Органы НКВД-МВД в послевоенные годы
В годы войны лучшие кадры милиция отдала войне, сократился выпуск специалистов учебными заведениями НКВД. Потому первое послевоенное время не хватало количества и качества кадров, особенно рядового состава. Из-за этого наружные посты милиции закрыли по СССР на 74%.
Довольно острой была и кадровая проблема, общий некомплект по ОВД СССР составлял от 5 до 50 %. «Особую остроту проблема кадров приобрела в западных районах страны ... в Калининградской области ... , в начале 1946 некомплект в ряде органов милиции достигал 70% и более. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других областях».
Но и подготовка милиционеров на штатных должностях оставляла желать лучшего. В ряде ведомственных актов МВД СССР 1946 г. - начала 1947 гг., констатировались:
1) Слабый уровень общеобразовательной (особенно юридической) подготовки сотрудников.
2) Большое число правонарушений, нарушений дисциплины среди личного состава.
3) Неудовлетворительные материально - бытовые условия личного сотрудников милиции.
На службу в милицию принимали не отвечавших требованиям по возрасту, состоянию здоровья и образованию: демобилизованных солдат и офицеров, впервые столкнувшихся со спецификой милицейской службы, где требовались профессиональные знания, навыки и разносторонняя подготовка. Но опытные солдаты и офицеры, прошедшие школу войны, благоприятно воздействовали на укрепление дисциплины, повышение строевой выучки и боевого мастерства личного состава. НКВД принял меры по укреплению аппаратов УгРо, прежде всего, в крупных промышленных центрах. Яркие образы офицеров милиции того времени воссоздали авторы фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «По ту сторону волков».
После войны в стране резко выросло число бандформирований из «антиобщественных элементов» и из вернувшихся с фронта.
Тяжелой была криминальная ситуация, «...после окончания Великой Отечественной войны наблюдался рост опасных преступлений во многих областях, краях, республиках...» которая осложнялась группой факторов:
1) На освобожденных территориях количество уголовного элемента пополнилось лицами, сотрудничающими с оккупационными властями (бывшие бургомистры, старосты, полицаи и т.д.).
2) Массовая миграция населения: возвращающиеся из эвакуации, демобилизационные, репатрианты.
3) Неоднократные массовые амнистии осужденных за уголовные преступления, например «... широкая амнистия в честь победы в войне ...» . Положение осложнил Указ Президиума ВС СССР о частичной амнистии 7 июля 1945 г., увеличивший число потенциальных преступников на свободе
Имелись проблемы в деятельности милиции. Сказывался и режим строжайшей экономии средств, которые государство направляло прежде всего на восстановление народного хозяйства.
Руководство страны и органов внутренних дел принимали меры для изменения ситуации в лучшую сторону. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял «Закон о преобразовании СНК РСФСР в Совмин СССР и народных комиссаров в министерства». НКВД был преобразован в МВД СССР. Данное переименование можно отнести к одному из свидетельств отхода политики И.В. Сталина от утопичных революционных представлений об отмирании государства в пользу концепции необходимости усиления государственного механизма для преодоления стоящих перед страной трудностей, в том числе и в области охраны порядка.
Совершенствовалась и структура милиции. В июне 1946 г. с целью упрощения и сокращения центрального аппарата, усиления оперативных органов прошла реорганизация Главного управления милиции (ГУМ) МВД СССР, административный отдел которого был упразднён, а его функции переданы паспортному отделу ГУМ. Кроме того, 20-22 марта 1946 г. на совещании министров внутренних дел республик, начальников УМВД краёв и областей, среди прочих, было выдвинуто предложение о создании специальной криминальной милиции. Хотя данное предложение не осуществилось, было принято решение об укреплении служб БХСС и уголовного розыска.
Мероприятия в данном направлении выразились в следующем:
В июле 1946 г - отдел УР ГУМ МВД СССР был реорганизован в значительно усиленное Управление уголовного розыска.
В июне 1947 г. отдел БХСС ГУМ МВД СССР так же был преобразован в самостоятельное управление МВД.
В феврале 1948 г произошло создание следственных аппаратов в ГУМ МВД СССР, республик, краёв, областей. Осуществлялись меры по улучшению кадрового состава милиции. Активно содействовали в этом вопросе и партийные, комсомольские органы и даже подразделения наркомпроса.
Совершенствовалась организация службы милиции. Уже во второй половине 1945 г. принимаются особые меры по охране общественного порядка в столицах и крупных городах, промышленных центрах.
17 января 1946 г. НКВД СССР был издан особый приказ об усилении борьбы с преступностью, предусматривающий широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабе всей страны. Он требовал повысить качество оперативной работы, проверить состав негласного аппарата.
Всем органам внутренних дел предписывалось в 2-х месячный срок пересмотреть нераскрытые дела по особо тяжким преступлениям, выделив для них опытных сотрудников.
Уделялось внимание и повышению качества ППС: уже упоминаемым выше приказом НКВД от 17 января 1946 г. был предусмотрен ряд мер в этой области (закрепление постоянного состава за определенными постами, особое внимание ночному патрулированию, привлечение к нему офицерского и технического состава милиции, комендантских патрулей, внутренних войск, бригадмильцев).
В послевоенный период происходило и соответствующее изменение правовой базы деятельности органов охраны общественного порядка и борьбы с преступностью:
Эффективные меры по повышению качества работы милиции предусматривал Приказ НКВД СССР от 8 декабря 1945 г.
Но в данном документе были допущены серьезные отступления от требований законности: «В частности, предписывалось всех проходящих по делам оперативного учёта и уличённых в конкретных преступлениях немедленно арестовать, дела передавать в Особое совещание НКВД СССР». Понятно, что подобное предписание серьезно упрощало работу милиции: отсутствие необходимости в сборе серьезной доказательной базы для представления в суде позволяло в ведомственном порядке привлекать к ответственности и определять меру наказания для антиобщественных элементов, то есть серьезно экономило силы и время милиционера. Но в то же время, предусмотренный порядок, кроме того что нарушал конституционные права граждан и создавал благоприятные предпосылки для злоупотребления властью, не мог не вести к серьезному падению профессионализма оперативно- розыскных служб.
4 июля 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР были приняты следующие документы:
Указ «Об усилении охраны личной собственности граждан», которым устанавливалась:
а) Более строгая уголовная ответственность за кражу личного имущества граждан и разбои.
б) Введён ранее не известный советскому уголовному законодательству состав - “недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном разбое“.
Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», которым предусматривалось:
а) Более строгие меры за посягательства на государственную и общественную собственность.
б) Усиление ответственности должностных лиц за сохранность социалистической собственности.
в) Расширение правовой основы деятельности милиции по борьбе с этими видами преступлений.
Комплекс проведённых мероприятий позволил добиться того, что по сравнению с 1946 г. в 1947 г. общее количество преступлений снизилось на 17 %. Но общая ситуация по линии уголовного розыска оставалась довольно тяжелой. Интересное свидетельство об уровне преступности в Одессе в 1947 г. содержит документальное историческое произведение В. Карпова “Маршал Жуков. Опала”: “После войны в Одессе развелось много крупных и мелких воров и жуликов. С наступлением темноты никто не выходил на улицу - стали грабить в собственных квартирах. Карманников развелось столько, что они, утратив профессиональное мастерство, нахально выворачивали карманы и человек, даже ощущая, что его обкрадывают не смел пикнуть, опасаясь получить удар финкой в бок. Появилась известная в те годы не только в Одессе крупная банда “черная кошка”. ... В общем, жители города были запуганы преступным миром. Случалось все больше нападений на военнослужащих”. Неудивительно, что уже в мае 1948 г. директива МВД СССР констатировала ухудшение криминальной обстановки в ряде районов страны и предлагала меры по повышению эффективности работы милицейских служб.
В апреле 1949 г. ЦК ВКП(б) принял решение о введении в городских и районных отделах милиции должностей зам. начальников по политической части. Считали, что введение штатной категории политработников укрепит руководство политико-воспитательной работой. К 1950 г. в милиции действовало 215 политотделов и политчастей, активно участвовавших в подборе, воспитании и расстановке кадров.
В октябре 1949 г. милицию передали из МВД СССР в МГБ СССР. В ГУМ образовали 3 управления: милицейской службы (охрана общественного порядка и общественной безопасности в стране, административные мероприятия по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти); по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; уголовного розыска и ряд отделов по видам деятельности милиции.
Всего в МГБ передали (без транспортной милиции) 205351 сотрудника милиции. В следующем году численность милиции повысили на 51% (323548 человек). Но проблема укрепления кадров оставалась такой же острой, как и раньше. В результате передачи в МГБ улучшили материальное обеспечение (офицеры получали зарплату наряду с сотрудниками ОГПУ, МГБ и т. д.); ликвидировали принцип двойного подчинения, милицию вывели из-под контроля местных Советов; постоянно «чистили» личный состав; органы ГБ получили возможность использовать кадровые, технические ресурсы милиции, уголовного розыска для использования в организации репрессий; росли штаты.