Определение этики

Существует достаточно много определений слова «эти­ка» , которое происходит от греческого ethos, что означа­ет «характер». В некоторых словарях этика определяет­ся как «дисциплина, занимающаяся определением того, что такое хорошо и что такое плохо, а также моральным долгом и обязанностями». Эрнест Хемингуэй выразил эту мысль несколько проще. В романе «Смерть после полуд­ня» герой говорит: «Морально то, от чего ты потом себя хорошо чувствуешь, и не морально то, отчего ты потом чувствуешь себя плохо».

В российских словарях также приведены определения этики. Например:

1. Этика — философская наука, объектом которой яв­ляется мораль, нравственность как форма общественного

сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятель­ности человека, специфическое явление общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе человече­ских отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает природу и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему (Философский энциклопедический словарь. С. 776).

2. Система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональ­ной группы (Словарь иностранных слов. С. 608).

В зарубежной литературе по менеджменту этика оп­ределяется как собирательный термин описания прин­ципов личного поведения. Поскольку это принципы, они должны быть универсально применимы, а также устанав­ливать нормы, с которыми можно сравнивать поведение любого человека. Кроме того, им можно обучать, помогая тем самым установить по всей стране общие нормы лич­ного поведения.

В основном этика больше связана с хорошим, чем с плохим. Наш моральный кодекс дает нам внутренний го­лос, подсказывающий, что следует делать другим людям. На самом деле наши этические нормы — это больше наши стремления, чем поведение. Мы не столько озабочены тем, чтобы люди поступали правильно, сколько тем, что­бы они знали, как поступать правильно.

С точки зрения менеджера в организации, этика мо­жет пониматься как правила или нормы, определяющие моральное поведение членов организации или представи­телей руководства. Для индивидов или организаций воп­росы этики имеют непосредственное отношение к реаль­ной жизни. Они не находятся в башне из слоновой кости. Они пытаются собрать, понять и научно связать причины и намерения, характеризующие наши действия.

Мы хотим знать, чего можно ожидать от организаций, других индивидов и нас самих. По этой причине мы требуем определенной организационной политики и последо­вательности в поведении индивида. Этика позволяет нам воспользоваться удовольствием стандартизации наших ожиданий.

Можно сказать, что этика — это попытка научно объ­яснить то, что в действительности является искусством — искусством правильной жизни. Каждое искусство имело свои традиционные правила и приемы, которые выводи­лись не столько разумом, сколько внутренним чувством и догматически передавались начинающим, причем часто как святые тайны. Это в значительной степени характер­но и для искусства правильной жизни: его кодексы скорее передавались, чем объяснялись; любой человек сильно рискует, когда пытается поставить на первое место логи­ческую систему.

Понятия этики непросты. Они не подходят под точ­ные ситуации учебников и не представляют собой выбора очевидного, четко выраженного хорошего против четко выраженного плохого. Это могут сделать все. Трудность этических заключений в том, что альтернативы очень часто равнозначны или же они представляют выбор мень­шего из двух зол. Некоторые способы ведения военных действий общепризнанны неэтичными. Запрещено, на­пример, применение отравляющих газов и водородных бомб, потому что нельзя контролировать действие пора­жающих факторов этого оружия после его применения. Мы можем соглашаться или не соглашаться с пулями, но ядерное оружие, безусловно, находится по ту сторону международной границы этики. Кроме того, некоторые порочные действия управления (такие, как ложь, обман, мошенничество) могут приносить нам определенные пре­имущества. И все-таки мы понимаем, что если так будут вести игру все, то воцарится хаос. Поэтому вырабатыва­ются этические нормы и политика «никакой лжи, ника­кого обмана».

В целом феномен этического действия прекрасно про­является в упрощенном виде на боксерском ринге: оба спортсмена захвачены борьбой, напрягают каждый мус­кул, чтобы взять верх над соперником. Нанося серии ударов, они никогда не бьют ниже пояса. Почему? Этика! Должны существовать нормы. В конечном счете, без уста­новленных норм не было бы вообще бокса. Это верно и для деловых и для межличностных отношений. Без этики не будет никакой совместной работы.

Сегодня управляющие должны считаться с интересами многих институтов общества. Акционеры, наемные ра­ботники, поставщики, потребители, государство, общест­во в целом — все требуют внимания и заинтересованности со стороны нынешнего управляющего. Интересы многих компаний простираются за пределы национальных гра­ниц. В результате управляющим приходится иметь дело с вопросами этики, морали, экономики и культуры в раз­личных обстоятельствах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!