Обязательственное право по Русской Правде
Основными способами установления обязательств были заключение договора или причинение вреда (деликт). Лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывалось совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде еще не существовало отличия гражданско-правового деликта от уголовно-правового. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекли ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12—13 Краткой Правды).
Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя еще не существует ни термина «договор», ни определения его понятия. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникали юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы.
Поначалу договоры заключались, как правило, в устной форме, с соблюдением символических обрядов (магарыч, рукобитье) и обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.
Договор мены — один из самых древних. Из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было недостаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь.
Весьма распространен был договор займа. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и другие вещи. Заем на сумму более трех гривен заключался с обязательным присутствием свидетелей. Заем на меньшую сумму свидетелей не требовал и мог быть подтвержден клятвой кредитора. Русская Правда знает несколько видов займа:
1) простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резом (с занятых денег), наставим (с меда), при-сопом (с жита). Проценты делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся 20%, третные и месячные были еще выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств вели к потере свободы;
2) торговый заем или заем, совершаемый между купцами. Он заключался в упрощенной форме, не требовал свидетелей и мог быть подтвержден клятвой. Если товар погибал в результате несчастного случая (кораблекрушение, пожар, действия неприятеля), должнику должны были предоставить рассрочку для выплаты долга. Но если неплатежеспособность была результатом небрежности или порочности (например, пьянства) должника, кредитор мог или предоставить отсрочку, или обратить взыскание на имущество и личность должника. Если имущества не хватало, должник был обязан отработать долг. При этом в первую очередь и в полном объеме удовлетворялись требования князя и иностранных кредиторов, требования местных кредиторов удовлетворялись пропорционально выданным средствам;
3) своеобразной формой займа было закупничество, или самозаклад, заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора. Он оформлял право заимодавца на личность должника вплоть до продажи неисправного должника в рабство.
Поклажа — передача вещей на хранение. Передача вещей на хранение могла совершаться без свидетелей. Русская Правда предполагала, что в случае обвинения хранителя в утаивании какой-то части вещей он очищался от него принятием присяги (клятвы).
Договор личного найма в Русской Правде упоминался только в отношении тиунства и ключничества и влек за собой право нанимателя на личность наемного работника, что в конечном счете приводило к холопству. Наем в услужение, по Русской Правде, не приводил к холопству только в случае, если это специально было оговорено в договоре.