Определение и классификация организаций и групп
Любая организация состоит из групп людей. Поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения, которое определяется так: совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.
В управленческой психологии интерес к группам и их влиянию на жизнь индивида связан с упоминавшимся во второй главе Хо-уторнским экспериментом Э. Мэйо. Исследование Мэйо было сугубо прикладным, — его заказало руководство «Western Electric» для того, чтобы найти способы повысить производительность труда. Во время эксперимента в рабочий процесс вносились то одни, то другие изменения. Они по-разному влияли на производительность труда, но когда по условиям этого многолетнего эксперимента все нововведения были отменены, производительность труда все равно осталась выше изначальной. Этот парадоксальный факт невозможно было объяснить чисто технологическими причинами. Мэйо предположил, что имеет дело с новым фактором, влияющим на производственную деятельность. В конечном итоге стало ясно, что речь идет о потребности ощущать себя причастным к какой-либо группе: сам факт проведения эксперимента, внимание к условиям труда работников привели к их большей «включенности» в процесс, осознанию роли в жизни коллектива и, в конечном счете, к росту производительности труда. Кроме того, в ходе эксперимента выявилось существование наряду с формальной еще и неформальной структуры в рабочих бригадах, особых отношений между работниками, не определенных напрямую их местом в производственном процессе. Все это привело к всплеску интереса в изучении группового поведения в организациях. Различные концепции «человеческих отношений» стали сегодня обязательной составной частью программ западных бизнес-школ.
Организация — это группа, состоящая из двух или более человек, взаимодействующих и зависящих друг от друга, объединившихся для достижения общих целей. Таким образом, группа — это более широкое понятие, чем организация: каждая организация может быть рассмотрена как группа, но не каждая группа представляет собой организацию: группа людей, стоящих на остановке в ожидании автобуса, организацией, конечно, являться не будет. Две черты отличают организации от других видов социальных групп: во-первых, организации — это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей, во-вторых, организациями являются такие группы, для которых характерны внутренняя структура, порядок, определенные правила поведения. Различают формальные и неформальные организации.
Формальная организация представляет собой группу людей, определенным образом структурированную и обладающую специальными документами (например, уставом, свидетельством о регистрации), в которых указаны ее цели и прописан юридический статус. Такая организация «оформлена» в соответствии с действующим законодательством. В формальной организации поведение каждого ее члена определяется его должностными обязанностями и направлено на достижение общих целей.
Неформальная организация — это группа, которая, в отличие от формальной организации, не имеет ни определенной структуры, ни документа, удостоверяющего ее существование. Большая часть таких групп обычно формируется в служебной среде, они появляются для удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например, для- общения или демонстрации личных профессиональных достижений. Так, трое служащих из различных отделов, которые всегда вместе обедают и при этом беседуют на различные интересующие их темы, — пример неформальной группы.
Можно предложить следующую классификацию групп:
- управляемые группы;
- целевые группы;
- группы по интересам;
- дружеские группы.
Управляемые и целевые группы относятся к формальным организациям, а вот группы по интересам и дружеские коллективы — это скорее примеры неформальных организаций.
Управляемая группа состоит из менеджера и тех подчиненных, которые отчитываются за проделанную работу непосредственно перед ним. Так, например, директор цщолы и 12 учителей, которые там преподают, — это управляемая группа. К этому же типу относится группа старшего ревизора на железной дороге и его помощника.
Целевая группа также организационно оформлена, она представляет собой объединение людей, которые совместно трудятся для достижения какой-либо общей рабочей цели. Однако целевая группа объединяет не только ближайшее иерархическое окружение, она может затрагивать и другие взаимоотношения. Так, например, специалист аналитического отдела корпорации при возникновении проблемы обращается не только к коллегам или руководителю отдела, но и к знакомому юристу, работающему в корпорации, опытному снабженцу, секретарю начальника департамента и другим лицам, которые, как он считает, могут оказать помощь. В свою очередь, он и сам готов оказать помощь и содействие этим людям. Объединение всех этих людей и будет составлять целевую группу. Все управляемые группы — это одновременно и целевые группы; их члены трудятся для достижения конкретных целей. На рис. 3 управляемые группы показаны кругом 1, а целевые — кругом 2.
Группа по интересам создается в том случае, если у двух или более человек рабочие интересы совпадают. Так, например, служащие, которые хотят изменить свой график отпусков, — это группа по интересам. Такую группу будут составлять и люди, желающие поддержать уволенного сослуживца. Рабочие, выступающие за улучшение условий труда, — это также объединение, у которого есть общий интерес.
Дружеские группы формируются на основе сходства характеров, образа мыслей, внепроизводственных интересов и т. д. Эти объединения зачастую выходят за пределы организации, они могут складываться на основе одинаковых этических принципов, могут объединять рабочих одного возраста или, например, фанатов футбольного клуба. Такие группы могут формироваться и из тех, чьи политические взгляды совпадают. Как правило, и группы по интересам, и дружеские группы являются неформальными.
Неформальные группы возникают для удовлетворения социальных потребностей работников. Люди тянутся к общению, вот почему служащие часто вместе играют в футбол или едут домой с работы, вместе обедают и во время перерывов совместно пьют чай. Важно помнить, что такие группы хотя и не являются формальными, но оказывают большое влияние на поведение работников в организации.
Трудно выделить единственную причину, которая объясняла бы, зачем люди объединяются в такие неформальные группы. Очевидно, что разные группы приносят разную удовлетворенность своим членам, вот почему один человек зачастую может входить в несколько разных неформальных объединений.