Определение скорости движения транспортных средств в ДТП

Сущность данного эксперимента заключается в зрительном восприятии движущегося транспортного средства (либо придорожной обстановки при нахождении лица в транспортном средстве) лицом, определяющим его скорость и ее фиксации с помощью различных приемов. По указанию лица, определяющего скорость, транспортное средство увеличивает либо снижает скорость движения до достижения той, с которой, по мнению очевидца, двигалось транспортное средство при совершении ДТП.

Для руководства действиями водителя в ходе эксперимента до его начала можно разработать ряд сигналов жестами или светом, с помощью которых водитель будет получать информацию о необходимости увеличить либо снизить скорость, либо двигаться с определенной скоростью. С той же целью при производстве эксперимента можно использовать носимые радиостанции, что позволит более оперативно провести эксперимент.

Эксперименты данного вида необходимо проводить на месте совершения ДТП, при тех же погодных и световых условиях, поскольку в зависимости от них, скорость движения транспортного средства может восприниматься по-разному, при несоответствии этих условий эксперимента условиям происшествия, как  правило, возникают ошибки в ее определении. При проведении эксперимента в темное время суток, необходимо добиваться, чтобы расположение и яркость внешних осветительных приборов, а также осветительных приборов транспортного средства, соответствовали тем параметрам, которые имели место в момент ДТП.

При проведении эксперимента данного вида желательно использовать транспортное средство, которое совершило данное ДТП, поскольку у различных машин даже одной и той же марки, при одинаковых сроках эксплуатации на одной и той же скорости движения будет не одинакова величина шума двигателя, подвески, детали кузова, что также влияет на объективность показаний участников эксперимента. Если это невозможно из-за существенных повреждений или по иным причинам, для эксперимента подбирается транспортное средств той же марки, окраски и с таким же пробегом, как и у транспортного средства, совершившего ДТП. Техническое состояние автомашины, выбранной для эксперимента, срок ее службы, условия эксплуатации должны совпадать с данными параметрами машины, которую она должна имитировать в ходе эксперимента. Это необходимо потому, что определенная степень изношенности узлов и деталей транспортного средства, полученная при различных условиях эксплуатации, влияют на величину шума, издаваемого при движении. Шум же зачастую служит одним из критериев оценки скорости движения транспортного средства (особенно в темное время суток лицами, находящимися внутри машины) и влияет на достоверность экспериментального определения скорости.

Для определения скорости движения машины лицами, находящимися в ней, проще всего использовать спидометр данной машины. Этот способ достаточно точный и наиболее простой, не требует применения каких- либо дополнительных приборов и приспособлений. При определении скорости движения таким способом, лицо, определяющее ее, должно занять в автомашине именно то место, на котором оно находилось во время происшествия. Кроме него в машине должны находиться следователь, понятые и водитель. Если это легковая машина или мотоцикл, понятые могут участвовать в эксперименте поочередно, а следователь может находиться вне транспортного средства, фиксируя устанавливаемую скорость по данным, сообщаемым ему понятым, сообщив затем результаты эксперимента.

После того, как будет установлено соответствие условий эксперимента условиям происшествия, нужно переходить к его проведению.

Водителю предлагается вести транспортное средство с постоянно нарастающей скоростью, а спидометр машины закрывается от лица, определяющего скорость. Данному лицу предлагается подать сигнал участникам эксперимента в момент, когда машина достигнет той же скорости, которая была у нее в момент ДТП, а водителю предлагается в момент подачи этого сигнала прекратить наращивание скорости и вести машину с достигнутой скоростью. В момент подачи им такого сигнала спидометр машины открывается и все участники эксперимента по спидометру фиксируют скорость движения машины в этот момент. Такой эксперимент повторяется с каждым из участников 3–4 раза для того, чтобы убедиться в стабильности полученных результатов и достоверности показаний свидетеля. Ход эксперимента и его результат фиксируется в протоколе следственного эксперимента, в котором должно быть указано сколько именно раз проводился эксперимент с каждым конкретным лицом и каковы были его результаты.

В случаях, когда при повторе эксперимента в показаниях лица, определяющего скорость, появляются расхождения, это фиксируется в протоколе эксперимента и окончательно скорость движения определяется, как наименьшая и наибольшая ее величины, определенные в ходе эксперимента. Например, если при экспериментальном определении скорости движения некто А в первом случае определил ее, как равную 40 км/ч, во         втором – 42 км/ч, в третьем – 40 км/ч и в четвертом – 45 км/ч, то при составлении протокола это отражается в его описательной части, а в резолютивной указывается, что при проведении следственного эксперимента со свидетелем А установлено, что скорость движения транспортного средства перед совершением ДТП была равна 40–45 км/ч.

При определении таким способом скорости движения водителем, совершившим ДТП, оно проводится также, но спидометр в этом случае должен быть закрыт от самого водителя и открывается в тот момент, когда водитель заявит о том, что ведет машину с той же скоростью, что и перед ДТП.

Ход и результаты экспериментов данного вида фиксируются в протоколах следственных экспериментов, т. к. такой эксперимент не требует составления каких- либо схем или фотосъемки. В протоколе должно быть подробно отражено, какое именно транспортное средство использовалось при эксперименте, его марка, цвет, госномер, пробег, фамилия и инициалы водителя, а также кому принадлежит транспортное средство. Указывается, где и в какое время проводится эксперимент, в какой последовательности проводились те или иные действия и т. п. В том же случае, когда скорость движения определяется несколькими лицами, находящимися в различных частях его кузова (на разных сиденьях салона, в кузове, в кабине и т. п.), желательно составить схему, на которой необходимо указать, кто из участников эксперимента на каких сиденьях находился при его проведении. При этом может быть составлена одна общая схема. Однако, как и при производстве других экспериментов, эксперименты данного вида должны проводиться отдельно с каждым из его участников.

При определении скорости движения транспортного средства с помощью секундомера это делается также, как и при определении скорости пешехода, с той лишь разницей, что для ее определения берется участок проезжей части у места ДТП длиной от 100 до 1000 метров. После установления очевидцем скорости движения машины, она несколько раз с указанной скоростью преодолевает этот контрольный участок с установленной скоростью. Время, которое затрачивается на это, засекается с помощью секундомера. Данный способ может быть использован в тех случаях, когда нет возможности использовать автомашину с исправным спидометром, а также в случаях, когда возникают сомнения в правильности показаний спидометра машины и отсутствии радарной установки или скоростемера типа «Барьер».

Контрольное торможение

Используются: секундомер, рулетка, мел, вешки. Применяется для определения эффективности действий рабочей тормозной системы ТС, а также при исправном тормозе для определения замедления на месте ДТП в особых дорожных условиях (панель, талый снег, грязный или мокрый асфальт, грунтовая дорога).

Перед контрольным торможением проводится сверка показаний спидометра ТС с фактической скоростью движения, на участке длиной 100 м., при уже двигающемся автомобиле до отметки старт, от этой отметки начинается  отсчет времени до отметки финиш. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.

Экперимент на эффективность действия тормозной системы проводится на сухом ровном асфальтированном участке дороги при скорости перед началом торможения – 40 км/ ч. Длина следа юза замеряется до задних колес. Для определения величины замедления на участке, где произошло ДТП, можно использовать другой исправный автомобиль.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!