Организационная роль работника

Для достижения своих целей люди вынуждены объединяться. Вместе с тем любая совместная деятельность будет более эф­фективной, если для каждого члена общности определено:

- что он должен делать;

- за что он несет ответственность;

- кто контролирует его деятельность.

Ответ на три этих вопроса определяет организационную роль члена общности. В случае формальной организации организаци­онная роль совпадает с должностью, которую занимает работ­ник. Организационная роль задает содержательную сторону (фун­кции) деятельности работника и организационную сторону (права и обязанности, взаимосвязи с другими ролями) его деятельности.

Основными компонентами организационной роли явля­ются:

- содержание деятельности;

- требования к исполнителю;

- пространственно-временная ориентация;

- технология исполнения;

- условия исполнения роли.

Содержание деятельности — это действия, которые должен совершать человек, исполняя свою организационную роль. Опи­сание содержания деятельности должно включать в себя:

1) выполняемые управленческие или производственные опе­рации и методы их выполнения;

2) должностные и информационные связи данной организаци­онной роли с другими организационными ролями;

3) технические средства, необходимые для выполнения на­званных операций;

4) ожидаемые результаты исполнения организационной роли (изделие, услуга, документ, решение).

Требования к исполнителю организационной роли включают в себя такие человеческие качества, как способности, образова­ние, профессиональные компетенции, здоровье, темперамент, черты характера и другие индивидуальные качества. Определя­ются требуемые качества исходя из следующих параметров организационной роли:

- источников информации, важных для исполнения роли;

- характеристики обрабатываемой при исполнении роли инфор­мации (ее определенность и структурированность) и характерис­тики принимаемых решений;

- физических действий, требуемых для исполнения роли;

- характера межличностных отношений, которые необходимо устанавливать для успешного исполнения роли;

- характера реакции человека на условия работы.

Пространственно-временная ориентация роли определя­ет степень свободы исполнителя при принятии им решений о мес­те и времени начала и окончания работы. Например, бухгалтер на предприятии имеет достаточно малую степень такой свободы, поскольку его рабочий день начинается в установленное время, к которому он должен находиться на своем рабочем месте. В то же время работник службы маркетинга имеет достаточно боль­шую степень такой свободы. Его работа включает в себя актив­ные контакты за пределами физического расположения организа­ции и во время, удобное для клиента.

Технология исполнения определяет степень свободы чело­века при выборе им средств (методов и инструментов), с помо­щью которых он будет выполнять свою работу. Она может быть

запрограммированной, когда работник должен выполнять строго определенные действия с помощью заданных средств (например, работа бухгалтера), или незапрограммированной, когда работник обладает достаточно большой свободой в выборе средств и ме­тодов работы (например, труд дизайнера).

Условия исполнения роли представляют собой характерис­тики комфортности деятельности. При этом можно говорить о комфорте физическом, социальном и психологическом. Физичес­кий комфорт определяется физическими параметрами рабочего места, такими как температура, влажность, уровень шума и ос­вещения, конструктивные особенности оборудования, на котором работает человек, удобство размещения этого оборудования на рабочем месте и т. п. Социальный комфорт определяется суще­ствующим отношением в обществе к профессии (специальности) человека и организации, в которой он работает. Психологический комфорт определяется социально-психологическим климатом, сложившимся в коллективе, балансом полномочий и ответствен­ности организационной роли, оценкой человеком разумности полу­чаемых от руководства указаний.

Основными параметрами организационной роли, которые опре­деляются содержанием названных выше компонентов (рис. 8.1), являются масштаб, сложность и отношения с другими ролями.

Масштаб является количественной характеристикой роли и определяется количеством видов задач или операций, выполняе­мых исполнителем роли.

Сложность исполнения является качественной характерис­тикой роли и определяется требованиями к квалификации испол­нителя, мерой ответственности исполнителя за жизнедеятель­ность организации и значимостью ошибок исполнителя для жиз­недеятельности организации.

Различие масштабов и сложности позволяют отличать одну роль от другой и определять соотношение окладов их исполните­лей. Для этой цели может использоваться силовое поле оценки организационных ролей (рис. 8.2). Количество градаций на сило-вых линиях этого поля теоретически может быть любым. Однако следует учитывать два момента: 1) если количество градаций Меньше четырех, то становится сложно отличить одну роль от Яругой; 2) человеку сложно оценивать что-либо более чем по 8°сьмизначной шкале.

Поэтому количество градаций по осям колеблется от четырех

до восьми. Если в организации много уровней управления с раз­личной оплатой труда, то можно сначала определить различия в уровнях управления, а затем - различия в работниках каждого уровня.

Отношения с другими ролями характеризует количество и содержание контактов между исполнителями ролей и является основой для формирования организационной структуры предприя­тия. Эти отношения являются производной от норм управляемос­ти и организационной культуры и определяют взаимосвязи ролей в организации.

Можно выделить четыре вида взаимозависимостей ролей, складывающихся при решении одной и той же задачи:

1) отсутствующую;

2) последовательную;

3) связанную;

4) групповую.

Отсутствующая взаимозависимость имеет место в том слу­чае, если исполнители разных ролей при решении одной задачи практически не взаимодействуют друг с другом. Например, не­сколько машинисток печатают разные разделы одного отчета.

Последовательная взаимозависимость означает, что исполни­тель одной роли может приступить к работе только после того, как исполнитель другой роли свою работу закончил. Например, руководитель отдела может приступить к формированию общего отчета только после того, как каждая из машинисток подготови­ла порученный ей раздел.

Связанная взаимозависимость имеет место в том случае, если окончание работы одного исполнителя означает начало ра­боты другого и наоборот. Например, руководитель и его секре­тарь вместе готовят какой-либо документ, при этом секретарь печатает, руководитель читает, корректирует, а секретарь снова печатает.

Групповая взаимозависимость имеет место при высокой сте­пени неопределенности в работе, когда возникает необходимость в принятии групповых решений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!