Основные категории профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел

Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.

Профессиональное достоинство. Достоинство «как нравственная идея, выражающая внутреннюю непрагматическую ценность чего-либо»[1] отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу и свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств.

Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т. е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т. е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса.

Профессиональная честь. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит. По этому честь – не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности).

Забота о чести мундира – долг каждого члена коллектива. Однако нередки случаи, когда на практике эта нравственная категория трактуется неверно. Руководители и члены коллектива иногда скрывают служебные ошибки и просчеты, избегают открытой и принципиальной критики недостатков, мотивируя это тем, что оберегают авторитет группы. Такое явление есть не что иное, как ложно понятая солидарность. В современной этике оно получило определение как «кастовая коллегиальность», «корпоративный эгоизм», характеризующие такую линию поведения, когда предпочтение оказывается узкогрупповым ведомственным интересам, которые становятся выше интересов общества. Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Справедливость. Одной из центральных нравственных категорий, входящих в кодекс профессиональной морали является категория справедливости, которая может определяться как «моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между общественными институтами и гражданами»[2] и основывающийся на принципе равенства. Фактически, это нравственное требование, которое в переводе на язык служебных предписаний будет выглядеть как требование неукоснительного соблюдения законности со стороны самих работников.

В основе нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, заложен принцип справедливости.

Справедливость выражает соответствие между трудом и вознаграждением, практической деятельностью людей и их социальным положением, между преступлением и наказанием.

Нарушение справедливости как нормы морали не образует правонарушения, если не входит в сферу права. В то же время любое нарушение правовых норм является проявлением неуважения к праву и поэтому имеет нравственную оценку: правонарушение всегдаявляется нарушением морали и, прежде всего, справедливости.

Трудно назвать другую нравственную категорию, которая имела бы столь важное значение в охране правопорядка и вызывала бы такой сильный общественный резонанс. Справедливость будет торжествовать, если в правоохранительных органах будут работать люди, профессионально подготовленные, уважающие закон и понимающие, что их долг не ловить и изобличать, а искать истину, и в первую очередь думать о том, чтобы не пострадал невинный человек. Ибо нет в юриспруденции хуже ошибки, чем эта.

Совесть. В основе справедливости лежат действия по совести. «Совесть, – указывается в энциклопедическом словаре, – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать (порой мучительно) свое несоответствие принятым им самим принципам. Субъективно-психологически совесть выступает как будто независимый от “Я” человека “внутренний голос”, как другое “Я”. Совесть представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека»[3]. Совесть в качестве профессиональной черты работника правоохранительной сферы, можно определить как осознание возможного или действительного соответствия или несоответствия между его поступками и нравственными убеждениями, в результате чего возникает чувство удовлетворения или чувство стыда, раскаяния. Нравственное удовлетворение, испытываемое тогда, когда мы совершаем поступки в соответствии с нормами и требованиями морали, называется чистой совестью; чистая совесть, предполагающая честное выполнение долга, порождает чувство внутренней уверенности, укрепляет достоинство личности, служит залогом душевного спокойствия (равновесия) и даже радости и счастья.

Следовательно, совесть как профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов – это его способность эмоцио­нально оценивать не только поведение, исходя непосредственно из понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и чести. Моральная санкция совести обусловлена уровнем нравственного развития сознания сотрудника, его общей культурой.

В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации говорится: «Профессиональный долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел[4]» (ст. 5).

Здесь рассмотрены только важнейшие для работников правопорядка категории этики. Однако каждый сотрудник правоохранительных органов должен понимать, что только все они, вместе взятые, отражают нравственные требования общества и только комплексный учет их в своей деятельности дает основание говорить о нравственной культуре.

[1] Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. – С. 111.

[2] Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 356.

[3] Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.  – С. 349.

[4]  Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009. – С. 10.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!