Общественные организации и движения

Содержание

Введение 3

1. Сущность и функции общественных организаций 4

2. Типология общественных организаций 7

3. Общественно-политические организации России 9

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Общественные объединения как основной элемент осуществления права граждан на объединение играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их роль чрезвычайно высока при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Значение всероссийских общественных объединений и массовых общественных движений в полной мере проявилось при проведении выборов в Государственную Думу в 2007 году. Надо полагать, что в ходе президентской компании в 2008 гг. будет выявлено значительное количество особенностей и закономерностей участия и роли общественных объединений как субъектов административного права.

Наряду с положительными моментами в процессе административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией права на объединение возникают и существенные проблемы.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. Препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами является высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

Важнейшим элементом развития и взаимодействия государства и гражданского общества является создание эффективной правовой базы, обеспечение взаимодействия, механизмов правовой защиты общественных структур.

1. Сущность и функции общественных организаций

Более 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвиль (1805 - 1859) заметил, что в демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области. Ученый подчеркивал актуальность создания разветвленного универсального механизма взаимосвязи государства и гражданского общества. Однако этот механизм является не только посредником во взаимоотношениях власти и общества, но и средством контроля за государством со стороны гражданского общества. Наличие такого механизма свидетельствует о зрелости гражданского общества, его способности к самоорганизации. Благодаря созданию различных ассоциаций, партий, клубов, общественных движений, призванных отражать устойчивые группы интересов, информация об их наличии доводится до властных институтов, которые ищут пути согласования разнородных потребностей и тем самым обеспечивают стабильность и прогресс общества в целом [12, c. 146].

Действительно, на политической сцене действуют различные политические силы. Одни из них действуют открыто, осуществляя различные политические акции. Их называют реальными. Это - партии, клубы, общественные движения, средства массовой информации, церковь, профсоюзы. Другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Их называют латентными (скрытыми). К ним относятся лобби, заинтересованные группы, которые в обмен на предоставляемые со стороны государства льготы гарантируют содействие государственным интересам, клиентелы (объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей) [12, c. 147].

Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых [9, c. 186].

Известно, что в странах Восточной Европы в недалеком прошлом существовали массовые организации и движения: Отечественный фронт в Болгарии, Национальный фронт в Чехословакии, Патриотическое движение национального возрождения в Польше и т. д. Хотя они носили больше показной характер, но определенную политическую роль выполняли: служили средством общественной легитимации деятельности правящих коммунистических и рабочих партий. По мере назревания политического кризиса эти движения перестали выполнять свою функцию, закрепленную партийной системой, и распались.

Новая социально-политическая ситуация вызвала к жизни иные движения и организации политизированного характера. Такие, скажем, как политические форумы, независимые профсоюзные объединения типа польской «Солидарности» и другие. Они и стали решающим фактором политической мобилизации широких слоев населения против существовавших партийных систем.

Общественные движения - это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.

Общественные организации - это внегосударственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения - все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение - это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность» [9, c. 187].

В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой Устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна [6].

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ее. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

2. Типология общественных организаций

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение - межклассовым.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т. д.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные [7].

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Можно сказать, что вся палитра диалектики движений и организаций проявляется в последние годы в нашей стране. Прежде всего это связано с формированием многопланового и противоречивого спектра специфических интересов, социальных ожиданий и претензий общественных групп, национальных общностей, профессиональных слоев, демографических образований и трудовых коллективов. Однако наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Только тогда фактор интересов срабатывает, когда, во-первых, состояние неудовлетворенности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. Словом, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов.

3. Общественно-политические организации России

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

• общественная организация;

• общественное движение;

• общественный фонд;

• общественное учреждение;

• орган общественной самодеятельности;

• политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [4].

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения [5, c. 201].

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законами. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе [10, c. 244].

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации [10, c. 246].

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.

Партийная система в России представлена значительным многообразием политических группировок. Они различаются по трем критериям: 1) по содержанию идеологических воззрений, и, прежде всего представлений партий об устройстве общества, механизмах его развития. Среди идеологических ориентаций следует отметить три системы ценностей, вокруг которых группируются партии: либеральная ("западническая"), коммунистическая и национально-патриотическая, включающая русскую идею ("почвенническая"); 2) по способам преобразования российского общества: сторонники постепенных преобразований и последователи быстрых и глубоких изменений (радикалы). По второму критерию крайние полюса партийной системы представляют "радикалы": Русское национальное единство. Либерально-демократическая партия России, троцкисты. Демократический союз и т. д.; и "умеренные" - блок "Яблоко", Аграрная партия. Демократическая партия России, ПРЕС и т. д. Между ними располагаются центристы, тяготеющие к сочетанию реформ и оправданных глубоких преобразований: блок "Наш дом - Россия", Демократический выбор России и т. д. Как видим, приверженность к определенным способам преобразования общества объединяют партии, противоположные по своим идеологическим устремлениям; 3) по отношению к правящему режиму: оппозиционные и правящие партии [6].

В стране в 90-е годы процесс образования многочисленных движений и организаций носил взрывоподобный характер. И не случайно. Сказалось длительное блокирование групповых интересов и социальных ожиданий, так как отсутствовали в обществе и его политической системе соответствующие каналы артикуляции интересов и в целом самовыражения человека. Сложился жесткий водораздел между официальным, партийно-бюрократическим и неофициальным массовым сознанием; достигло критического уровня недоверие людей к тем целям, которые пропагандировались существующими общественно-политическими организациями. В республиках процесс еще более обострился ввиду нерешенности многих аспектов национального вопроса.

В сложившейся атмосфере, пропитанной острыми социально-политическими и идеологическими противоречиями, вначале стали возникать вне существовавшей системы организаций протестные движения и организации радикально-демократического характера. Это народные фронты, экономические движения, объединения избирателей. Затем формируются массовые движения внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются своеобразные блоки-движения: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся России», «Трудовая Москва» и другие. Ряд организаций и движений перерастают в политические партии. Национальные фронты в некоторых союзных республиках стали правящими.

Прослеживая диалектику процесса формирования новых общественных движений и организаций и преобразования существовавших ранее, нельзя не отметить такие его особенности. Во-первых, политизированный и идеологизированный характер подавляющего большинства движений. Во-вторых, эволюцию большинства (национальных фронтов всех без исключения) в плане нарастания антисоциалистической, националистической и антисоветской направленности. В-третьих, превалирование конфронтационного, разрушительного, а не созидательного моментов в ориентациях и действиях вновь возникших общественных образований.

Особенностью современного этапа развития политической системы в нашей стране стал бурный рост групп интересов, которые активно включились в политическую жизнь.

Самостоятельным направлением общественно-политического движения выступает правозащитная деятельность («Свобода миграции для всех», «Комитет социальной защиты», «Защита» и др.).

Заключение

Общественные движения - это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.

Общественные организации - это внегосударственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов.

Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т. д.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными).

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Особенностью современного этапа развития политической системы в нашей стране стал бурный рост групп интересов, которые активно включились в политическую жизнь.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. - 1993. №237. 25 декабря.

2. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 145.

3. О политических партиях. Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

4. Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1930.

5. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Юридическая литература, 2003. 902 с.

6. Белов Г. А. Политология. – М.: Черо, 2007.

7. Габричидзе Б. Н. Российское административное право. – М.: Инфра-М, 2006. 784 с.

8. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 2003.

9. Зеркин Д. П. Основы политологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

10. Мухаев Р. Т. Политология. – М.: Приор, 2007.

11. Общественные объединения в РФ. Сборник нормативных актов. Комментарии. – М.: Приор, 2007.

12. Радугин А. А. Политология. – М.: Центр, 2005.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.0 KiB, 36 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!