Олигополия

«Олиго» в переводе с греческого означает «мало». Следовательно, олигополией называется такой рынок, на котором торгуют сравнительно мало продавцов. При этом товары могут быть схожими, однородными, а могут быть и несхожими, дифференцированными.

Главная причина возникновения олигополий связана с эффектом экономии от масштаба. Где достаточно эффективное производство возможно при небольшом числе крупных производителей, там и возникает олигополия. Экономия от масштаба создает также барьеры входа, препятствующие притоку потенциальных конкурентов в отрасль и, следовательно, сохраняет прибыльные олигополистические рыночные структуры.

Олигополия отличается от рынка чистой монополии тем, что в отрасли присутствуют две или несколько конкурирую­щих фирм.

Отличие олигополистического рынка от совершенно конкурентного рынка  состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимо­сти от динамики спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то проме­жутки времени и на значительную величину.

Олигополия – тип рынка, где решения по поводу цены принимаются с учетом реакции конкурентов. Поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдает­ся монополистическая конкуренция.

В отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонном кривой спроса и издержками производства, но и действиями конкурентов. Любые действия в условиях олигополии будут вызывать ответную реакцию конкурентов. Например, фирма может снизить цену на свой продукт, рассчитывая расширить предложение. Но в рамках данного рыночного спроса снижение цены продукта фирмы приведет к сокращению спроса на продукт конкурирующих фирм. Стремясь сохранить свою долю на рынке, конкуренты вынуждены будут ответить адекватным снижением цены. В результате ценовой войны положение всех фирм будет ухудшаться. Понимая это, фирмы становятся заинтересованными в координации своих действий. Цель такой координации – максимизация общей отраслевой прибыли.

Стремление к максимизации общей прибыли отрасли может быть реализована посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они выступали как единственный на рынке монополист. Такой сговор может быть явным и неявным. Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами, когда они открыто договариваются о ценах, о рынках сбыта, об объемах выпуска. Поскольку явные соглашения между частными фирмами, в большинстве стран, обычно преследуются антимонопольным законодательством, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству – к молчаливому сговору, основанному на взаимопонимании без слов.

Одной из форм молчаливого сговора является так называемое ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной  из фирм  (ценовому лидеру), отводится роль в установлении отраслевых цен. Как правило это фирма, которая обладает стратегическими преимуществами перед своими конкурентами, например, такими как  издержки производства,  технический уровень производства  или качество производимого товара. Другие фирмы подстраиваются под цены которые объявит фирма-лидер. В отраслях, имеющих ценовых лидеров, цены имеют тенденцию сохраняться на постоянном уровне в течение относительно длительных периодов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!