Общественные блага

Рынок работает эффективно, если есть возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции. Такое возможно для частных благ, когда продавец контактирует с каждым потребителем. Частные блага обладают признаками исключаемости и избирательности в потреблении. Первый признак означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других субъектов. Второй признак означает, что получение определенных выгод от потребления данного блага может получить только один субъект. Это означает, что потребители должны конкурировать друг с другом за право потребления блага.

Вместе с тем среди всех благ встречаются и такие, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену при помощи работы рыночного механизма любо невозможно, либо чрезвычайно дорого и поэтому нецелесообразно. Речь идет  об так  называемых общественных благах. Общественными называются такие блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать и потреблять это благо. Примером общественных благ могут быть система национальной обороны, общественные водопровод и канализация, освещение улиц и т. д. Полезность таких благ достается всем гражданам, независимо от того хотят они эти блага потреблять или нет, платят они за него или нет.

В отличие от частных благ, общественные блага обладают признаками неисключаемости и неизбирательности в потреблении. Это означает, во-первых, что потребители общественных благ не являются исключительными потребителями. Любой субъект рыночной экономики, независимо от того, платил он или не платил за благо, не может быть лишен возможности его потребления, и во-вторых, объем потребления блага одним человеком не влияет на доступность данного блага для других.

Таким образом, если частное благо приносит полезность только покупателю, то общественное благо  потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Это связано с тем, что используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем, т. е. являются неисключаемыми благами. Но если места парковки уже заняты одними лицами, для других они становятся недоступными, что наделяет благо признаком избирательности.

Общественные блага преимущественно предоставляются и оплачиваются государством, за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не починяются законам рыночного механизма и вряд ли будут поставляться на рынок  в  оптимальных  объемах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!