Организация взаимодействия и полномочия как сложная социально-экономическая система
Предприятие как сложная социально-экономическая система в процессе своего функционирования осуществляет многоуровневое взаимодействие: предприятие - внешняя среда; подразделение - подразделение; группа - группа; работник - предприятие, подразделение, группа; и совсем не последнее по значимости: наемный работник - собственник капитала (владелец ггредприятия). Характер взаимодействия сторон определяет, в конечном итоге, уровень жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия. Важное значение в организации эффективного взаимодействия приобретает структура предприятия, посредством которой оно реализуется.
В соответствии с теорией и практикой управления сложилось представление, что взаимодействие на уровне «предприятие - внешняя среда» может осуществляться, используя механистические или органические подходы; на уровне «подразделение - подразделение» или «группа - группа» взаимодействие реализуется в границах организационных структур.
Механистический подход в организации взаимодействия характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений и жесткой иерархией власти. С такими характеристиками предприятие может эффективно функционировать в условиях использования рутинной технологии, несложного и нединамичного внешнего окружения.
Органический подход отличается умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, расширением зоны ответственности, стремлением к реализации интересов взаимодействующих субъектов, гибкостью структуры власти. Эффективное использование органического подхода в организации взаимодействия в условиях использования инновационных технологий и высокой динамики внешней среды.
Практика свидетельствует, что эффективность взаимодействия определяется степенью соответствия приоритетов взаимодействующих сторон. Базовыми приоритетными факторами в организации взаимодействия являются технология, квалификация, интересы, ответственность, связи, отношения и другие ценностные факторы, определяющие эффективность этого взаимодействия.
В общем понимании взаимодействие, по В. И. Данилову-Дани-льяну, рассматривается как обмен веществом, энергией и информацией между двумя или более объектами, имеющий регулярный (в естественных системах) или нерегулярный, но целенаправленный (в искусственных образованиях) характер. Регулярный обмен, формируясь под воздействием каких-либо причин, в ходе своего становления становится фактором, преобразующим хотя бы один из участвующих в таком взаимодействии объектов. На предприятиях взаимодействие проектируется и организуется. При этом нередко не учитывается преобразующее воздействие обмена, которое может оказаться весьма существенным. Следует иметь в виду, что подобное пренебрежение скрывается при организационном и социальном проектировании, когда функционирование спроектированной системы, подчиняясь неучтенным «естественным» законам и направляясь хотя бы отчасти прогнозированными локальными интересами, сопровождается возникновением и развитием непредусмотренных взаимодействий, которые замещают необходимые, препятствуют их осуществлению или деформируют их. Типичным примером такого ряда может служить развитие «теневой» экономики, формирование так называемого «ведомственного» интереса у структуры управления и т. д.