Определение скорости движения пешехода

Для установления скорости движения пешехода необходимо допросить по этому вопросу не только водителя автомашины, но и очевидцев. При этом подробно отразить, как именно двигался пешеход по отношению к движущемуся транспорту: справа налево или наоборот; под каким углом он пересекал проезжую часть и как именно двигался- медленно или быстро шел, медленно или быстро бежал, останавливался ли в процессе движения и т. п. Кроме того, у всех допрашиваемых необходимо выяснить, смогут ли они определить скорость движения пешехода экспериментально.

При определении лиц, с которыми будет проводиться эксперимент, необходимо учитывать, кто из них и что может уточнить по данному вопросу, их расположение у места происшествия, наличие возможности наблюдать те или иные события, как у самого места происшествия, так и на прилегающих к нему участках. При этом необходимо избегать необоснованного сокращения числа лиц, участвующих в производстве эксперимента и неоправданного увеличения их количества.

В процессе подготовки к данному эксперименту решается вопрос о том, кто будет имитировать движение потерпевшего. Этот вопрос возникает во всех случаях, когда при ДТП потерпевший погибает или получает травмы, исключающие возможность его непосредственного участия в эксперименте. Исполнитель роли пешехода должен подбираться так, чтобы быть одного возраста, роста, комплекции с потерпевшим, а также должен быть одет в одежду по внешнему виду похожую на одежду потерпевшего.  Когда эксперимент производится с очевидцами, наблюдавшими пешехода в незначительный отрезок времени, не успевшими достаточно хорошо разглядеть его и определить его возраст, возраст потерпевшего и соответствие ему возраста лица, имитирующего потерпевшего в процессе эксперимента, значения не имеет. В таком случае необходимо лишь, чтобы рост, комплекция и одежда этого человека соответствовали росту, комплекции и одежде потерпевшего, т. к. восприятие движущегося человека и скорости его движения может изменяться в зависимости от изменения этих параметров. Кроме того, на восприятие события и точность воспроизведения тех или иных действий могут значительно влиять особенности ландшафта, строений, расположение дорожных знаков и указателей и т. п., что обуславливает необходимость проведения следственного эксперимента данного вида именно на месте происшествия. Когда это по тем или иным причинам невозможно, для проведения такого эксперимента необходимо выбрать участки улиц (дорог) одинаковые или в достаточной степени похожие по указанным параметрам.

Для надлежащей фиксации хода и результата эксперимента заранее подготовить необходимые технические средства. Заранее составить масштабную схему места происшествия с указанием на ней расположения лиц, по показаниям которых будет определяться скорость движения пешехода, место на котором данный свидетель увидел потерпевшего и место, на котором он перестал быть ему виден, либо место наезда на него. Для удобства и сокращения времени проведения эксперимента необходимо заранее заготовить несколько масштабных схем с указанием на них всех неподвижных объектов, так или иначе влияющих на видимость места происшествия и позволяющих произвести привязку иных объектов, в т. ч. и участников эксперимента, к данному месту. Подготовка таких схем желательна при производстве практически всех видов экспериментов по делам о ДТП. При их составлении используются выкопировки с планшетов по населенным пунктам, а также результаты, полученные при осмотре места  происшествия. На выкопировках должны быть указаны в масштабе не только ширина проезжей части и тротуаров, габариты и расположение строений и иных инженерных сооружений, но и величина уклона проезжей части, что в дальнейшем может потребоваться для производства автотехнической экспертизы.

При производстве таких экспериментов обычно требуется рулетка для измерения расстояний, секундомер и фотоаппарат для фиксации хода и результатов эксперимента.

После прибытия участников эксперимента к месту происшествия лицу, по показаниям которого будет определяться скорость движения потерпевшего, предлагается занять то место, с которого он наблюдал ДТП. Это место и расположение на нем очевидца фиксируется на схеме и в протоколе следственного эксперимента, а также с помощью фотосъемки, привязывается к неподвижным объектам. Затем по его показаниям устанавливается путь, по которому двигался потерпевший перед происшествием, что также фиксируется вышеуказанным образом. При этом расстояние, которое преодолел пешеход в поле зрения данного свидетеля, измеряется рулеткой. После этого лицу, имитирующему потерпевшего, предлагается несколько раз с различной скоростью пройти или пробежать по указанному пути. При этом свидетель, по показаниям которого определяется скорость движения пешехода, уточняет, какая именно скорость более всего соответствует той, с которой двигался потерпевший перед ДТП. С учетом его показаний необходимо добиться того, чтобы скорость движения пешехода при эксперименте соответствовала той, с которой он двигался при ДТП. По достижению этого, лицу, имитирующему потерпевшего, предлагается несколько раз преодолеть данный отрезок пути и каждый раз секундомером фиксируется время, за которое он это расстояние преодолевает. Эксперимент проводится не менее 3–4 раз, чтобы убедиться в стабильности полученных результатов.

Фотосъемку в процессе эксперимента проводят с того места, на котором находится лицо, определяющее скорость движения пешехода. При этом объектив фотоаппарата должен располагаться на уровне глаз данного участника эксперимента и делается не менее трех снимков: первый – в момент нахождения пешехода в точке, где его первоначально увидел данный свидетель или в том месте, откуда он начал движение; второй – в момент, когда пешеход находится примерно в середине пути; третий – в конечной его точке. Кроме того, необходимо сделать и обзорный снимок места происшествия, на котором было бы видно место, где находится данный свидетель, начальная и конечная точка пути потерпевшего. Наличие таких снимков позволит более наглядно представить то, как этот путь был виден данному свидетелю.

При применении в процессе такого эксперимента видеозаписи или киносъемки весь ход его снимается на пленку с соблюдением тех же правил, что и при фотосъемке. Кроме того, при производстве видеозаписи желательно дублировать ее с помощью фотосъемки, т. к. это позволяет более качественно закрепить полученные экспериментальным путем результаты и позволяет более наглядно использовать их в качестве доказательств.

С каждым из очевидцев эксперимент проводится отдельно. Это не исключает составления одного большого протокола, однако в нем должна быть произведена запись, что каждый из очевидцев согласен, чтобы эксперимент проводился в присутствии других. Кроме того, по тактическим соображениям (о чем говорилось выше) с каждым из участников эксперимента могут быть составлены отдельные протоколы с соответствующими приложениями к ним (схемы, фототаблицы и т.п.).

После составления протокола (протоколов) эксперимента, схем, фототаблиц, просмотра видеозаписи или киносъемки результаты эксперимента оцениваются и сопоставляются. При этом может быть составлена сводная схема, позволяющая определить расположение всех очевидцев у места происшествия, оценить совпадение или расхождение их показаний о пути движения потерпевшего, месте наезда на него.

Как правило, экспериментально полученные данные о скорости движения потерпевшего отличаются от первоначальных показаний очевидцев, в связи с чем, после производства экспериментов их необходимо дополнительно допросить о том, когда ими были даны более точные показания о скорости движения потерпевшего: при первоначальном допросе или при производстве эксперимента и чем это обусловлено.

При наличии противоречий в показаниях нескольких лиц между ними проводятся очные ставки, а также может быть проведен повторный эксперимент с одновременным участием в нем этих лиц. При производстве такого эксперимента, являющегося по сути очной ставкой на месте происшествия, могут быть уточнены показания свидетелей и выявлены причины, повлиявшие на дачу ими противоречивых показаний.

В процессе рассматриваемого эксперимента определяется время, за которое пешеход преодолевает то или иное расстояние. При этом полученные данные выражаются в метрах в секунду, что и записывается в протокол эксперимента.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!