Обязанности и права по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах. Порядок приема имущества (объектов) и особенности их охраны нарядами

В настоящее время основным нормативным документом МВД России, регламентирующим вопросы организации службы подразделений полиции вневедомственной охраны, обязанности должностных лиц, патрульно-постовых нарядов и групп задержания пунктов централизованной охраны (ГЗ ПЦО), является Наставление по организации деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденное приказом МВД РФ № 609 от 4 августа 2006 года.

Наставлением регулируется организация и основные направления деятельности строевых подразделений полиции (СПМ) вневедомственной охраны при органах внутренних дел России по охране объектов и имущества собственников на договорной основе.

Перед строевыми подразделениями вневедомственной охраны ставится цель:

- обеспечение охраны имущества собственников и объектов на договорной основе;

- более эффективное использование личного состава в борьбе с преступностью и охране общественного порядка;

- улучшение руководства нарядами полиции;

- повышение уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников.

Выполнение договорных обязательств строевые подразделения полиции вневедомственной охраны обеспечивают путем:

- оперативного реагирования нарядов полиции на срабатывание средств охранной и пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения;

- патрулирования охранных объектов или выставления на них постов;

- осуществления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях;

- сопровождения грузов и материальных ценностей.

Поставленные перед строевыми подразделениями полиции вневедомственной охраны задачи многообразны и в их выполнении большую роль играет ведомственное правовое регулирование различных сторон ее деятельности. Также разнообразны их решения и виды применяемых нарядов. Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды нарядов:

  1. Группа задержания пункта централизованной охраны (ГЗ ПЦО) – моторизованный наряд полиции, предназначенный для оперативного выезда и осмотра охраняемых объектов при срабатывании охранно-пожарной сигнализации, их блокирования и задержания преступников. В состав ГЗ ПЦО входят: старший группы задержания (полицейскому), полицейский ГЗ, полицейскому-водитель.
  2. Автопатруль (АП) – специальный наряд полиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концентрации охраняемых объектов, не подключенных к пультам централизованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечению попыток проникновения на них.
  3. Патрульная группа (ПГ) или патруль (П) – подвижной пеший наряд полиции, выполняющий задачи АП, но на меньшей территории. Обычно наряд состоит не менее чем из двух полицейскомуов, одиночное патрулирование допускается только полицейскомуом-кинологом с собакой.
  4. Пост охраны объектов (ПОО) – одиночный или парный наряд полиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ. Пост может быть как наружный, так и внутренний.
  5. Контрольно-пропускной пункт (КПП) – одиночный или парный наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территории охраняемого объекта.
  6. Караул (Кр) вооруженное подразделение полиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном от ношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории.
  7. Наряд полиции (НС) по сопровождению материальных ценностей – осуществляет охрану грузов при их транспортировке.
  8. Резерв (Р) – наряд полиции, предназначенный для решения задач по охране квартир и объектов при их перезакрытии и осложнении оперативной обстановки.

Дислокация маршрутов патрулирования, секторов (участков) ГЗ ПЦО, постов полиции разрабатывается управлениями (отделами, отделениями) вневедомственной охраны с учетом расположения охраняемых объектов, оборудования их средствами охранной сигнализации, подключения к пультам централизованного наблюдения, времени прибытия к ним по сигналам «Тревога» и включается в план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка горрайоргана внутренних дел.

Протяженность маршрутов патрулирования определяется временем, затрачиваемым на осмотр охраняемых объектов:

- при первом обходе (объезде) не свыше 1 часа 30 минут,

- последующие – 30–45 минут, с учетом своевременного прибытия к объекту при срабатывании средств охранно-пожарной сигнализации.

Подготовка, инструктаж нарядов строевых подразделений полиции и подведение итогов их служебной деятельности осуществляются в соответствии с требованиями Наставления по организации деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны и Устава патрульно-постовой службы полиции.

Основными формами несения службы являются служба на постах, в том числе с осуществлением пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях; реагирование нарядов полиции вневедомственной охраны на срабатывание ТСО, подключенных к ПЦН; несение службы в подвижных нарядах по охране имущества; патрулирование на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, катерах и служебных лошадях; пешее патрулирование. Также может применяться тот или иной метод, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и зависят от складывающейся на маршруте обстановки.

Контроль за несением службы нарядами является важнейшим звеном в системе мероприятий по укреплению исполнительской дисциплины и обеспечению постоянной высокой активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, а также средством обучения полицейскомуов на посту, маршруте.

Контроль за несением службы нарядами СПМ организуется в соответствии с требованиями Наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.

Основным способом контроля являются гласные и негласные проверки несения службы на постах и маршрутах. Для повышения эффективности контроля рекомендуется применение специальных приборов или контрольных точек, подключенных к ПЦН, видеокамер, а также других систем контроля с использованием радиосредств и приборов, применяющихся в органах внутренних дел.

Основой организации охраны объектов является договор, заключенный между подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которого находятся эти объекты.

Существуют два основных варианта порядка заключения договоров подразделениями вневедомственной охраны.

В первом случае подразделения охраны в обязательном порядке заключают договор на охрану объектов, которые подлежат государственной охране. Основанием для этого является Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, в котором определен перечень этих объектов. В него вошли объекты, которые имеют государственное значение.

Во втором случае договор заключается свободно с юридическим или физическим лицом, обратившимся с заявлением в соответствующее подразделение вневедомственной охраны, обслуживающее территорию, на которой расположен объект.

Выполнение задачи предусматривает:

- организацию приема объектов под охрану, заключение и последующее выполнение обязательств по договору;

- расстановку сил и средств, а также организацию службы личного состава подразделений охраны по обеспечению надежной защиты различных форм собственности.

Организация службы по охране – это комплекс мероприятий, направленных на наиболее рациональное использование в подразделениях вневедомственной охраны сил и средств, установление тесного взаимодействия с другими службами полиции, администрацией охраняемых объектов по вопросам обеспечения надежной охраны имущества собственников.

Основу этих мероприятий составляют:

  1. Изучение оперативной обстановки на объектах и маршрутах патрулирования – сотрудники вневедомственной охраны используют помощь других подразделений и служб органов внутренних дел. Знание участков с наиболее напряженной обстановкой позволяет определить меры по усилению охраны объектов и целесообразному использованию сил и средств;
  2. Разработка дислокации постов, маршрутов патрулей и включение их в план комплексного использования сил и средств – необходимо иметь четкое представление о режиме работы охраняемых объектов, характере хранящихся там ценностей, территориальном расположении, технической укрепленности и наличии средств связи;
  3. Управление нарядами на основе принятого решения на расстановку сил на сутки – особое внимание при расстановке нарядов обратить на определение времени несения службы, которое строго нормировано и обусловлено договором на охрану объекта;
  4. Организация взаимодействия нарядов охраны с другими службами полиции, частной охраной и общественностью;
  5. Контроль за несением службы.

По договору об охране объектов вневедомственная охрана обязуется организовать и обеспечить охрану имущества собственника, осуществлять установленный на объектах пропускной и внутриобъектовый режим и проводить другие мероприятия в целях сохранности материальных ценностей. Лица, заключающие договор на охрану объекта, в свою очередь, обязуются создать необходимые условия для обеспечения содействия охране в выполнении ею своих задач и производить оплату за охрану по договору. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5 % превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

В целях обеспечения принятого под охрану имущества собственников подразделение вневедомственной охраны организует периодические проверки технического состояния зданий, помещений, ограждений территории, исправности установленных средств связи, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, организации службы по охране объектов. Техническое состояние зданий и установленных средств сигнализации должно соответствовать требованиям, разработанным МВД России[1]. Исследованию подлежат также вопросы исполнения обязательств по договору как той, так и другой стороной. Адекватный вклад подразделения вневедомственной охраны вносят в обеспечение антитеррористической устойчивости охраняемых объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения. Реализуя обязанности полиции давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков в технической укрепленности объектов и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности на объектах данной категории, они организуют проведение комиссионного межведомственного обследования (в состав включаются представители администрации охраняемого объекта, сотрудники МЧС, ФСБ, прокуратуры и др.)[2]. Пункт 6 Инструкции устанавливает, что при обращении собственников в подразделения вневедомственной охраны и (или) филиал ФГУП «Охрана» по вопросу оборудования объекта охранной сигнализацией и подключения ее к пультам централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны, для обследования объектов на предмет технической укрепленности и оснащенности инженерно-техническими средствами охраны создается межведомственная комиссия в составе представителей подразделений вневедомственной охраны, филиала ФГУП «Охрана» и собственника[3]. Первоначальный этап – обследование объектов, принимаемых под охрану, является обязательной составляющей сложного процесса организации безопасности объекта, от качества которого во многом зависит степень защищенности охраняемого имущества. Проведение проверок возлагается на инспекторский состав подразделения вневедомственной охраны.

Наставление по организации деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел предписывает осуществлять контроль за состоянием охраняемых объектов не реже двух раз в год. Особо важные объекты находятся под более интенсивным контролем, проверки на них проводятся не реже одного раза в квартал.

Результаты каждого обследования оформляются актом, в котором указываются недостатки в технической укрепленности и определяются сроки их устранения. По истечении указанных сроков проводятся контрольные обследования, в ходе которых выясняется степень устранения выявленных недостатков.

Порядок принятия объектов под охрану:

  1. Для решения вопроса об организации охраны силами нарядов полиции вневедомственной охраны администрация или собственник объекта обращается в территориальные подразделения вневедомственной охраны с заявлением в письменной форме о приеме объекта под охрану.
  2. Руководством подразделения вневедомственной охраны, наделенного правом заключения договоров на охрану объектов, организуется проверка сведений, указанных заказчиком в заявке на оказание услуг, проводится правовая экспертиза правоустанавливающих, регистрационных документов заказчика, его финансовой состоятельности и юридической формы владения имуществом, иной документации, имеющей значение для оценки возможности оказания охранных услуг. При необходимости осуществляется дополнительная проверка достоверности   представляемой   администрацией   (собственником) объекта информации путем направления запросов в подразделения службы криминальной полиции по направлениям деятельности и иные заинтересованные ведомства и организации.
  3. В случае отсутствия обстоятельств, препятствующих выполнению охранных услуг, организуется и проводится обследование объекта.

3.1.  Обследование объекта производится межведомственной комиссией в составе представителей подразделений вневедомственной охраны, представителя ФГУП «Охрана», Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрации (собственника) принимаемого под охрану объекта.

3.2. При приеме под охрану объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и приравненных к ним объектов, а также в иных необходимых случаях в работе комиссии могут участвовать представители других заинтересованных ведомств и организаций, территориальных антитеррористических комиссий, органов местного самоуправления, вышестоящих аппаратов вневедомственной охраны.

3.3. Исходя из задач по надежному обеспечению охраны объекта, комиссия:

- определяет необходимую численность сотрудников полиции вневедомственной охраны с учетом руководящего состава, систему организации охраны (пропускной и объектовый режимы), дислокацию постов, права и обязанности нарядов, мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта и оборудованию его охранной и пожарной средствами, тревожной сигнализации и связи;

- прорабатывает конкретные обязанности администрации (собственника) объекта по вопросам обеспечения безопасных условий несения службы, надлежащего   материально-технического  обеспечения   охранных мероприятий;

- подготавливает расчеты необходимых ассигнований, изучает другие вопросы содержания и организации полицейской охраны.

3.4.  Возникшие разногласия разрешаются по обоюдной договоренности сторон администрацией (собственником) объекта и вневедомственной охраны либо их вышестоящими организациями.

3.5.  Результаты обследования объекта оформляются актом. Акт утверждается начальником подразделения охраны и руководителем объекта.

3.6.  С учетом результатов обследования объекта разрабатываются приемы дислокации постов, маршрутов патрулирования, расчета численности подразделения полиции вневедомственной охраны и стоимости его содержания, инструкция об организации охраны объекта (имущества), план-схема расположения объекта.В сметную стоимость единицы охраны включаются все расходы, связанные с содержанием и обучением начальствующего состава, административного и обслуживающего персонала, вооружения, транспорта, средств связи, специальных средств, а также иные расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. На основании результатов изучения документации на охраняемые объекты и имущество, учредительных документов юридических лиц и иных правоустанавливающих материалов, акта обследования, а также рассмотрения заявления администрации (собственника) объекта заключается договор на охрану объекта.

4.1. Конкретные обязанности СПМ, включаемые в договор, определяются с учетом поставленных перед ним задач, особенностей объекта и организации службы. На СПМ не могут возлагаться обязанности, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. В условия договора в обязательном порядке включаются вопросы технической укрепленности помещений, установления надлежащего пропускного и внутриобъектового режимов, организации работы бюро пропусков и другие положения, касающиеся организации охраны объекта, финансирования подразделения, эксплуатационного обслуживания средств связи и их ремонта, а также страхования личного состава.

4.3. К договору прилагаются:

-  перечень объектов, принимаемых под вневедомственную охрану;

-  план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны и др.;

-  дислокация постов (маршрутов) с указанием их номеров, мест и границ несения службы, определением имущества, подлежащего приему-сдаче под охрану, основных и особых обязанностей нарядов полиции вневедомственной охраны;

-  табель постов, в котором определяется перечень охраняемого имущества и порядок охраны (обороны) на каждом посту (маршруте) с учетом конкретных условий и особенностей несения на них службы (при организации службы по караульному расчету);

-  инструкции, определяющей систему и порядок обеспечения охраны на объекте, в том числе организацию пропускного и объектового режимов (при их осуществлении);

-  расчет сил и средств СПМ для охраны объекта, а также расчет денежных средств на обеспечение охраны;

-  при оборудовании объекта средствами сигнализации составляется схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов.

4.4. На объекты особой важности составляется план обороны с указанием порядка взаимодействия подразделений вневедомственной охраны, территориальных органов внутренних дел и работников охраняемого объекта в особых условиях. План обороны и защиты объекта составляется ответственным должностным лицом подразделения вневедомственной охраны, согласовывается с руководителями заинтересованных подразделений и утверждается заместителем начальника горрайоргана внутренних дел – начальником полиции общественной безопасности (местной полиции).

4.5. При заключении договора определение штатной численности личного состава, необходимого для обеспечения охраны, производится по нормам, указанным в нормативных правовых актах МВД России.

  1. После заключения договора приказом руководителя Управления (отдела) вневедомственной охраны, в прямом подчинении которых находится отдел (отделение) или СПМ, объявляются штаты СПМ. Штаты СПМ подразделения вневедомственной охраны МВД России объявляются приказом начальника соответствующего подразделения вневедомственной охраны при МВД России.
  2. Наряды полиции вневедомственной охраны выставляются на охраняемых объектах не позднее шести месяцев после заключения договора при условии выполнения администрацией (собственником) объекта всех требований по его оборудованию, а также обеспечения материально-техническими средствами и помещениями, предусмотренными актом обследования и условиями заключенного договора. В случаях, когда комплектование сотрудников полиции для охраны объектов не представляется возможным в установленные сроки, по согласованию сторон они могут быть продлены.
  3. Объем и характер режимных мероприятий определяются руководителями (собственниками) объекта и начальником Управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны, командиром СПМ с учетом особенностей объекта и задач, возложенных на охрану.

7.1. Запретные зоны на территории охраняемого объекта устанавливаются по распоряжению его руководителей (собственников); на участках местности, не относящихся к охраняемому объекту, – решениями органов местного самоуправления.

7.1.1. Режимные мероприятия предусматривают:

-  установление порядка ввоза (вывоза), вноса (выноса) имущества, допуска на охраняемую территорию физических лиц и транспортных средств;

-  введение ограничений в передвижении по территории объекта;

-  установление запретных зон на подступах к охраняемому объекту.

7.2. Охрану объекта организуют начальник отдела (отделения) вневедомственной охраны и командир СПМ.

7.2.1. В зависимости от характеристики объекта, места и других особенностей охрана может быть организована следующими способами;

-  по периметру – когда наряды полиции выставляются по границе охраняемой территории и преграждают доступ на нее вне пропускных пункта;

-  по отдельным объектам – когда наряды полиции выставлением непосредственно на охраняемых объектах или около них;

-  смешанным способом – по периметру и отдельным объектам одновременно.

7.2.2. Для охраны и обороны объектов, соблюдения режимных мероприятий устанавливаются посты охраны, на которых наряды полиции вневедомственной охраны несут службу по караульному или сторожевому расчету.

  1. Приостановление (прекращение) договорных обязательств осуществляется по письменному уведомлению одной из сторон и оговаривается условиями договора.
  2. Расходы по упразднению (реорганизации, сокращению) охраны производятся за счет средств администрации (собственника) объекта, что предусматривается в условиях договора.
  3. О выставлении (снятии) полицейской охраны на объекте составляется акт, который подписывается начальником подразделения вневедомственной охраны и руководителем охраняемого объекта.
  4. В целях обеспечения охраны объектов различных форм собственности, в т. ч. помещений с личным имуществом граждан, силами нарядов полиции вневедомственной охраны с помощью ПЦН организуется централизованная охрана.
  5. Централизованная охрана осуществляется путем оборудования охраняемых объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации и обеспечения оперативного реагирования нарядов полиции вневедомственной охраны на сигналы «Тревога» с охраняемых объектов.

12.1. Количество групп задержания СПМ определяется начальником подразделения вневедомственной охраны по согласованию с командиром СПМ с учетом числа охраняемых объектов (квартир), состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории, надежности работы средств охранной сигнализации, подключенной к ПЦН, и обеспечения своевременного прибытия к объектам по сигналам тревоги.

12.2. ГЗ СПМ предназначаются для оперативного выезда и осмотра охраняемых объектов при срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации, их блокирования и задержания преступников.

12.3. Несение службы ГЗ СПМ осуществляется посредством патрулирования по маршруту, установленному Дислокацией, либо путем реагирования насигналы «Тревога» из определенных Дислокацией и договором постоянных мест размещения. В этом случае место их постоянного размещения определяется с учетом максимальной концентрации объектов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, а также наиболее подверженных преступным посягательствам.

12.4. ГЗ СПМ в рамках несения службы реализуются следующие задачи:

-  отработка поступающей из дежурных частей и ПЦО информации о состоянии охраны объектов и изменениях оперативной обстановки;

-  своевременное предупреждение краж и иных преступных посягательств по поступившим на системы централизованного наблюдения сигналам тревоги, а также преследование и задержание преступников по «горячим следам»;

-  охрана места происшествия и сохранение следов преступления до прибытия следственно-оперативной группы органа внутренних дел;

-  охрана объектов, не взявшихся на ПЦН.

12.5. Охрана объектов, не подключенных к ПЦН, осуществляется нарядом полиции вневедомственной охраны путем патрулирования на автомашинах, мотоциклах в количестве не менее 3-х человек, а также пешим порядком в количестве не менее 2-х человек согласно разработанным маршрутным карточкам (одиночное патрулирование допускается только для полицейского-кинолога со служебной собакой).

Исходя из вышеизложенного, производство приема объектов под охрану может быть представлено в виде системы стадий и этапов:

  1. Принятие под охрану. На данной стадии решается общая задача – исполнение административного предписания об установлении на определенной категории объектов государственной охраны и частная задача – передача конкретного объекта под вневедомственную охрану. Состоит из этапов:
  • возбуждение дела – поиск собственника для заключения договора об охране имущества. Итогом является обращение администрации объекта в подразделение вневедомственной охраны при органе внутренних дел с ходатайством о принятии объекта под охрану;
  • подготовка объекта к передаче под охрану – подготовка объекта и подразделения вневедомственной охраны к передаче объекта под охрану (предварительное обследование объекта; соглашение режима охраны; требования руководителя объекта, подлежащего передаче под вневедомственную охрану; сроки выполнения предписаний вневедомственной охраны в части технической укрепленности). Проведение преддоговорного обследования осуществляется в целях определения категории охраняемого объекта, разработки комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную степень защищенности имущества собственника по доступной цене. Главным участником преддоговорного обследования является представитель подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, который изучает объект на соответствие требованиям, предъявляемым к объектам[4]. Завершает все составление акта обследования объекта. Его форма утверждена приказом МВД РФ от 4 августа 2006 г. № 609.
  • урегулирование разногласий – является факультативным этапом. При заключении договора на охрану объекта нередко возникают разногласия по отдельным условиям осуществления охраны объекта. Законодательство об отдельных видах договоров предусматривает обращение в арбитражный суд для разрешения спора об условиях заключаемого договора. Передача разногласий на разрешение арбитражного суда может быть оговорена в соглашении сторон.
  • выставление охраны на объект – охрана на объект выставляется после выполнения всех подготовительных мероприятий. Составляется акт о выставлении наряда полиции вневедомственной охраны согласно приказу МВД России от 4 августа 2006 года № 609.
  1. Непосредственная охрана – данная стадия является основной. Ее задача заключается в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных и других противоправных посягательств посредством охраны объектов. Имеет следующие специфические этапы и характеризуется определенной цикличностью – многократным повторением принятия под охрану объекта, смены нарядов, передачи объекта из-под охраны:
  • принятием под охрану – является осмотр и установление состояния объекта (конкретного помещения), принятие нарядом полиции ответственности за сохранность объекта. В осмотре участвуют наряд полиции, заступающий на службу, и представитель администрации;
  • охраной – охрана объекта и соблюдение режимных мероприятий;
  • сменой нарядов – в его задачи входят осмотр и состояние объекта, передача ответственности за сохранность объекта от одного наряда полиции к другому. Смена нарядов производится на основании утверждаемой руководителем подразделения вневедомственной охраны постовой ведомости, в которой указывается состав наряда и время несения службы;
  • передачей из-под охраны – осмотр и установление состояния объекта, сложение ответственности за объект нарядом полиции. Состав субъектов такой же, как и на первом. Однако правовые последствия другие: представитель администрации своей подписью в журнале приема-сдачи удостоверяет, что объект сдается нарядом полиции из-под охраны в том же состоянии, в каком принимался.
  1. Оборона объекта – данная стадия специфична. Ее задача – отражение нападения на охраняемый объект:
  • разработка соответствующих планов – для разработки плана обороны создается группа из сотрудников всех служб, привлекаемых к действиям по этому плану. Порядок разработки планов обороны регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами;
  • неотложные действия при возникновении чрезвычайных ситуаций – действия, выполняемые после получения сигнала тревоги и до введения в действие плана обороны, являются самостоятельной частью стадии обороны, не входят в план обороны и предшествуют отражению нападения на объект;
  • отражение на объект – производится в порядке, устанавливаемом ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, имеющими ограничительный гриф.  Данный этап имеет факультативный характер. На большинстве объектов не возникает оснований для его осуществления;
  • отработка действий по планам – особенностью данного этапа является периодическая повторяемость. В соответствии с требованиями нормативных документов в подразделениях вневедомственной охраны ежеквартально проводятся оперативно-тактические учения по отработке планов обороны.
  1. Разрешение споров – здесь рассматриваются споры об изменении условий или расторжении договоров, о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств сторонами, а также о понуждении заключить договор. Данный этап состоит из следующих этапов:
  • предъявление иска;
  • принятие решения компетентным органом;
  • обжалование решения вышестоящему органу (факультативная);
  • реализация решения.
  1. Расторжение договора на охрану объекта – задача данной стадии: снятие охраны с объекта после минования надобности, так как договоры об охране объектов заключаются на определенный срок. Если ни одна из сторон за два месяца до окончания срока договора не потребует его расторжения, то он считается продленным на тот же срок. Одностороннее расторжение договора допускается только при: 1) отказе одной из сторон от подписания двухстороннего акта профилактического обследования; 2) систематическом невыполнении хозорганом предписаний двухстороннего акта профилактического обследования; 3) несвоевременной оплате хозорганом за охрану объектов; 4) отказе хозоргана от подписания перечня охраняемых объектов, являющегося неотъемлемой частью договора в течение срока действия договора об охране. Об одностороннем расторжении договора другая сторона должна быть уведомлена не менее чем за 15 дней.
  • уведомление о прекращении договорных отношений – заключается в волеизъявлении администрации объекта, выраженном в письменном уведомлении вневедомственной охраны о расторжении договора;
  • снятие охраны – здесь администрацией объекта и руководителем подразделения вневедомственной охраны составляется акт о снятии охраны с объекта, предусмотренный ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Акт о снятии охраны является основанием для прекращения выполнения сторонами обязательств по договору.

Для достижения поставленных задач, реализации соответствующих им функций на вневедомственную охрану возложены обязанности по охране объектов, квартир граждан и общественного порядка. Ведомственными и локальными нормативными актами на работников вневедомственной охраны, как правило, возлагаются общие обязанности: знать действующее законодательство в сфере охраны собственности от противоправных посягательств; добросовестно исполнять служебные обязанности по защите объектов от посягательств; пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах, в зоне постов и маршрутов патрулирования уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, средствами связи и сигнализации; знать и соблюдать порядок действий в случаях обнаружения взрывоопасных предметов и веществ, при получении сообщений об угрозе взрыва и возникновениидругих чрезвычайных ситуаций; знать и соблюдать правила пожарной безопасности на охраняемых объектах, меры личной безопасности при несении службы и обращении с оружием.

Кроме общих обязанностей, исполняемых вневедомственной охраной в соответствии с правовыми нормативными актами, каждое подразделение вневедомственной охраны принимает на себя обязанности в отношении конкретного объекта, которые отличаются определенной спецификой.

В необходимых случаях наряды производят оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности, внештатные сотрудники полиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства.

Следы, оставленные личным составом нарядов, отмечаются ясно видимыми указателями и знаками.

Нарядам на месте происшествия не разрешается курить, бросать какие-либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры и отвечать на вопросы посторонних лиц.

Полицейскомуы на месте происшествия должны в первую очередь запомнить и сделать по возможности необходимые записи по фиксации обстоятельств, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения и т. д.

Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и т. п.

Сотрудники полиции на месте происшествия обязаны действовать решительно, спокойно и уверенно, не допускать суетливости, окриков и других действий, которые могут вызвать обострение взаимоотношений с гражданами.

К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой оставаться на месте и не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, места работы и номера телефонов; выясняет число правонарушителей, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись; и какими транспортными средствами пользовались, их номера и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.

В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других условий наряды принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом, картоном, шифером и другими подручными средствами. Для сохранения следов на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, толи и других непромокаемых материалов.

Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебно-разыскной собаки.

При прибытии следственно-оперативной группы или работника, которому поручено расследование преступления, старший ГЗ ПЦО докладывает о всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.

В том случае, если есть достаточные основания подозревать, что правонарушители находятся на охраняемом объекте, наряд полиции немедленно докладывает об этом дежурному ПЦО, вызывает дополнительный наряд и устанавливает тщательное наблюдение за объектом таким образом, чтобы правонарушители не могли скрыться с места происшествия.

Оружие должно быть готовым к применению и стоять на предохранителе.

По прибытии дополнительных сил необходимо принять меры к задержанию правонарушителей.

а) при наличии полицейского-кинолога с собакой

Старший наряда громким голосом предлагает правонарушителям, проникшим на объект, добровольно сдаться и предупреждает о применении служебной собаки. Полицейскому-кинолог подает собаке команду «Голос». После предупреждения собака без ошейника и шлейки пускается внутрь помещения, вслед за ней заходят сотрудники полиции.

Соблюдая меры предосторожности, ориентируясь на лай служебной собаки, наряд полиции осматривает помещения объекта и задерживает правонарушителей, обнаруженных на объекте;

б) при отсутствии полицейского-кинолога с собакой

Осмотр производится не менее, чем тремя сотрудниками полиции.

Старший наряда уточняет у «хозоргана» планировку объекта, места возможного укрытия правонарушителей и распределяет обязанности между сотрудниками объясняет порядок действия, определяет сигналы взаимодействия. Проверяется экипировка и спецсредства, огнестрельное оружие приводится в готовность.

Дается команда на проведение осмотра и задержание правонарушителей.

Объект осматривается методично и последовательно (слева-направо или справа-налево) без пропусков в осмотре каких-либо помещений.

В обязательном порядке оставляется один из сотрудников полиции для охраны с наружной стороны объекта для пресечения попытки бегства правонарушителя через окна или чердачные помещения, люки и другие выходы.

В процессе осмотра необходимо помнить о соблюдении мер личной безопасности сотрудников полиции:

-  источник света держать в вытянутой в сторону от корпуса руке;

-  запрещается высвечивать своих сотрудников;

-  при проникновении внутрь объекта у входа не толпиться, при возможности входить через разные проемы;

-  не останавливаться в дверных или оконных проемах;

-  не перебегать мимо оконных проемов в полный рост;

-  не выходить сразу в центр помещения;

-  максимально использовать имеющиеся прикрытия (мебель, прилавки и т. п.);

-   оружие держать готовым к немедленному применению, при неукоснительном соблюдении мер предосторожности, исключающих поражение сотрудников при случайном выстреле (оружие должно быть направлено вверх, поставлено на предохранитель). Необходимо избегать нахождения сотрудников на одной линии с возможным направлением стрельбы;

-   для того, чтобы открыть дверь, необходимо сначала ее приоткрыть, затем сильным толчком ноги отворить ее так, чтобы она ударилась о стену (при условии, что дверь открывается вовнутрь), при открывании двери наружу – находиться сбоку от дверного проема, рукой открыть дверь (второй полицейский должен находиться несколько в стороне от дверного проема и на расстоянии с таким расчетом, чтобы иметь возможность наблюдать пространство за дверью и отразить вероятное нападение);

- при задержании каждый правонарушитель в обязательном порядке обыскивается, при этом сотрудники полиции страхуют друг друга.

Экипаж ГЗ ПЦО не покидает объект до полного выяснения причин срабатывания сигнализации. Он обязан находится на месте происшествия до прибытия представителя «хозоргана» и собственника имущества. При отсутствии собственника имущества, находящегося под охраной, перезакрытие объекта осуществляется с использованием хранящихся на ПЦО ключей, о чем составляется акт о вскрытии и постановке объекта под охрану ПЦН. При невозможности восстановления работоспособности сигнализации по указанию дежурного ПЦО обеспечивается охрана объекта.

Слаженность работы подразделений вневедомственной охраны при ОВД во многом зависит от уровня профессиональной подготовки, умелого использования технических и специальных средств, тактических способов и приемов несения службы и задержания правонарушителей в различных ситуациях с учетом складывающейся обстановки.

[1] Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов. РД 78.147-93 МВД России.

[2] ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О полиции». СПС Гарант-плюс.

[3] Приказ МВД России от 22 сентября 2005 года № 775.

[4]Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов. РД 78.147-93 МВД России. М., 1993.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!