Основные современные школы изучения менеджмента

Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориентированы не на массового потребителя, а на удовлетворение спроса сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших взаимосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничества, а также с менеджментом, который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Появилась потребность в новых системах управления, которые учитывали бы динамизм внешней среды и позволили бы быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми становится еще более ожесточенной и разорительной. Потребовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые решения, с другой – помогли бы сохранять сложные организационные отношения между всеми составными частями организации.

Отчасти эти потребности удовлетворили разработки, базирующиеся на бихевиористском, процессном, ситуационном, количественном, деятельностном и системном подходах к менеджменту.

Рассмотрим некоторые из них.

Бихевиористский (поведенческий) подход – подход прагматический к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. п. Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое поведение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом  поведение понимается как совокупность связей "стимул-реакция" ("S?R"). От основания бихевиоризма в начале века Э. Торндайком и Уотсоном (на формирование научных основ которого оказали работы Бехгерева и Павлова) к середине ХХ века основные идеи были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, программирование.

Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, новые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств сосредоточили интерес исследователей на выявлении факторов, формирующих позиции в конкретно социальной (производственной) обстановке. Позднее это звено в формуле "S?A?R" было заменено более широким понятием личности (person) – "P", которое включало в себя прошлый опыт человека, традиции, культурный комплекс, групповые ценности, установки, т. е. социальные факторы, влияющие на позиции. Формула "S?Р?A?R" соответствует представлению о механизме человеческого поведения. Весь вопрос здесь в том, как понимать категории "среда", "личность", "реакции" и т. д. И в конечном итоге верный вывод, что поведение не прямо зависит от предлагаемых менеджментом стимулов, часто сводится к преувеличению психологических механизмов поведения.

По мнению Н. Майера, У. Скотта, Д. Макгрегора и других, менеджмент, как определенный фактор непосредственного мотива поведения, создается путем столкновения физиологических, психофизиологических потребностей (к выживанию, безопасности и т. п.) с их удовлетворением. Этот мотив оттесняет на задний план элемент сознания в составе звеньев "Р" и "А", а сам мотив утрачивает свою конкретно-историческую определенность, игнорируется само его содержание, влияние реальной социальной среды, т. е. и современный бихевиоризм (при всей распространенности этого подхода на Западе) не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными стимулами и реакциями работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее работающие, быстро переводимые на практические предложения или рекомендации.

Ситуационный подход. Идея распространения ситуаций появилась в начале ХХ века. В 20-е годы Мэри Паркер Фоллетт говорила о законе ситуаций, которые требуют различных типов знаний.  Как вероятностный, зависящий от случайностей, от ситуации подход в конце 60-х приобрел характер методологии. Он стал использовать методы, принципы, процедуры и технику бихевиористского подхода, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией (как главным элементом подхода) понимается  конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. Т. е., зная типы и характер ситуационного мышления и поведения, влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать более эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации.

Ситуационный подход эффективен, если он составляет не просто набор типов, стереотипов или способов руководства или организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, но не произвольно, а придерживаясь определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации.

Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные переменные и какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации.

Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера. Чтобы успешно реализовать ситуационный подход в своей работе менеджер должен:

- во-первых, владеть средствами профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;

- во-вторых, уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбирать наиболее эффективный;

- в-третьих, уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые для данной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;

- в-четвертых, уметь выбирать приемы и типы поведения, оптимальные для данной ситуации.

При всей своей известной ограниченности рамками уникальной ситуации (американский специалист по менеджменту Питер Вейлл в книге "Искусство менеджмента" называет ее состоянием "постоянно бурлящей воды"), ситуационный подход, положенный в научную основу, стал значительным шагом вперед в развитии теории менеджмента. Поскольку лучшего приема, способа, типа поведения менеджера в каждой данной ситуации не существует, реакция менеджера на конкретную ситуацию часто больше похожа на искусство, чем на науку.

Количественный подход. Он углубил понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволил шире применять его при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие другие.

Количественный подход – фактически это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения.

Сегодня в менеджменте обычно используется несколько классов моделей.

1. Модель оптимизации – чаще всего статистическая модель, предлагающая решения для данного момента. Американский социолог Г. Саймон описывает такую модель управлением:

 где f, p, P – известные функции х;  Оптимизация есть выбор лучшего варианта поведения, действия.

2. Модель адаптации описывает процессы адаптации как нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем переменных, дающих динамическую модель. Модель адаптации показывает движение к лучшему и является широким понятием.

К этим двум моделям сводятся многие западные теории, так называемого рационального поведения, которое предполагает, что:

- существует некоторое множество альтернатив в деятельности индивида;

         - индивид располагает информацией, на основании которой он может предвидеть последствия своего выбора;

         - существует критерий, посредством которого индивид определяет, какие следствия он предпочитает.

3. Модель социальной диффузии – это распространение каких-либо среди работников сведений – слухов, донесений, мнении, информации, образа поведения, нормы, даже лжи, – в которых относительно немного мотивированного поведения, а действия и мотивация носят элементарный характер.

4. Модель подражания – включает три элемента нервных возбуждений: физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию в поведении социальных групп.

5. Модель распределения статуса.

6. Модель распространения состояний и т. д.

При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает все богатство процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по двум главным причинам:

- реже руководители сталкиваются с исследованием операций;

- немного руководителей, владеющих количественным методом.

Процессный подход основан на рассмотрении организационно-экономического  поведения менеджеров как процесса взаимосвязанных действий, поведения. Все эти действия обычно при процессном подходе образуют цепь формальных и неформальных функций, выполняемых менеджером. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

Деятельностный подход характеризуется выявлением цели, средств, процесса и результата действий менеджера. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база деятельностный подход ставит во главу угла труд.

Системный подход. Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которой лежит исследование объектов (организаций) как систем. Исследование ориентировано на раскрытие целостного объекта, источников, движущих сил и механизмов функционирования и развития организации под воздействием социальных факторов.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Он выполняет свои эвристичекие функции, оставаясь не очень жестко связанным совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксировать недостаточность старых, традиционных принципов; помогать строить новые предметы изучения; создавать новые системообразующие звенья и качества системы.

Все социальные организации являются открытыми системами, взаимодействующими с внешней средой.

Ценность и наибольшее значение системного подхода – в области постановки научных и практических, прежде всего управленческих проблем.

Системный подход не дает непосредственно нового знания, главное в нем – своеобразное видение объекта, своя технология исследования, ориентация на такие представления, как целостность, организация, управление.

Системные методы  и средства решения научных и практических проблем приобрели сегодня методологический характер. На основе системного появились такие специфические методы решения комплексных проблем, как системотехника, системный анализ, моделирование и в особенности программно-целевое планирование и управление в его самых многообразных модификациях. Вообще планирование, программирование и прогнозирование, представляющее собой сердцевину, стержень теории и практики управления, невозможно без системно-целевого подхода. Без системного подхода невозможно создание автоматизированных систем управления.

По оценке социологов, системное мышление наиболее подходящий инструмент в области менеджмента для противодействия различного рода неожиданностям, проблемам, трудностям. Системные модели организационных явлений описательно намного превосходят игровые модели или линейные причинно-следственные (по теории домино) модели и все распространенные ранее подходы. Но системный подход совершенно не побуждает руководителей к действиям в реальных случаях и времени. Так же, как и другие, системные модели не защищены от двух постоянно действующих факторов: работы в постоянно изменяющихся условиях и присутствия самого действующего субъекта (руководителя или менеджера всегда является элементом системы и чаще активным, поскольку на них лежит ответственность за действия). Их мнение, действия и поведение непредсказуемы). Разработки в области системного подхода существенного увеличили возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.

Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое место вышли разработки о лидерстве, с которыми современные организации связывают надежды на будущее.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!