Основной вопрос, предмет и функции философии
Задаваясь целью - определить основной вопрос философии, на ум приходят слова Ф.Энгельса из его известной работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», где в начале второй главы можно найти такую формулировку: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете так или иначе признавали сотворение мира, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к разным школам материализма». Энгельс использует именно данные термины - «отношение мышления к бытию», «духа к природе», разделяя традиции немецкой классической философии. Хотя ряд синонимичных с ними понятий, как, например, «отношение сознания и материи», «субъекта и объекта», «человека и мира», «идеального и материального», «психического и физического», по сути своей также передают содержание и структуру основного вопроса философии.
Как правило, в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны. Вопрос о том, что является первичным, дух или природа, составляет онтологическую (бытийственную) сторону основного вопроса философии. Вопрос о познаваемости мира, о том, «в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности» (на философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия) - представляет гносеологическую сторону.
Вопрос об отношении мышления к бытию, который именуется как «высший», «великий», «основной», возвышается над всей философской проблематикой. Ибо, в конечном счете, сообразно его решению проводится не только деление философии на два философских лагеря, но и сама отнесенность по ведомству философии, принадлежность к ряду философских дисциплин. Как только естественник, представитель конкретно-научного знания начинает задумываться над бытийственными проблемами, над своим отношением к сфере собственных изысканий, он сразу же вступает в область философии, .в частности в раздел, именуемый «философские проблемыестествознаиия». Основной вопрос философии, таким образом, несет двойную нагрузку. В вопросе: «Что первично?» - он выявляет основание для разграничения материализма и идеализма: Самим фактом размышления над проблемой соотношения мышления и бытия он позволяет отличать философские науки от прочих наук: физики, химии, математики, непосредственно отношением мышления и бытия не занимающимися, а исследующими свои специфические и конкретные срезы реальности. Но когда философия анализирует, как же соотносятся мышление человека и его бытие, она выделяет многообразие оттенков этого взаимодействия. Взаимоотображение в системе «человек - мир», «мышление - бытие» может быть представлено гносеологическими, аксеологическими, эстетическими, этическими и прочими отношениями.
Каково же соотношение основного вопроса и предмета философии? Мысль о том, что предмет философии на протяжении всего периода ее развития непрерывно изменялся, а основной вопрос оставался неизменным» не лишена реальных оснований. Проблематика философии, понимаемая как ее предметность, варьируется на протяжении всего исторического развития. В совокупности философских дисциплин: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии, - каждая из них имеет свой специфический предмет и вместе они составляют структуру философского знания. Поэтому определить предмет философии можно, лишь оперируя абстракциями высокой степени общности. В этом смысле утверждение, что предметом философии является всеобщее в системе отношений «мир-человек», отвечает названным требованиям. /
Еще Аристотель утверждал, что «частей философии столько, сколько есть видов сущностей, так что одна из них необходимо должна быть первой и какая-то последней. Ибо сущее (единое) непосредственно делится на роды, а потому этим родам будут соответствовать и науки». Философия заинтересована в выявлении их сущ-ностных особенностей, первых причин и начал, в анализе с точки зрения всеобщего. Выбор того или иного отношения в качестве призмы видения мира (например, с точки зрения гармонии, красоты, соразмерности) определяет ту или иную философскую дисциплину (в данном случае эстетику). Отношение к миру с точки зрения выявления возможностей и закономерностей его познания рождает гносеологию - теорию познания. Когда система «человек - мир» преломляется сквозь призму отношений власти, мы вступаем в лоно философии политики. А если сердцевиной отношений оказываются нравственные регулятивы - вы в сфере этики. Если мышление занято рефлексией над обществом, динамикой его развития и функционирования - дает о себе знать сфера социальной философии или социологии. Все эти философские дисциплины выводимы из структуры основного вопроса философии. ''
Философия, понимаемая как «форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека», выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя отдельные специальные науки.
Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийном, категориальном) и эмоционально-образном (представленческом, ассоциативном). '
Методологическая функция философии проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту. Методология понимается как система познавательных средств, процедур, принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Предполагается, что методолог знает «тайну» метода, обладает технологией мышления и может регулировать познавательный процесс с учетом современного уровня знаний. Выделяют два уровня методологии. Первый - инструментальный. Здесь формируются требования, которые обеспечивают протекание мыслительных и практических операций, определяется не .содержание, а ход мысли и действия. Второй - конструктивный, направленный на приращение знания, получение нового содержания.