таблицу 1.)
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего). Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. Неразрывная цепь команд, которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии (цепь начальников). Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
Таблица 1.
Принцип
|
Содержание принципа
|
1 . Разделение труда
|
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия работающего).
|
2. Полномочия и ответственность
|
Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.
|
3. Дисциплина
|
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия; менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
|
4. Единоначалие
|
Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
|
5. Единство действий
|
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
|
6. Подчиненность
личных интересов
|
Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов.
|
7. Вознаграждение
персонала
|
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
|
8. Централизация
|
Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
|
9. Скалярная цепь
|
Неразрывная цепь команд, посредством которых передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
|
10. Порядок
|
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
|
11 . Справедливость
|
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
|
12. Стабильность персонала
|
Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
|
13. Инициатива
|
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
|
14. Корпоративный
дух
|
Гармония интересов персонала и организации, обеспечивающая единство усилий («в единении – сила»).
|
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единении – сила).
Несмотря на все изменения, которые произошли с 20-х годов, многие из принципов Файоля практически полезны до сих пор.
Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация.
Еще одним его вкладом в классический менеджмент является разработка совместно с Л. Урвиком модели "Организация – машина". Это рассмотрение организации как безличного механизма, построенного на единстве командования, выделение функциональных звеньев (департаментализация) и рычагов регулирования (планирование, координация, контроль и прочее). Организация в этом смысле есть, прежде всего, инструмент решения задач, человек в ней выступает не в конкретных управлениях, а лишь как абстрактный человек вообще. Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость правил построения[2].
Некоторые идеи классиков выросли из учений Тейлора. Например, из требований Тейлора появилось предложение о функциональном разделении сложного труда мастера, сочетающего сложные и редкие способности, между несколькими специализированными мастерами в цехе. Впоследствии из этого выросла функциональная специализация отделов в управлении предприятием, в том числе – выделение функции надзора и руководства людьми в отделы трудовых и человеческих отношений. Интересно, что ни при жизни Файоля, ни после, до настоящего времени в его адрес практически отсутствует критика. Это был первый самостоятельный результат науки администрирования. В ее теперь уже классическом варианте он имел по сегодняшним меркам множество серьезных недостатков: управление без научной методологии; практически не затрагивались социальные аспекты управления; ориентация на формальные критерии организации и управления. Тем не менее идеи Файоля и при его жизни, и сегодня находят последователей.
[1]См.: Файоль А. Учение об управлении. Рязань, 1924.
[2]См.: Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Цит, 1923; UrwickL. The Elements of Administration. NewYork, 1943.