Организация и тактика административно-правовой борьбы с нарушениями правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах и дорогах во многом определяются правильностью выбора методов (способов) несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств

К важнейшим приемам дорожно-патрульной службы принято относить следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль за действиями участников дорожного движения, техническим состоянием транспортных средств, водительскими, регистрационными и путевыми документами.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

1. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих методов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т. д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т. д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушения установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии со цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов Госавтоинспекции.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо вербальными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством СГУ к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т. п.

3. Контроль за действиями участников дорожного движения, техническим состоянием ТС, водительскими, регистрационными и путевыми документами состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению и пресечению наиболее опасных для данного участка видов нарушений ПДД.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

3.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренные для патрульных автомобилей и мотоциклов ГИБДД. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

3.2. Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и оперативно-техническими средствами. Применение скрытого контроля целесообразно ограничивать светлым временем суток, поскольку в ночных условиях участники дорожного движения не всегда могут правильно оценить намерения сотрудников ДПС. Личный состав, привлекаемый к работе в гражданской одежде, обязан иметь средства для подачи сигнала остановки ТС, а имеющиеся в eгo распоряжении автомобили должны обеспечиваться проблесковыми маяками с магнитными креплениями. Устранению возможных недоразумений и инцидентов, связанных с применением скрытого контроля, а также расширению его временных рамок способствует использование смешанного контроля, сочетающего в себе достоинства названных выше методов.

 3.3. Смешанный контроль ведется инспекторами в форменной и гражданской одежде, соответственно использующими транспортные средства специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят остановку транспортных средств и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия. В необходимых случаях к разбирательству привлекаются инспектора, обнаружившие то или иное правонарушение.

4. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения  предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков  применительно  к  складывающимся условиям  за счет  их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий    по    восстановлению    движения    привлекаются соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения.

Посредством распорядительно-регулировочных    действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных автомобилей, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд автомашин специального назначения и перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время данный метод должен быть доминирующим в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортных происшествий и административно-правовой   деятельности   подразделений   ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению ДПС. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем в наибольшей степени соответствует принципу неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Формы организации дорожно-патрульной службы:

Совокупность форм организации контроля дорожного движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные. К первой из них относятся:

1. Пеший патруль (пост).

2. Автомобильный патруль (автопатруль).

3. Мотоциклетный патруль (мотопатруль).

4. Патруль с применением вертолетов и других летательных аппаратов (воздушный патруль).

Вторую группу составляют:

1. Стационарный пост ГИБДД.

2. Контрольный пост полиции.

3. Контрольный полицейский пост.

4. Специальный пост ГИБДД.

5. Автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений.

Применение той или иной формы контроля и вида наряда определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.

Сфера безопасности дорожного движения, как никакая другая область административного управления, нуждается в детальной правовой регламентации и постоянном контроле, поскольку она охватывает массовую эксплуатацию источников повышенной опасности, к которым относятся все виды механических транспортных средств. Ежегодно подразделениями дорожно-патрульной службы проводятся тысячи разнообразных мероприятий по профилактике дорожно-транспортной аварийности, выявляются десятки миллионов нарушений правил дорожного движения и иных нормативов, регламентирующих безопасность транспортного процесса, налагаются штрафы на десятки миллионов рублей, около миллиона водителей лишаются прав управления транспортными средствами.

Осуществление контроля за действиями участников дорожного движения, техническим состоянием транспортных средств, дорог, дорожных сооружений и средств регулирования движения является всего лишь одним из способов сдерживания негативных последствий автомобилизации. Сфера безопасности дорожного движения затрагивает интересы всех без исключения юридических и физических лиц и требует приложения значительных ресурсов для создания условий правомерного поведения на улицах и дорогах. Явно выраженная экономическая природа многих проблем безопасности дорожного движения определяется объективной необходимостью удовлетворения непрерывно возрастающих транспортных потребностей современного общества и его стремлением максимально снизить возникающие при этом издержки – затраты на производство транспортных средств, строительство дорог и осуществление перевозок.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!