Осмотр транспортного средства

Осмотр транспортных средств обычно производится на месте ДТП  в рамках осмотра места происшествия. В случае покидания места ДТП транспортное средство осматривается на месте обнаружения и осмотр его представляет собой самостоятельное процессуальное действие. При наличии груза в протоколе осмотра транспортного средства отмечается вид и распределение груза в кузове.

Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Поэтому к осмотру рекомендуется привлечь специалиста-автотехника (автоэксперта).

Осмотр  транспортного средства позволяет:

- выявить следы. оставленные лицом, управлявшим транспортным средством;

- выявить следы, образовавшиеся во время ДТП;

- восстановить механизм образования следов;

- установить техническое состояние транспортного средства.

Явные следы и повреждения автомобиля достаточно хорошо видны. Надлежит их обязательно сфотографировать. Затем дать словесную характеристику повреждений: размеры, форму, расположение и характер повреждения разбитой фары, подфарника, бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины.

Обнаруженные на транспортном средстве следы крови и пальцев рук, частицы мозгового вещества, обрывки одежды – все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.

Изучая следы на кузове автомобиля, образовавшиеся при ДТП следователь может получить большое количество информации о расположении транспортных средств до столкновения и в их конечном положении. Повреждения целесообразно исследовать с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трасолога, которые помогут  уяснить механизм образования следов по взаимному расположению объектов на местности, по повреждениям автомашин и описать механизм происшествия.

Осмотром должно быть зафиксировано состояние: тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.

Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов.

Цель осмотра отдельных механизмов и деталей:

- получить достаточные данные для представления в суд четкого описания общего состояния транспортного средства;

- определить, мог или нет тот или иной узел ТС способствовать возникновению происшествия;

- зафиксировать размеры первичных, возникших при ударе, и вызванных вторичных повреждений и сравнить их с повреждениями других транспортных средств и объектов;

- обнаружить следы, на основании которых можно судить о контакте с другими физическими объектами, в том числе с транспортными средствами, особенно в тех случаях, когда один из водителей с места происшествия скрылся,

- выявить существенные различия между заводской инструкцией (технической характеристикой) и фактическими параметрами;

- убедиться в том, что системы и механизмы, в отношении которых возникают сомнения, действительно могли выполнять свои функции;

- идентифицировать, изъять, обеспечить сохранность и процессуально закрепить предметы и объекты, подлежащие исследованию[1];

- закрепить необходимые данные с целью использования их при производстве следственного эксперимента с использованием исправного транспортного средства такой же марки.

Для правильного описания обнаруженных повреждений следователь должен мысленно разделить автомобиль на отдельные зоны и тщательно обследовать каждую из них.

Предлагаемое деление на зоны:

-  передняя часть – бампер, облицовка радиатора, фары, габаритные и стояночные фонари;

-  левая сторона – переднее крыло, дверь водителя, зеркало бокового вида, дверная стойка, окна, задняя дверь, заднее крыло;

-  правая сторона – аналогично левой:

-  задняя часть – задний бампер, задние фонари, выхлопная труба, прицепное устройство, крышка багажника, багажник, заднее стекло;

-  зона капота – капот, лобовое стекло, стеклоочистители;

- отсек двигателя – радиатор, вентилятор, приводные ремни, блок цилиндров, гидравлический усилитель рулевого механизма и тормозов, воздухоочиститель;

- рулевой привод – рулевая колонка, рулевой механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка и т. д.

- тормоза – главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, рабочие тормозные цилиндры, тормозные колодки, барабаны, стояночные тормоз;

- зона переднего сидения – панель приборов, рулевое колесо, педали тормоза, сцепления, акселератора, ручка стояночного тормоза, светозащитные козырьки и т. д.;

- нижняя часть – передняя подвеска, задний мост (подвеска), рама, топливопровод, рулевые тяги и т. д.[2]

Часто тщательный осмотр автомобиля на месте ДТП провести невозможно. Поэтому его транспортируют для осмотра в приспособленное место, отразив это в протоколе осмотра места происшествия. В необходимых случаях проводится дополнительный осмотр с составлением нового протокола.

 Решение о буксировке  транспортного средства должно быть принято, согласовано  следователем  и сотрудниками ГИБДД. Наиболее распространенной ошибкой является неосторожная буксировка поврежденных транспортных средств, когда деформированные во время ДТП детали испытывают нагрузки и получают дополнительные повреждения.  Так, колеса, детали рулевого управления или подвески, соприкасаясь с поверхностью дорожного покрытия, изменяют характер износа или структуру поверхностей излома,  скрывающие признаки, которые дали бы возможность установить действительную причину их разрушения.

[1] Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. – М. : Изд. Экзамен, 2003.

[2] Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. – М. : Изд. Экзамен, 2003.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!