Органы внутренних дел Российской Федерации с 90-х – по наши дни
В конце 1990-х гг. стабилизация ситуации в стране положительно сказалась на развитии ОВД: сократили охранные (патрульно-постовые) и профилактические функции МВД России; создали Главное управление охраны и службы безопасности отдельных ведомств и предприятий.
Концепция развития предусматривает постепенное выделение следствия из МВД в самостоятельную систему. Приказом министра от 4 января 1999 г. утвердили «Положение о Следственном комитете МВД» и типовые положения об органах предварительного следствия. В перспективе развития судебной реформы возможно создание Федерального следственного комитета и единого следствия. К концу 1990-х гг. в ОВД было около 49000 следователей, которые вели следствия по 70% дел (93% дел, по которым предварительное следствие обязательно). У следователей прокуратуры зарплата в 2-3 раза выше и туда переходят наиболее подготовленные и образованные кадры. За 5 лет удельный вес следователей с высшим образованием в ОВД уменьшился с 78% до 46%.
1 января 1999 г. приняли Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», предусматривающий обязательную и добровольную регистрации.
В связи с обострением оперативной обстановки на Северном Кавказе и необходимостью укрепления правопорядка и общественной безопасности в этом регионе 29 марта 1999 г. образовано Управление (на правах главного управления) по Северному Кавказу МВД РФ, предназначенное для обеспечения деятельности сил Министерства внутренних дел РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
В условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и в целях восстановления государственных органов исполнительной власти, обеспечения личной безопасности, прав и свобод проживающих там граждан 6 декабря 1999 г. было создано Управление внутренних дел МВД РФ по Чеченской Республике.
В связи с увеличением террористических актов. МВД начата в масштабах страны операция «Вихрь-антитеррор», предполагавшая ужесточение «паспортного режима». Первый этап операции «Вихрь-антитеррор» официально проводился с 13 сентября по 6 октября 1999 г., Задержания и аресты простых чеченцев и ингушей, вторжения в их дома, обыски. В связи с войной в Чечне положение чеченцев в Москве, как и в других регионах, заметно ухудшилось. Второй этап операции «Вихрь-антитеррор» проходил в марте 2000 г., третий – с 8 августа по конец сентября 2000 г.
Министра внутренних дел С. Степашина в мае 1999 г. назначили Председателем Правительства РФ, его преемником стал В. Рушайло. В марте 2001 г. его назначили Секретарем Совета Безопасности РФ, а пост от него принял Б. Грызлов. Ему не присвоили воинское или специальное звание.
По Указу Президента РФ от 4 июня 2001 г. и Постановлению Правительства РФ от 26 июля № 558 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» в МВД создали службы по функциональному принципу: криминальной милиции, общественной безопасности, тыла. Их возглавляют руководители в ранге заместителей министра, что позволяет концентрировать усилия министерства на ключевых направлениях правоохранительной деятельности, более эффективно координировать работу соответствующих подразделений. Также в МВД входят Следственный комитет (со следственными управлениями по федеральным округам, созданными для расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызвавших значительный общественный резонанс) и подразделения по организации деятельности системы ОВД (Главное управление кадров, Главное правовое управление, Главное организационно-инспекторское управление и др.).
Служба криминальной милиции сформирована из подразделений, осуществляющих организационно-методическое руководство деятельностью ОВД по борьбе с преступностью (главные управления уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков), Управление оперативно-розыскной информации и Управление координации. Главным управлениям СКМ подчиняются оперативно-розыскные бюро, выполняющие оперативно-розыскные функции по направлениям деятельности (раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс, борьба с преступлениями террористического характера, пресечение и раскрытие бандитизма, фактов похищения людей, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, пресечение деятельности организованных преступных групп и сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи);
Национальное центральное бюро Интерпола при МВД РФ (ранее входившие в Комитет федеральной криминальной милиции при МВД РФ управления оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий). Последние работают в условиях конспирации и зашифровки принадлежности сотрудников к ОВД.
Порядок прохождения службы в милиции регулировало Положение о службе в ОВД. На службу принимают граждан РФ от 18 до 35 лет как минимум со средним образованием, способных по личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять функциональные обязанности. Имеющих или имевших судимость к работе в милиции не допускают. Замещение вакантных должностей осуществляют через контракты. В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Сотрудникам милиции запрещено заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, кроме творческой, научной и преподавательской деятельности.
С развитием коммерческих структур произошел значительный отток опытных кадров из ОВД. Около 50% личного состава в конце 1990-х гг. - моложе 30 лет, 58% служит в МВД менее 5 лет. Отсутствует реальный конкурс при замещении должностей. Результаты исследования Научного центра показывают: 50,4% работников милиции причиной текучести кадров считают падение престижа ОВД. Социологические исследования также показывают, что положительно оценивает деятельность ОВД только треть опрошенных. В МВД разработали новую кадровую концепцию.
Отток опытных кадров сократил уровень образованности сотрудников ОВД. Для его роста стали развивать систему специализированных учебных заведений. В целом по России ежегодный прием в образовательные учреждения МВД вырос почти в 2 раза.
План строительства внутренних войск МВД России на 2001— 2005 гг., утвержденный 8 августа 2001 г. Президентом РФ В.В. Путиным, предполагал организационные мероприятия по оптимизации системы военного управления, приведению структуры и численности внутренних войск. К 2005 г. планировали сократить численность внутренних войск на 37000 человек1.
В 2002 г. широко отпраздновали 200-летие МВД.
Весной 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, ее функции переданы МВД, для чего в составе МВД создано соответствующее структурное подразделение — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
На протяжении всего рассматриваемого периода оставалась весьма острой проблема кадров.
Высокая текучесть и низкий качественный уровень кадров ОВД во многом объяснялись их слабой правовой и социальной защищенностью. Большой отряд сотрудников органов внутренних дел нуждался в жилье, серьезные проблемы возникли с финансированием органов внутренних дел.
Вопросы коррумпированности МВД не раз обсуждались в Государственной думе.
Введение надбавок, компенсаций, индексации зарплаты эффекта не давали, поскольку инфляция их опережала.
В рассматриваемый период в МВД России функционировало 2 университета, 6 академий, 15 институтов, 9 специальных средних школ милиции, а также 2 суворовских военных училища
9 мая 2004 г.
Министром внутренних дел России назначен Нургалиев Рашид Гумарович.
19 июля 2004 г. издан Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Статья 2 Указа гласит: "Разрешить иметь в Министерстве внутренних дел Российской Федерации трех заместителей министра, в том числе оного первого заместителя, а также 15 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства, Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Главное командование Министерства в соответствии с Указом Президента"1.
5 ноября 2004 г.
Президентом РФ В.В. Путиным подписан приказ № 1407, которым обновлена структура центрального аппарата МВД России. Вместо 37 управлений появилось 15 департаментов:
- Административный департамент
- Департамент государственной защиты имущества
- Департамент кадрового обеспечения
- Департамент обеспечения безопасности дорожного движения
- Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах
- Департамент обеспечения правопорядка на транспорте
- Департамент охраны общественного порядка
- Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом
- Департамент собственной безопасности
- Департамент тыла
- Департамент уголовного розыска
- Департамент экономической безопасности
- Организационно-инспекторский департамент
- Правовой департамент
- Финансово-экономический департамент
Правами департаментов были наделены:
- Следственный комитет при МВД России
- Главное командование Внутренних войск МВД России
создание Федеральной миграционной службы РФ (2004 г.).
5 августа 2005 г.
Подписан приказ МВД №650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел российской федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», который изменил подход к выявлению и учету преступлений и одним из последствий которого явился и рост зарегистрированных преступлений.
Для организации контртеррористических операций на Северном Кавказе
Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
В России, согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.
Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
24 июня 2008 г.
В МВД России создан центр "Олимпиада-2014", целью которого является работа по обеспечению безопасности Олимпийских игр в Сочи.
6 сентября 2008 г.
На базе упразднённого Департамента по борьбе с организованной преступностью образованы самостоятельные подразделения – Департамент по противодействию экстремизму и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
6 января 2009 г.
Состоялось заседание расширенной коллегии МВД России, на котором Президент РФ Д.А. Медведев подвел итоги работы ведомства в 2008 году и обозначил основные направления деятельности на 2009 год.
24 декабря 2009 г.
Президентом РФ Д. А. Медведевым подписан указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
Реформа полиции в России по инициативе президента России Дмитрия Медведева в повышении эффективности правоохранительных органов России, борьба с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов.
В 2008—2009 годах были осуществлены мероприятия, направленные на ограничение чрезмерных полномочий милиции в сфере контроля за экономической сферой, а также были введены ограничения для привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере налогов и сборов. Первые шаги к реформе были сделаны в конце 2009 года, когда после ряда громких преступлений, совершенных милиционерами, к теме о необходимости изменений было привлечено значительно общественное внимание. 24 декабря 2009 Президент РФ подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий в том числе:
- сокращение до 1 января 2012 года численности МВД на 20 %.
- предписывающий Правительству РФ рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований для выплаты вознаграждения сотрудникам милиции, представить предложения по реформированию системы денежных выплат, оптимизировать количество профильных образовательных учреждений и др.
- предписывающий министру внутренних дел РФ пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы с учетом их морально-этических качеств и повышения профессионализма, исключить дублирование функций органов внутренних дел и др.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» — Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».
Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан»
Закон предусматривал проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел, которая началась 1 марта 2011 года и должна была закончится 1 мая 2011 года. Но Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ о продлении сроков переаттестации, и теперь она должна быть завершена 1 августа 2011 года. Переаттестация сотрудников началась с руководителей центрального аппарата и территориальных органов МВД, а затем её начал проходить и личный состав. Сотрудники не прошедшие аттестацию или отказавшиеся от продолжения службы, были уволены из рядов МВД.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.[1] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
- Главное управление вневедомственной охраны.
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Главное управление по противодействию экстремизму
- Главное управление собственной безопасности.
- Главное управление на транспорте.
- Главное управление уголовного розыска.
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Национальное центральное бюро Интерпола.
- Оперативное управление.
- Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
- Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
- Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
- Управление оперативно-розыскной информации.
- Управление по организации дознания.
Начиная с 1 января 2012 г. полиция перестанет заниматься:
- административным выдворением незаконных мигрантов;-
организацией работы медицинских вытрезвителей;
- конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО;
- розыском должников;
- формированием и ведением реестра дисквалифицированных лиц.
Основными направлениями деятельности полиции являются: - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
- розыск лиц;
- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
До реформы 2011 года муниципальной милицией иногда называли милицию общественной безопасности. После реформы она перестала существовать, поскольку термин милиция был заменён на полиция, а разделение на криминальную милицию и милицию общественной безопасности было прекращено.
В соответствии с указом президента РФ праздник стал называться «День сотрудника органов внутренних дел РФ».