Основные международные туристские организации
Международные туристские организации создаются на основе добровольного членства и работы в них представителей туристской отрасли
разных стран. Такие организации действуют в соответствии с принятыми уставами на постоянной основе и представляют собой очень эффективную форму международного сотрудничества в области туризма. К концу XX в. в мире насчитывалось около 170 международных туристских организаций.
В зависимости от состава членов, их статуса и представительства, а также уставных целей и задач международные туристские организации квалифицируются как:
1) всемирные и региональные;
2) официальные (межправительственные) и неофициальные;
3) универсальные и специализированные.
Наиболее представительной, авторитетной и активно действующей организацией является Всемирная туристская организация, которая считается межправительственным универсальным органом сотрудничества стран в области туризма. В 1969 г. ООН приняла решение о создании Всемирной туристской организации, был принят ее Устав, и в 1975 г. состоялось первое учредительное заседание Генеральной ассамблеи ВТО. К 2000 г. членами ВТО числились 138 государств из всех регионов мира. Кроме того, в соответствии с Уставом в нее вступили в качестве ассоциированных и присоединившихся членов (без права решающего голоса) 350 общественных и коммерческих структур, связанных с туристской деятельностью.
Главным органом ВТО является Генеральная ассамблея, которая собирается один раз в два года и принимает все важные решения: о выборах генерального секретаря, членов Исполнительного совета, об утверждении и распределении средств бюджета ВТО, о приеме новых членов, об утверждении отчетов и принятии планов работы и др.
В Исполнительный совет входят действительные члены, выбираемые на Генеральной ассамблее по норме один на каждых пять действительных членов. Исполнительный совет собирается по крайней мере два раза в год, осуществляет необходимые меры для обеспечения реализации всех решений и рекомендаций, принятых на Генеральной ассамблее, и представляет ей отчеты об осуществлении этих мер.
Во главе Секретариата стоит генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей сроком на четыре года. Он ответствен перед Генеральной ассамблеей и Исполнительным советом, проводит в жизнь их решения, подготавливает отчеты и планы работы ВТО, а также прогноз бюджета. Персонал Секретариата ВТО назначается генеральным секретарем.
Бюджет ВТО, покрывающий расходы на административную работу и выполнение общей программы деятельности организации, финансируется из членских взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов в соответствии со шкалой взносов, учитывающей экономические условия, уровень развития туризма и другие факторы, действующие в странах - членах ВТО.
Региональные комиссии ВТО объединяют страны-члены, находящиеся в том или ином регионе. Задачами региональных комиссий являются сотрудничество стран региона в реализации решений и рекомендаций ВТО, содействие развитию регионального туризма.
Основная деятельность ВТО сосредоточена на следующих направлениях:
- укрепление сотрудничества стран в целях развития туризма. Для этого ВТО разрабатывает рекомендации и оказывает помощь правительствам стран по многим вопросам туризма, включая разработку проектов, технико-экономических обоснований, определение потребностей в инвестициях, передачу технологий, а также маркетинг и продвижение туристского продукта;
- организация профессиональной подготовки в сфере туризма, создание базовых учебных структур, например, курсов «обучение обучающих», краткосрочных и заочных курсов, а также сети центров ВТО по профессиональной подготовке;
- содействие обеспечению устойчивого развития туризма и решению экологических проблем. В этих целях ВТО принимает участие в международных форумах, посвященных охране окружающей среды и экологии планеты;
- повышение качества туризма. ВТО уделяет внимание вопросам охраны здоровья и безопасности туристов, устранения барьеров на пути туризма, либерализации туристского бизнеса;
- создание туристской статистики и исследование рынка. ВТО является основным центром сбора (более чем из 180 стран и территорий), анализа и распространения данных о туризме. Для членов ВТО и туристской индустрии выпускается серия изданий по вопросам международного туризма;
- развитие коммуникаций и системы документации в сфере туризма. В ВТО работает издательское подразделение, которое одновременно является органом по связям с прессой. В центре документации ВТО хранится большой объем информации из разных источников по вопросам туризма.
В 1985 г. ВТО были разработаны и приняты такие важные документы, как Хартия туризма и Кодекс туристов, которые провозглашают основные принципы туристского движения, закрепленные в перечне прав и обязанностей туристов, производителей туристских услуг, государственных администраций и местного населения.
Стремясь к достижению высоких результатов в реализации поставленных задач, ВТО тесно сотрудничает с ООН и ее комиссиями и специализированными учреждениями, а также с другими международными туристскими организациями.
Еще одной межправительственной туристской организацией стал Совет по туризму Содружества Независимых Государств (СНГ), который был образован в соответствии с решением глав правительств СНГ.
Деятельность Совета ограничивается территорией государств-членов и направлена на развитие и укрепление туристских связей между ними. Для этого разработаны единая форма статистической отчетности, правила лицензирования, созданы система информационного обеспечения, издательская база, выработана единая система стандартизации туристских услуг, упрощены туристские формальности, налажено сотрудничество в области подготовки кадров, обеспечения безопасности туристов, установления единых требований к классификации гостиниц на территории СНГ и др.
Действующие международные и региональные туристские организации в основном неправительственные и объединяют различные общественные и частные структуры.
К универсальным относятся международные туристские организации, которые уделяют внимание всем основным вопросам развития международного туризма. Наиболее крупными среди таких организаций являются следующие:
Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (FUAAV). В ней состоят национальные ассоциации туристских агентств разных стран. Уделяя внимание всем важнейшим вопросам развития международного туризма, Федерация выступает как сторонник либерализации туристского бизнеса и защиты интересов туристских фирм.
Международная федерация туроператоров (IFTO). В нее входят ассоциации туроператоров и отдельные туроператорские фирмы разных стран. Она также, занимаясь общими вопросами развития международного туризма, особое внимание уделяет защите интересов туроператорского бизнеса.
Всемирная ассоциация туристских агентств (WATA). В ней принимают участие туристские агентства разных стран по установленной норме представительства. Основной целью является стимулирование деятельности туристских агентств, защита их интересов перед туроператорами и транспортными компаниями.
К узкоспециализированным относятся международные туристские организации, которые объединяют своих членов по тем или иным предпринимательским или общественным интересам. В качестве примеров таких специализированных организаций можно привести следующие.
Международная гостиничная ассоциация (ША) объединяет предпринимателей гостиничного бизнеса разных стран в целях развития их сотрудничества в вопросах повышения качества услуг, внедрения современных технологий и стандартов обслуживания, повышения профессионализма гостиничного персонала и др.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объединяет авиатранспортные предприятия (авиакомпании, аэропорты и др.), обслуживающие основные международные и внутренние линии. Ее основная задача состоит в развитии их сотрудничества с целью повышения качества обслуживания пассажиров: создание наиболее благоприятных условий перевозки туристов, совершенствование тарифной политики, внедрение новых технологий и стандартов, обучение персонала, занимающегося бронированием и оформлением билетов, проведение маркетинговых исследований, составление статистических обзоров и др.
Международная ассоциация конгрессного бизнеса (ЮСА). В ней участвуют туристские фирмы и предприятия разных стран, занимающиеся организацией обслуживания участников международных и национальных конгрессов, конференций, симпозиумов и др.
Международное бюро по социальному туризму (BITS) объединяет туристские организации профсоюзных объединений разных стран с целью расширения их сотрудничества в развитии социального туризма.
Международное бюро молодежного туризма (BITEJ). В нем участвуют туристские фирмы и организации разных стран, занимающиеся молодежным туризмом, с целью установления более тесного сотрудничества.
Значительную роль в развитии сотрудничества в области международного туризма играют региональные туристские организации. Они призваны содействовать установлению тесного сотрудничества между туристскими организациями региона, отстаивать их интересы в других международных туристских организациях или на международных туристских форумах. Наиболее крупными и авторитетными региональными туристскими организациями являются, например, Американское общество туристских агентств (ASTA), Европейская туристская комиссия (ETC), Ассоциация туристских агентств стран Тихоокеанского региона (РАТА), Конфедерация туристских организаций стран Латинской Америки (COTAL).
Мы привели лишь отдельные примеры деятельности международных туристских организаций. Разумеется, международное сотрудничество в области туризма имеет ярко выраженную тенденцию дальнейшего совершенствования, что, несомненно, будет положительно сказываться на общем развитии этой отрасти. Уже можно наблюдать улучшение количественных и качественных показателей этого сотрудничества. Так, из года в год увеличивается число стран, присоединяющихся к системе сотрудничества, совершенствуются методы его организации, используются современные информационные технологии.
В настоящем разделе рассматривается рынок международного туризма. Определены особенности туристского рынка, дано описание мирового и региональных рынков международного туризма, динамики их развития. Показаны методы определения емкости туристского рынка, анализа его конъюнктуры.
Освещается проблематика изучения туристского спроса, описаны методы проведения туристских исследований, сбора и анализа туристской информации.
Рассмотрена сегментация как один из тактических приемов в изучении туристского рынка и дан анализ сегментации спроса на туристские услуги.