Основные концепции и модели социальной работы
Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит некоторые теоретические концепции, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий:
1) психолого-ориентированные;
2) социолого-ориентированные;
3) комплексно-ориентированные.
Психолого-ориентированные модели социальной работы получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям.
Анализ технологий современной социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы.
Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатываласьпсиходинамическая модель практики социальной работы. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной работы; психодинамическая теория выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы.
Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.
Экзистенциальная модель. В основу данной модели социальной работы, опирающейся на экзистенциальный и феноменологический подходы, положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус. Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.
Дальнейшее развитие экзистенциальная модель практики социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиант-ным отношениям, а также с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы.
Гуманистическая модель. Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.
Это одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой являются эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.
Существенная черта этой модели социальной работы недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение с ним, во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно толькочерез понимание отношения к другим; что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни.