Организация персонального (индивидуального) надзора

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О полиции» полиция обязана:
1. Осуществлять надзор в отношении 3-х групп лиц:
а) освобожденных из мест лишения свободы, относительно которых установлены ограничения в соответствии с законом;
б) осужденных к видам наказания, не связанным с лишением
свободы (или с изоляцией от общества);
в) несовершеннолетних, стоящих на учете в подразделениях по делам несоверщеннолетних.
2. Контроль полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, для которых установлены ограничения в соответствии с законом.
Административный контроль за гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, представляет собой систему временных принудительных превентивных мер наблюдения, препятствующих продолжению их преступной деятельности, а также содействующих социальной адаптации таких лиц. Главная цель административного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, – предупреждение новых преступлений с их стороны и оказание на них воспитательного воздействия, предотвращение рецидива, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.
Институт административного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться новых преступлений с их стороны, так как преступная деятельность ранее судимых лиц является существенным фактором, осложняющим криминальную ситуацию в стране.
Уголовная статистика свидетельствует, что ранее судимыми совершается свыше 40 % убийств, квартирных краж, более половины разбойных нападений и других тяжких преступлений. Опыт борьбы с преступностью в России и других странах показывает целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, для закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. Это положение декларировано в отечественном законодательстве.
В соответствии со ст. 183 УИК РФ контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Суть такого контроля заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Данная статья является бланкетной. Сама же законодательная база, регламентирующая контроль за лицами, освобожденными от наказания, в настоящее время отсутствует.
Ныне действующим уголовным законодательством (ст. 79 УК РФ) предусмотрен порядок установления контроля лишь за определенной категорией осужденных – за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, в период неотбытого срока. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений. К сожалению, в законе не указано, какой конкретно государственный орган призван выполнять данную функцию.
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О полиции», а также Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 (с изменениями от 3 мая 2003 г.), контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, возложен на участковых уполномоченных полиции. Однако практика реализации этой нормы позволяет сделать вывод о невозможности получения действительно эффективного результата лишь усилиями службы участковых уполномоченных полиции ввиду их большой загруженности. Представляется целесообразным в работе по осуществлению контроля за данной категорией лиц использовать возможности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Однако в настоящее время в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном постановлением Правительства РФ 16 июня 1997 г. № 7291, возложение обязанностей по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, на УИИ не предусмотрено. Думается, что только консолидация усилий уголовно-исполнительных инспекций и службы участковых уполномоченных полиции может дать действительно значимый положительный результат. При этом необходимо четкое разграничение функций обеих сторон.
Действующее законодательство предусматривает наступление правовых последствий в случае невыполнения лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его федеральным законодательством. Так, согласно ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований административного надзора влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Рассмотрение всей совокупности нормативных правовых актов, регламентирующих административный контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, свидетельствует, что правовое регулирование данных правоотношений далеко от совершенства, нормативная база не дает четкого механизма реализации этого института. Поскольку правовое регулирование данного вопроса выходит за рамки одной отрасли права, целесообразным представляется принятие федерального закона, позволяющего в полной мере регулировать этот вид правоотношений.
Ранее институт административного надзора, имеющий аналогичные функции с вновь вводимым административным контролем за освобожденными из мест лишения свободы, был регламентирован Положением об административном надзоре органов внутренних дел, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. с изменениями, внесенными 12 июня 1970 г., 5 марта 1981 г. и 22 сентября 1983 г.
Положение регламентировало порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора.
В частности, административный надзор применялся в отношении следующих категорий совершеннолетних лиц:
а) признанных судами особо опасными рецидивистами;
б) осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствовало об упорном нежелании встать на путь исправления.
Лица, в отношении которых был установлен административный надзор, в случае нарушения правил этого надзора привлекались к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, действовавшее до 2002 г., в определенной мере способствовало предупреждению повторных преступлений (например, по состоянию на 1 июля 2002 г. под административным надзором полиции состояло 69 тыс. человек). Однако с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное Положение утратило силу. В результате надежной правовой основы и системы административного контроля за наиболее опасными категориями преступников, которые упорно не поддаются исправлению, в настоящее время нет. Сложилась достаточно критическая ситуация, когда, с одной стороны, сохраняется значительный контингент ранее судимых, склонных к совершению новых преступлений, а с другой – утрачена правовая основа предупредительной деятельности в отношении наиболее рецидивоопасной части криминальной среды. Все это вызывает дополнительную напряженность в обществе, негативно сказывается на безопасности граждан и требует принятия неотложных и адекватных законодательных и организационных мер реагирования.
Представляется, что следовало бы на уровне федерального закона установить административный контроль:
– за лицами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве (независимо от их поведения в местах лишения свободы);
– за судимыми за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания (если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления).
Административный контроль целесообразно установить за лицами, освобожденными от отбывания наказания и имевшими отрицательное поведение в исправительных учреждениях или не вставшими на путь исправления, т. е. за лицами, которые после освобождения могут формировать криминальную ситуацию и негативно влиять на безопасность граждан. При этом содержание специальных обязанностей и ограничений целесообразнее определять с учетом мировой правоохранительной практики. В частности, при определении характера превентивных мер, применяемых к лицам, освобожденным от наказания (обязанности и ограничения), необходимо учитывать соответствующие правила, установленные в рамках широко известных за рубежом институтов пробации, пэроула, защитного надзора (США, Япония, Франция, Швеция, Дания и другие страны).
В большинстве развитых стран Запада законодательством предусмотрено осуществление постпенитенциарного контроля (аналог административного контроля в России) за условно освобожденными от отбывания срочного или бессрочного (пожизненного) лишения свободы.
Срок контроля за поведением первой категории условно-досрочно освобожденных устанавливается с учетом неотбытой части тюремного заключения, в то время как постпенитенциарный надзор за освобожденными «пожизненниками» прекращается лишь в связи со смертью лица, за которыми статус заключенного сохраняется пожизненно. Именно это обстоятельство и определяет юридическую природу данного неопределенного вида наказания.
Важно отметить, что при условии досрочного освобождения от пожизненного заключения «пожизненник» подписывает договор или лицензию с государством, в котором определяются права и обязанности сторон, в основном – права государства в лице компетентного органа и обязанности «пожизненника» (не нарушать закон, не покидать административной территории без ведома сотрудника, осуществляющего надзор, и др.). Нарушение лицензии влечет передачу дела в суд для решения вопроса об отмене постпенитенциарного надзора и замене его тюремным заключением.
Функция постпенитенциарного контроля за обеими категориями условно-досрочно освобожденных возложена на службу пробации (аналог уголовно-исполнительных инспекций в России), государственное, внеполицейское, внетюремное, гражданское ведомство, которое также оказывает социальную помощь поднадзорным, взаимодействует с органами местного самоуправления, службой занятости, неправительственными организациями, добровольными помощниками и др.
Одним из методов постпенитенциарного контроля за условно–досрочно освобожденными является электронный мониторинг, который применяется только к отбывшим часть срока определенного лишения свободы. Сотрудники тюремного ведомства и службы пробации проводят тщательный отбор пригодности каждого заключенного для программы электронного наблюдения с тем, чтобы оценить степень возможного риска, т. е. вероятность повторного совершения правонарушения. За 16 месяцев осуществления этой программы в Англии и Уэльсе только 5 % поднадзорных были возвращены в тюрьму, из которых 1 % был признан представляющим серьезную угрозу обществу . Максимальный срок электронного наблюдения составляет 60 дней, а минимальный – 14 дней, ежедневная продолжительность – 9–12 часов с раннего вечера до раннего утра.
Примечательно, что процесс электронного наблюдения осуществляется не службой пробации, а подрядчиками из частного сектора. При этом, по подсчетам специалистов, на каждого поднадзорного было затрачено 880 фунтов стерлингов в месяц с учетом расходов тюрем и службы пробации на отбор кандидатов для электронного мониторинга и оплаты услуг фирм подрядчиков. Несмотря на достаточно высокий уровень расходов, разработчики системы отмечают ее явные преимущества:
– только за первый год в тюрьмах Англии и Уэльса высвободилось 1950 мест ;
– бюджетные расходы на тюремное ведомство сократились на 36,7 млн фунтов стерлингов уже в течение первого года программы.
В последние годы с учетом многолетнего опыта развитых государств Европы и Америки в странах Центральной и Восточной Европы начался процесс создания службы пробации на базе существовавших подразделений пенитенциарной системы. Примечателен опыт Латвии, где с 7 октября 2003 г. начала работу Государственная служба пробации, в которой трудится три категории специалистов: чиновники государственной службы, работники государственной службы и добровольные работники пробации .
В настоящее время решается вопрос о создании аналогичной службы в Польше, Венгрии, Казахстане и др.
Таким образом, анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод о целесообразности возложения функций административного (постпенитенциарного) контроля за освобожденными из мест лишения свободы, особенно за отбывавшими пожизненное лишение свободы, на органы внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции.
3. Участие полиции в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы (или с изоляцией от общества), регламентируется нормативными актами МВД России.
К осужденным к видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, относятся правонарушители, которым назначены уголовные наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 25, 33, 39 УИК РФ) данные наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции Министерства юстиции Российской Федерации, которые взаимодействуют с соответствующими службами органов внутренних дел, участвующими в контроле за осужденными без изоляции от общества.
Для осужденных к исправительным работам с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе:
а) запретить осужденному пребывание вне дома в определенное
время суток;
б) запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;
в) запретить осужденному пребывание в определенных местах
района (города);
г) обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-
исполнительную инспекцию для регистрации.
Данные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. В необходимых случаях срок может быть продлен каждый раз еще до шести месяцев в пределах срока отбывания исправительных работ. Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения установленных обязанностей и соблюдения запретов (ст. 41 УИК РФ).
Согласно Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденной приказом МВД РФ № 900 от 16.09.2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции» (в ред. приказов МВД РФ от 03.05.2003 № 300, от 30.03.2006 № 217, от 12.04.2007 № 356) участковые уполномоченные полиции вносят информацию о лицах, которым назначены наказания в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в паспорт на административный участок в раздел «Лица, осужденные к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы». Кроме того, участковые уполномоченные полиции наблюдают за поведением осужденных по месту жительства и в общественных местах, исполнением ими возложенных обязанностей и запретов, проводят с ними профилактическую работу, о чем ежеквартально представляют в уголовно-исполнительную инспекцию рапорт. При совершении осужденными административных правонарушений, а также неисполнении ими возложенных обязанностей и нарушении установленных запретов участковые уполномоченные полиции принимают меры профилактического воздействия, информируя об этом инспекцию. В случае уклонения осужденных без уважительных причин от явки в инспекцию по вызову или для регистрации участковые уполномоченные полиции осуществляют их привод.
Контроль полиции за лицами, осужденными к обязательным работам, пока не осуществляется, так как положения, касающиеся организации исполнения данного вида наказания, должны вводиться в действие специальным федеральным законом по мере создания необходимых для этого условий .
Участие полиции в контроле за поведением осужденных, наказание которым назначено условно, регламентируется законом РФ «О полиции», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, нормативными актами МВД России.
Согласно ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно–исполнительными инспекциями Министерства юстиции Российской Федерации по месту жительства данных лиц при участии сотрудников различных служб органов внутренних дел. Одной из основных обязанностей инспекций является контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом. Суд, назначая условное осуждение, может возложить на осужденного исполнение следующих обязанностей, способствующих его исправлению: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления инспекции, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и др. (п. 5 ст. 73 УК РФ). Ответственность за невыполнение условно осужденным возложенных на него обязанностей и нарушение установленных запретов предусмотрена ст. 190 УИК РФ.
Такие обязанности в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ суд может возложить на лицо при его условно–досрочном освобождении. Невыполнение обязанностей может повлечь за собой меры, предусмотренные ч. 7 этой же статьи.
4. Кроме того, полиция осуществляет контроль за поведением и проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие средства;
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (ст. ст. 5, 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выявляют и ставят на учет перечисленные категории подростков подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, входящие в состав полиции общественной безопасности. Указанные подразделения проводят также индивидуальную профилактическую работу, связанную с контролем за поведением родителей или законных представителей перечисленных подростков, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Подразделения полиции по делам несовершеннолетних вправе осуществлять индивидуальную профилактическую работу в отношении других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Полиция, участвуя в осуществлении контроля за данными лицами, руководствуется в основном теми же нормативными актами и осуществляет такие же меры, что и при контроле за осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы.
Важно подчеркнуть, что в контроле и надзоре за всеми группами лиц, участвуют помимо участковых уполномоченных полиции и инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, сотрудники криминальной полиции, патрульно-постовой и других служб и подразделений полиции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!