Организация, управление и менеджмент

Практически каждый из нас всю сознательную жизнь связан с различными организациями, либо входя в них, либо взаимодействуя с ними. Именно в организациях осуществляется человеческая деятельность. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение опреде­ленных целей[1].

Основными частями любой организации являются в первую очередь люди, работающие в этой организации, затем – задачи, для решения которых и создана эта организация и, наконец, управление, которое мобилизует, координирует, направляет и приводит в движение весь потенциал организации для достижения поставленных целей.

Организация находится в постоянном взаимодействии с людьми и другими организациями, оказывающими на нее значительное влияние и представляющими собой внешнюю среду этой организации. Внешняя среда служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности организации. Организация получает энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и возвращает обратно во внешнюю среду. Организация находится в процессе по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем са­мым себе возможность существования и развития. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, выражающееся в разных формах, например, создавая условия и предоставляя возможности для эффективного функционирования либо, наоборот, создавая угрозу для ее существования.

Кроме внешней среды существует и внутренняя среда организации, которая формируется в соответствии с ее целями и состоит из людей, информации, организационной культуры, технологий и т. д. В организации происходят процессы, направленные на достижение поставленных целей и решение возникающих задач, – информационные, социальные, технологические и т. д., – но из них особенно важны два: это  процессы управления и производства товаров или услуг.

Все процессы, протекающие внутри организации, осуществляются в рамках организационной структуры, отражающей сложившиеся разделение труда и отношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе работы. Существуют различные варианты построения организации – от жестко централизованной до гибкой, динамичной. От выбора типа организационной структуры и своевременного проведения изменений во многом зависит эффективность организации в целом.

Современные информационные технологии, используемые в организации, позволяют  повысить эффективность ее деятельности. Оптимизация решения задач организацией на современном этапе определяется уров­нем информационного обеспечения управления, т. е. тем, какие информационные технологии и насколько эффективно она использует.

Технологии, которые использует организация, включают способы решения поставленных задач, необходимые для этого технические средства и т. д. Именно технологии оказывают существенное влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к квалификации и уровню образования ее сотрудников; на мотивацию, методы стимулирования, организационную структуру, нормы поведения и в итоге на организационную культуру. Кроме того, используемые организацией технологии влияют и на ее положение во внешней среде, ее имидж.

Особое место во внутренней среде организации занимают люди. Именно от способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, мотивации и поведения людей зависят результаты работы всей организации. Люди – это главное богатство организации. Руководители уделяют боль­шое внимание подбору людей, составляющих организацию, создают условия для обучения и повышения квалификации сотрудников.

Организационная культура – это система ценностей, убеждений, принципов, норм поведения, разделяемых всеми членами организации, которые определяют как отношения внутри организации, так и взаимодействие ее с внешней средой. Культура каждой организации уникальна, и это именно то, что отличает одну организацию от другой, даже если они осуществляют одинаковые функции, близки по размерам и используют стандартные технологии. Высокая организационная культура сплачивает организацию, что спо­собствует повышению эффективности достижения ее целей, позволяет ей выживать и развиваться. Однако она же может создавать и дополнительные сложности при проведении организационных изменений.

Не осознав сущности организаций, не поняв, для чего они нужны, из чего состоят, на каких принципах строятся, и не изучив, как они создаются и развиваются, нельзя эффективно управлять организациями, использовать организации в интересах занятых в них людей и на благо общества в целом[2].

Управление любыми организациями, социальными явлениями и процессами – объективная закономерность. Посредством управления согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются задачи и достига­ются общие цели. Решение экономических и социальных проблем, в том числе в сфере борьбы с преступностью, создает необходи­мость постоянного совершенствования управления, перевода его на более высокий уровень.

В последнее время в России все шире используется слово "менеджмент". По мнению И. Н. Герчиковой, термин "менеджмент" является аналогом термина "управление"[3]. Следует заметить, что термин "управление" намного шире, т. к. используется в различных видах, сферах и уровнях человеческой деятельности, например, как вид деятельности – управление транспортным средством; как сфера деятельности – управление в технической, биологической, социальной  системах; как управление на различных уровнях социальных систем – управление отделением, службой, отделом, подразделением в государственных и общественных организациях и в объединениях.

Термин же "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организациях. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в разных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как в других сферах человеческой деятельности используются другие слова, например, для управления в неживой природе – "control"; для государственного и общественного управления – "governmentadministration" или "publicadministration". Исходя из этого мы будем использовать русский термин "управление".

Социальное управление является особым видом деятельности, направленной на упорядочение, согласование коллективных дейс­твий людей для достижения стоящих перед ними целей. Объективная необходимость возникновения и развития управления в социальной сфере обусловлена общественным характером труда: "Всякий непосредственно общественный или сов­местный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего произ­водственного организма в отличие от движения его самостоятель­ных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере"[4].

Существует множество различных видов и форм материальной и духовной коллективной деятельности людей. В любой из них всегда и обязательно присутствуют две стороны: управленческая и ис­полнительская (предметная). По отношению к последней управление носит воздействующий характер. Само по себе оно никаких духовных и материальных ценностей не производит, а лишь способствует опти­мизации соответствующих усилий отдельных исполнителей.

Управление присуще любой стадии развития общества. Однако на ранних этапах его существования управление непосредственно входило в процесс той деятельности, которую оно так или иначе упорядочивало. По мере же всеобщего разделения труда в обществе управление все больше приобретало самостоятельность, его за­дачи нашли свое концентрированное выражение в функциях особых социальных институтов – органов управления. Это соответствен­но потребовало выделения особой группы людей, для которых уп­равление стало профессиональным занятием, основным видом труда. Итак, исходя из анализа содержания социальной деятельности, объективных законов функционирования общества, социальное уп­равление является объективно необходимой разновидностью дея­тельности, обеспечивающей согласованность и упорядоченность совместного труда людей для достижения общественно значимых це­лей и решения возникающих задач.

При характеристике социального управления часто используются общетеоретические положения кибернетики. В рамках этой науки управление рассматривается в качестве функций организованных систем, обеспечивающих сохранение их жизни, структуры, поддержание режима функционирования в соответствии с заложенной программой. Управление в данном смысле есть атрибут определен­ного класса систем. Из всего множества систем кибернетика выде­лила такие, которые обладают способностью сохранять целостность и функционировать в условиях изменяющейся среды. Указанная спо­собность обеспечивается особым механизмом, который и называется управлением. Здесь прежде всего следует выделить группу биоло­гических систем, т. е. животный и растительный мир. В результа­те длительной эволюции в них сформировался своеобразный меха­низм самоуправления. Он основывается на восприятии системой поступающих воздействий среды, переработке этих сигналов и реагировании на соответствующие внешние раздражители. По су­ти дела, речь идет о саморегулировании – особом свойстве ука­занных систем, обеспечивающем их существование и функционирова­ние.

К другой группе относятся созданные людьми технические системы (машины, автоматы, технологические процессы), целесооб­разное функционирование которых заложено в их конструкцию чело­веком. Люди создают машины, механизмы и другие технические сис­темы и управляют их работой. Это техническое управление, кото­рое изучается в основном техническими науками.

Специфическую наиболее сложную группу организованных систем составляют социальные, общественные образования.  Процессы их сохранения, функционирования и развития являются результатом деятельности  людей – это социальное управление или управление человека человеком. Оно воздействует на деятельность, поведение людей, объединенных в группы, коллективы, то есть в организации.

Таким образом, в соответствии с тремя основными областями развития окружающего мира – неживая природа, живая природа и человеческое общество – выделяют три вида управления: управле­ние в неживой природе (в технических системах); управление в организмах (в биологических системах); управление в обществе (управление в социальных системах). В общем виде применительно к любым системам управление можно представить как оказываемое (путем передачи по каналам прямой связи командной информации) воздействие управляющей подсистемы на управляемую. Отсюда по каналам обратной связи в управляющую подсистему поступает осве­домляющая информация об управляемой подсистеме. Кроме того, эти подсистемы имеют информационные связи с внешней средой. Управ­ляющая, управляемая подсистемы и каналы связи образуют систему управления. Таково универсальное представление об управлении в биологических, технических и социальных системах, основанное на абстрагировании от их физических, природных особенностей.

Социальная система управления является системным образованием повышен­ной сложности. Она состоит из следующих элементов:

1. Управляющая подсистема.

2. Управляемая подсистема.

3. Прямые и обратные связи (А) между подсистемами.

4. Прямые и обратные связи (Б; В) системы с внешней средой.

5. Внешняя среда – совокупность объектов, в окружении кото­рых функционирует система.

Понимание управления с позиций кибернетики связано с ис­пользованием категории "воздействие". Употребляется оно и при характеристике социального управления. Например, академик В. Г. Афанасьев определяет последнее как "воздействие на общество в целом или его отдельные звенья (экономику, социально-полити­ческую и духовную жизнь, отрасль экономики, предприятия и т. д.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специ­фики, их нормальное функционирование, совершенствование и раз­витие, успешное движение системы к заданной цели"[5].  Однако приведенное определение не предусматривает согласования, координации, упорядочения труда людей и их общностей, следова­тельно, термин "воздействие" надо употреблять с уточнени­ем его характера – "организующее", "согласующее" и т. п.

Как и любая осуществляемая в обществе деятельность, соци­альное управление преследует достижение определенных целей. Его содержание обусловливается комплексом выполняемых при этом вза­имосвязанных функций и методов их реализации. Социальное управ­ление основано на присущих только человеку способностях ставить перед собой цели и находить адекватные средства их достижения, предвидеть результаты воздействия. Именно по данному признаку социальное управление отличается от того, что мы условно назы­ваем управлением в биологических и технических системах. Цели социального управления исходят из общественных потребностей. Они достигаются в результате осуществления таких общих функций управления, как прогнозирование, планирование, организация, контроль и регулирование.

Функции управления осуществля­ются с помощью различных методов и последовательно выполняемых технологических операций. Их совокупность образует процесс уп­равления, который носит цикличный характер. Каждый единичный управленческий цикл включает в себя выработку, принятие реше­ния и организацию его исполнения. Если цели, функции, методы уп­равления раскрывают его содержание, то процесс управления характеризует его пространственно-временную форму.

Цели, функции, методы, процесс управления в своей совокуп­ности составляют механизм управления, который может действовать только в рамках специально организованной системы. В социальном управлении как управляющую подсистему (субъект управления), так и управляемую (объект управления) представляют собой люди – отдельные либо объединенные в различные общности лица, являющиеся носите­лями определенных общественных отношений, следовательно, чело­век выступает и субъектом, и объектом социального управления.

В качестве объекта управления, наряду с человеком как пер­вичным его компонентом, выступают и различные социальные общ­ности, организующие и осуществляющие целенаправленную деятель­ность. Среди этих объектов наибольшей целостностью, отражающей абсолютно все стороны жизни человека, обладает общество. Даль­нейшая дифференциация указанных объектов позволяет выделить такие социальные образования, как государственные органы, учреждения, предприятия и т. д. Надо иметь в виду то, что объект социального управления достаточно самостоятелен, способен к самоуправлению и не менее активен, чем субъект. Объект управления не только реагирует на управляющие воздействия субъекта и не только сиг­нализирует об их последствиях и результатах, а часто независимо от желания субъекта прямо принуждает его к определенной реорга­низации управленческих воздействий, к изменению их характера и содержания. Поэтому социальное управление представляет собой не одностороннее воздействие управляющей социальной системы на уп­равляемую, а диалектическое взаимодействие субъекта и объекта, состоящее из многообразных прямых и обратных связей между ними[6]. В данном случае было бы более верно вести речь о субъектно-объектных отношениях в социальных системах.

Вопросы рассмотрения объектов социального управления разнообразных процессов, происходящих в обществе, в том числе и в органах внутренних дел (миграция населения, виды преступности, раскрываемость и т. п.), представляют большой практический интерес.

Социальные процессы, по мнению ученого Я. Щепаньского, есть серии последовательных однородных явлений, пронизанных причин­но-следственными связями и структурно-функциональными зависи­мостями[7]. Их основу составляют межличностные взаимоот­ношения и взаимодействия. Именно в них отражаются связи людей, складывающиеся стихийно или сознательно в процессе общежития, совместной деятельности и выражающиеся в их поведении. Воздейс­твие управляющей подсистемы на социальные процессы в целях их упорядочения является результатом познавательной и преобразую­щей деятельности людей, социальных общностей. Управление при этом состоит лишь в организации эффективного функционирования соответствующих социальных образований.

Субъект и объект управления находятся в особых общественных отношениях. Такие отношения возникают в про­цессе реализации функций управления и поэтому называются управ­ленческими. По своему содержанию названные отношения выступают как организационные, поскольку посредством их обеспечивается формирование, целенаправленное и упорядоченное функционирование социальных систем. Исходя из характера связей между субъектом и объектом выделяют отношения субординации (по вертикали) и коор­динации (по горизонтали). Первым из них присуще распорядительст­во, т. е. администрирование руководителя, и исполнительство подчи­ненных. В зависимости от типа организации управления, принятого в той или иной системе, отношения субординации могут быть линей­ными, функциональными, смешанными, однако все они осуществляются на основе принципа "власть – подчинение". При отношениях же ко­ординации на первый план выдвигаются согласование целей и опре­деление порядка деятельности отдельных лиц и общностей.

По признаку нормативности социальных ролей субъектов уп­равления выделяются формальные и неформальные управленческие от­ношения. Первые из них – это официальные, регулируемые нормативными актами отношения между субъектом и объек­том управления. Вторые же складываются, как правило, на основе психологической совместимости людей: соответствия их характеров, совпадения ин­тересов, симпатий и антипатий. В большинстве случаев управлен­ческие отношения регламентируются нормами права, что упорядочи­вает компетенцию органов управления, их организационные структу­ры.

Правовые управленческие отношения характерны для государс­твенного управления, под которым понимается совокупность целе­направленных воздействий органов государственной власти и управления, оказы­ваемых ими в рамках своей компетенции, на определенные социальные системы и весь социальный организм в целом. Виды государственно­го управления классифицируются по сферам деятельности на:

– управление в сфере экономической (хозяйственной) деятельности;

– управление в социально-культурной сфере;

– управление в административно-политической сфере.

В каждой из перечисленных сфер можно выделить отрасли и присущие им виды управления. Так, для успешного развития административно-политической сферы особое значение имеет управление пра­воохранительной деятельностью. Теоретической основой управления в организациях является наука управления – наука о закономерностях эффективно­го осуществления сознательного и волевого воздействия на соци­альную систему в целях перевода ее из одного состояния в другое (или придания ей новых качеств и свойств).

[1] См.: Выханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Гардарики, 2002. С. 12.

[2] Смирнова В. Г., Мильнер Б. З. Организация и ее деловая среда. Модульная программа для менеджеров.  М. : ИНФРА-М., 1999. С. 6.

[3] Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. С. 11.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 342.

[5] Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972. С. 37.

[6] См.: Атаманчук Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объ­ектов социального управления // Вопросы философии. 1974. № 7. С. 30.

[7] См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 193.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!