Основные подходы к изучению лидерства

Природа руководства. Под руководством понимается процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей вдохновенных действий других людей. К основным элементам процесса руководства относятся влияние / поддержка, обеспечение добровольного участия и достижения цели. Во всех случаях руководство направлено на определение, развитие, объединение и обогащение потенциала организации и способностей ее сотрудников.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать так:
1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;
5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например власть, только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Основная роль лидера состоит в оказании направленного на других людей влияния, цель которого – побуждение их к движению к определенным целям. Человек может быть слабым лидером и тем не менее эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду, что бывает достаточно редко. Поэтому менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, способности к руководству могут быть усовершенствованы с помощью ролевых моделей.
Характерные черты лидера. Природа руководства привлекает внимание человека с незапамятных времен. Первоначально научные исследования были ориентированы на выделение черт (физических, интеллектуальных или личностных), отличающих лидеров от менеджеров или удачливых руководителей от обычных. В ходе экспериментов изучалось множество случайных и психологических факторов, таких как уровни интеллекта, амбиций и агрессивности. Принимались во внимание рост, размер тела, личная привлекательность руководителей. В США до сих пор  используется так называемый личностный тест Майерс-Бригс, в основе которого лежат выводы психолога Карла Джанга, разделяющего менеджеров на четыре типа: экстравертов или интровертов; думающих или чувствующих; руководствующихся интуицией или осмысливающих; экспертов или интуитивистов.
К наиболее значимым отличительным чертам современных руководителей принято относить наличие высоких целей, стремление к лидерству, честность и уверенность в себе. Желательно, чтобы менеджер был наделен также способностями к обучению (аналитическому), профессиональными знаниями, харизмой, творческими потенциями, гибкостью и сочувствием.

К харизматическим качествам относятся:
•практически полная уверенность в своих суждения и способностях;
•умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
•способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая;
•преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
•нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение остальных);
•умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.
Однако наличие у индивида всех этих черт не гарантирует, что их обладатель является эффективным руководителем.
Навыки лидера. Эффективное руководство, с точки зрения отдельных исследователей, зависит не столько от личностных характеристик, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалификации и предпринимаемых действий. К наиболее значимым навыкам лидера обычно относят технические, человеческие и концептуальные.
Техническая квалификация характеризует знания и способности индивида в технологических или любых других процессах. По мере того как на менеджера возлагается все большая, связанная с руководством ответственность, значение их технической квалификации уменьшается. Как руководители они все больше зависят от уровня профессионализма подчиненных, во многих случаях современные менеджеры имеют лишь самое приблизительное представление о технической стороне производственных процессов.
Умение работать с людьми – это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд. Каждый руководитель на любом из управленческих уровней обязан обладать такими навыками и умениями.
Концептуальные способности – это навыки и умения ведения анализа в терминах людей, структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование). Значение данной характеристики возрастает с продвижением вверх по служебной лестнице.
Реализация концептуальных способностей предполагает умение лидера мыслить в абстрактных категориях, работа с людьми – поддерживать отношения с индивидами, техническая квалификация – понимать производственные процессы.
Действия руководителей. Эффективное руководство предполагает активность лидера, но она должна проявляться тогда, когда в ней присутствует необходимость. Агрессивность и постоянные взаимодействия с другими людьми не являются обязательными условиями хорошего руководства. Временами лидер должен оставаться на заднем плане, избегая давления на группу; не вмешиваться в дискуссию, сохранять спокойствие; намеренно откладывать решения. Кризисные ситуации требуют от руководителя проявления решительности, направления действий подчиненных и жесткого контроля. Одна из основных проблем эффективного руководства состоит в оценке складывающихся ситуаций и осознанном приспособлении к ним.
Большинство руководителей организаций подотчетны вышестоящим лицам или органам. В состоящей из нескольких уровней организации способность к подчинению (динамическая субординация) – одно из основных условий эффективного руководства.
К характерным чертам подчинения относятся:
- лояльность, готовность прийти на помощь, умение играть в команде;
- конструктивная оппозиция идеям руководителя, его оценкам и действиям;
- предвидение возможных проблем и их предотвращение.
Кроме того, подчиненный должен успешно справляться с возлагаемыми на него должностными обязанностями. В то же время активные подчиненные могут подготовить себя к продвижению по службе, развивая свои концептуальные способности и навыки руководства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!