Ограниченность рыночного механизма и необходимость государственного регулирования

ПЛАН

1. Сущность рыночных отношений. Функции и проблемы рыночного механизма.
2. Государственное регулирование рыночных отношений и его необходимость.

Список литературы

1. Сущность рыночных отношений. Функции и проблемы рыночного механизма.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок - панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны.
В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Рыночные отношения покоятся на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный (частный) интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец - максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.
В результате в ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный и массовый характер, такие оценки достаточны устойчивы. На больших рынках цены по каждому виду товару имеют тенденцию быстро выравниваться. В итоге рынок функционирует на основе обмена эквивалентов. Продавец передает покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.
Рыночные связи или отношения существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу. Это может произойти при административном распределении товаров или ресурсов производства, территориальном ограничении торговли, подрыве механизма конкуренции.
В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объемы и структуры производства. Эта изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объем и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объема проданных товаров и услуг.
Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт, не нашедший покупателя. Перестает производиться, а тот, который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготовляться в большем объеме. Это означает, что экономика, меняющая параметры в зависимости от результатов товарно-денежного обмена, постоянно корректирует свои пропорции, осуществляя тем самым саморегуляцию.
Очень часто под рынком понимается более широкое понятие - рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.
В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавливаются не централизованно, а на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной экономике вызывают последующее приспособление производства к общественным потребностям и определяют специфику новой структуры производства.
Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее административной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.
Для более полного понимания сущности рынка и его механизмов в экономической теории вводится понятие свободного, или совершенно конкурентного, рынка. Это некоторая идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена. Существует ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентного) рынка:
1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью или прекратить ее. Каждый потребитель имеет право купить все необходимые ему товары, опираясь при этом на свой доход.
2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Для эффективного функционирования рыночной системы необходима мобильность ресурсов, так как необходимо постоянное движение ресурсов из отраслей менее эффективных в отрасли более эффективные, с рынков уменьшающегося спроса на рынки увеличивающегося спроса и т.д.
3. Наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о предложении и спросе, о нормах прибыли, ценах и т.д.). Наличие полной рыночной информации о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технологиях производства позволяет участнику рыночных отношений сделать правильный выбор между несколькими вариантами рыночного поведения: в какую из отраслей выгоднее вкладывать деньги, купить или продать акции и т.д..
4. Абсолютная однородность одноименных продуктов, отсутствие товарных марок и т.п. Наличие товарных марок, лейблов в т.п. ставит продавца в привилегированное положение, мешает входу на рынок новых производителей, поэтому для совершенно конкурентного рынка применение подобных специальных знаков отличия товаров какой-либо фирмы-производителя от других товаров и фирм является неприемлемым.
5. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на других участников рынка.
В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию. Так, для начала собственного предпринимательства необходим первоначальный капитал, который в некоторых отраслях экономики очень значителен. Это затрудняет свободный вход новых производителей в отрасль. Существуют также и другие ограничения - это могут быть трудности официального оформления вновь созданного предприятия, сложности в получении лицензии и т.п. Наличие объективной и полной коммерческой информации также не является аксиомой рыночной экономики, быстрота и точность получаемой информации во многом зависит от развития инфраструктуры рынка, а также существующей правовой базы рыночных отношений. Но, несмотря на все эти ограничения свободной конкуренции, можно все же отметить, что современное рыночное хозяйство стремится к экономике свободного рынка, пожалуй, по всем признакам, кроме однородности предлагаемых к продаже продуктов и отсутствия торговых марок на них. В действительности торговые марки служат определенным знаком качества товара и охраняются законом от подделок, гарантируя таким образом потребителю надежность товара, а производителю - защиту от подделок.
Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отметить несовершенства рынка.
1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой. Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено, выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.
2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону, систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и только оно может обеспечить их удовлетворение.
3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.
4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.
5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.
Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой самого рыночного механизма.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

2. Государственное регулирование рыночных отношений и его необходимость.

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.
Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.
Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п.
Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.
Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос в совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.
Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа", не вмешиваясь в экономические процессы.
Заметим, что обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным Хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.
Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона, "управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой". Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынкам и строго централизованным планово-государственным управлением.
Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по сферам действия рывка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.
Всякая эйфория рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства в целом. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.
В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов - это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.
Таким образом, модель рыночной организации хозяйства не считается идеальной. Любое описание рыночной организации служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.
Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики было и остается личный доход, В этом смысле рыночная организация хозяйства оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов. Однако она способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:
- законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;
- защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
- гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
- использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
- осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
- поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт. Охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.).

Список литературы

1. Зейдель Х. , Темнен Р.  Основы учения об экономике. М.: «Дело ЛТД»,1994.
2. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.
3. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: «Фордика»,  1992.
4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита» – Пресс,1997.
5. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
6. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия // Вопросы экономики. 1993. №11. С. 34 – 56.
7. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
8. Рузавин Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
9. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
10. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.

(15.1 KiB, 35 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!